Не добившись серьезного успеха в деле давления на Россию с помощью санкций, Евросоюз решил воздействовать на нас с помощью пропаганды. В ЕС создана специальная команда под руководством главы европейской дипломатии Федерики Могерини, которая должна будет бороться с влиянием российских СМИ как у нас в стране, так и на территории соседних от РФ государств.
Официальные формулировки задач новой команды звучат как «проверка фактов и исправление дезинформации и мифов» и «углубление диалога со стороны Европы по отношению к России и странам, расположенным восточнее границ ЕС». Но вряд ли у кого есть сомнения, что речь идет о попытках Запада навязать жителям нашей страны свое понимание происходящих в мире процессов и желании поссорить Россию с соседями.
Известно, что все члены специальной команды должны свободно владеть русским языком и хорошо разбираться во внутрироссийских проблемах. Как сообщается, уже отобраны пять человек…
Ни для кого не секрет, что информационная составляющая — одна из самых важных в противоборстве с тем или иным государством. Известно, что президент США регулярно проводит встречи с руководителями крупнейших интернет-компаний, среди которых популярные социальные сети и агрегаторы новостей. Многие программы специально пишутся под политические задачи. Скажем, во время госпереворота в Египте в 2011 году один из блог-сервисов внедрил возможность отправлять короткие голосовые сообщения. В Вашингтоне не скрывали, что таким образом пытаются помочь митингующим на Тахрире лучше координировать свои действия. Можно заметить, что сейчас в российском сегменте интернета некоторые международные поисковики выводят в «топ» сообщения с украинских сайтов. В конце мая этого года в сети прошла информация, что посол США в России Джон Теффт проводил закрытую встречу с российскими оппозиционными блогерами. А недавно было принято решение о расширении вещания американского радио «Свобода» на постсоветские республики.
Запад уже давно использует весь арсенал технических средств для проведения внешней политики. От радио до интернета, от социальных сетей до мобильных приложений. Сейчас все возможности будут направлены против нашей страны.
Но главные вопросы, это с помощью каких методов западные пропагандисты надеются убедить в своей правоте россиян и жителей соседних государств, и какие могут быть контрмеры с нашей стороны?
Профессор филологии, специалист по массовым коммуникациям Елена Борисова считает, что тактика ведения информационной войны может быть самой разнообразной:
— На мой взгляд, создание специальной команды в Евросоюзе — это некоторое прикрытие. Европейцы стараются показать, что раньше никакой работы в информационном пространстве в отношении нас они не вели. Но наиболее эффективные средства пропаганды те, о которых особо не говорят. Теперь работа будет просто несколько перестроена.
Как будут воздействовать на умы россиян, догадаться не сложно. Основные проблемы наших граждан лежат в социальной плоскости. И чем дальше, тем они становятся более актуальными. Про них и будут говорить.
Что касается постсоветских государств, то достаточно легко говорить людям, что их «объедает» большой сосед. Мол, Россия всё берет себе, не оставляет ресурсов для развития.
«СП»: — Сейчас в нашем обществе наблюдается очевидный патриотический подъем. Неужели в Европе рассчитывают, что россияне станут какими-нибудь космополитами?
— Вовсе не обязательно затрагивать патриотические чувства граждан. Хорошая пропаганда строится по принципу Айкидо, то есть используется динамика движения противника против него же самого. Европейцы могут говорить россиянам: «Ваша страна замечательная, она достойна большего». И с этим постулатом действительно трудно спорить. К тому же легко указать слабые места нашей власти, которые могут быть задействованы в пропаганде. Скажем, сейчас идут реформы, которые негативно затрагивают всю интеллигенцию, начиная от врачей и заканчивая преподавателями высших учебных заведений. В кругах интеллигенции зреет недовольство.
«СП»: — Наш народ имеет хороший опыт информационного воздействия во времена «перестройки».
— Кто пережил тот обман, тот умеет распознавать пропагандистские приемы. Но уже появилось новое поколение, которое выросло в другой ситуации. То есть, в условиях многообразия СМИ. В такой обстановке возможностей для манипуляции общественным сознанием намного больше. Мы это наглядно видим на примере западных обывателей, которые намного более доверчивы, нежели были советские люди, как бы парадоксально это не звучало. Так что высока вероятность, что нашу молодежь можно будет поймать на пропагандистские уловки.
Тем более, сейчас есть интернет, есть интернет-телевидение. И этого вполне достаточно, чтобы воздействовать на политически активную часть общества.
«СП»: — Какие контрмеры можем предпринять мы?
— Главное — указать на настоящие интересы Евросоюза. Показать, что ЕС — не самостоятельный игрок, а марионетка в чужих руках. Надо рассказывать о том, что западная пропаганда ставит перед собой определенные цели, что она проплачена нашими противниками. Во-первых, это правда. Во-вторых, люди обычно моментально перестают верить пропаганде, если узнают, что она небескорыстна.
Конечно же, контрмеры связаны с информационной инициативой. Если у нас в стране происходит что-то нежелательное, то лучше первыми сказать об этом самим, а не ждать, пока о том или ином явлении скажет противник, да еще в негативном свете.
Надо помнить, что правда — исключительно хороший контрпропагандистский инструмент.
«СП»: — Как мы можем противостоять западной пропаганде в соседних постсоветских странах?
— Необходимо, чтобы в национальных секторах интернета постсоветских стран были наши участники. Они должны на языках народов республик вести коммуникации. С одной стороны, они должны быть благожелательны к жителям соседних государств, с другой, — приводить нашу точку зрения, основываясь на разумных доводах.
«СП»: — Запад будет постоянно увеличивать мощность своей пропаганды, или что-то может заставить его, в конце концов, свернуть свою активность на информационном поле?
— В принципе, Запад никогда и не отступал. Не отступит он и в будущем. Если у Запада есть какой-то соперник, даже не противник, а соперник, то это будет основанием для того, чтобы давить конкурента.
— Западная пропаганда может возыметь действие, если Россия в информационном противодействии будет делать ошибки, то есть допускать всякие неточности или вести оборонительную политику, не будет наступать, — говорит ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Карякин. — Скажем, отделения нашего РИСИ сейчас выдавливают из некоторых стран постсоветского пространства. Это тоже часть информационной войны. И действия наших противников будут успешны, если наши представительства не будут взаимодействовать с пророссийски настроенными людьми. Это касается и Белоруссии, и Молдавии, и Приднестровья. Если мы будем наступать, то методы наших противников будут неэффективными.
«СП»: — То есть, нам надо овладеть всеми техническими средствами информационной войны.
— В этой области главное не технические средства, а методы, подходы, идеи, способные воздействовать на общественное мнение. Наши идеи должны доходить до умов и сердец людей. В этом плане, надо действовать так, как наши соперники.
Мы должны использовать четкие исторические аргументы, которые бы доказывали правомерность российской политики, скажем, относительно Крыма, Новороссии, защиты русскоязычных жителей постсоветского пространства.
«СП»: — Каков арсенал средств есть у Запада для воздействия на россиян и людей на постсоветском пространстве?
— Во времена «холодной войны» из-за «железного занавеса» вещали «чужие голоса». Они пытались создать критическое отношение к советской действительности и внешней политике СССР. Радиопередачи глушили, но кто-то у нас всё равно их слушал.
Сейчас перечень технических возможностей заметно расширился. Глобализация привела к созданию общемирового информационного пространства. Информация распространяется поверх границ. Для этого используется интернет, социальные сети, различные блоги, мобильные приложения.
Уже не секрет, что социальные сети контролируются Западом и, в частности, Соединенными Штатами. Сидит специально обученный персонал, который создает сеть влияния в России и на территории постсоветского пространства.
Весь этот арсенал используется для информационного воздействия. Но и нам надо работать с пророссийски настроенными людьми и общественными силами, чтобы противодействовать западной пропаганде.
«СП»: — Что можно противопоставить откровенной лжи?
— Только правду. Конечно, у некоторых граждан западная пропаганда будет в любом случае находить отклик. Есть те, кто у нас в стране настроен антироссийски, это так называемая «пятая колонна». Они изначально непатриотичны, по своему мировоззрению космополиты. Но патриотически настроенных граждан подавляющее большинство.
Можно вспомнить, какая была на Западе пропаганда после войны в Южной Осетии в 2008 году. Все кричали о «российской агрессии». Но вскоре вся информационная «шелуха» опала, и обнажился преступный характер режима Саакашвили. В итоге он попал под уголовное преследование у себя на родине и был вынужден бежать. Это же правда победила. И не только на международной арене, но и внутри Грузии люди поняли суть произошедшего.
«СП»: — Создание специальных отделов для информационной войны свидетельствует о том, что Запад приготовился к длительной осаде нашей страны.
— Осаду Запад начал сразу после Второй мировой войны. Но получилось так, что СССР достиг паритета с США. И Запад перешел к тактике нормализации международных отношений. Наступила «разрядка», были подписаны Хельсинские соглашения.
Россия должна укрепиться в экономическом, военном, политическом отношении. Естественно, при поддержке народа. Тогда Запад просто будет вынужден пойти на компромисс. Возможно, будут соглашения «Хельсинки-2».