Представители Донецкой и Луганской народной республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего 8 июня направили Минской контактной группе проект изменений и дополнений к Конституции Украины. Документ, переданный временному координатору рабочей группы по политическим вопросам от ОБСЕ Пьеру Морелю, состоит из 14 страниц и предусматривает поправки к разным статьям Основного закона Украины, которые гарантируют Донбассу значительную автономию. При этом в проекте признается, что «отдельные районы с особым статусом или их ассоциации являются неотъемлемой составной частью Украины». Таким образом, согласие руководства ДНР и ЛНР на то, чтобы остаться в составе «незалежной», теперь оформлено официально.
«В отдельных районах с особым статусом действует особый порядок и особый статус местного самоуправления, предусматривающий отдельное правовое регулирование», — говорится в документе. Правда, полномочия, которыми будут обладать местные власти, прописаны действительно широкие. Так, «отдельные районы» (в документе не фигурируют названия ДНР и ЛНР) даже могут сами формировать избирательные комиссии на своей территории, одобрять кандидатуры судей и прокуроров. Не менее важно и то, что органы местного самоуправления вправе создавать органы охраны общественного порядка (народную милицию) и самостоятельно назначать или увольнять их руководителей.
В статье 139 определены сферы, которые относятся к ведению «отдельных районов с особым статусом». Это назначение местных референдумов и выборов, разработка и принятие местных бюджетов, обеспечение права на использование русского и иных национальных языков и даже заключение договоров с иностранными государствами или их административно-территориальными единицами.
Кроме того, проектом закрепляется пребывание Александра Захарченко и Игоря Плотницкого на постах глав республик. «Высшие должностные лица, возглавляющие исполнительную власть, действующую на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей на дату принятия настоящих изменений в Конституцию Украины, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения этих полномочий в порядке, установленном актами отдельных районов с особым статусом Донецкой и Луганской областей», — сказано в проекте.
Представители народных республик указывают, что эти предложения являются логичным шагом по выполнению Минских соглашений. Но большой вопрос в том, согласятся ли в Киеве рассматривать эти поправки. До сих пор украинские власти не изъявляли ни малейшего желания выполнять политическую часть соглашений. Характерно, что в один день с представлением поправок к Конституции, украинский премьер Арсений Яценюк, который находится с официальным визитом в Вашингтоне, заявил, что «незалежная» вернет Донбасс и Крым и победит «тьму» и «диктатуру».
Кстати о Крыме. В проекте изменений к Конституции Украины от ДНР и ЛНР полуостров, равно как и Севастополь, названы частями Украины. Например, в статье 133 говорится, что «систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей, области, районы, города, районы в городах, поселки и села». Упоминается Крым в составе Украины и в других статьях. Полномочный представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего объяснил «СП», с чем это связано.
«Крым в упомянутых статьях действующей Конституции Украины фигурирует и сегодня. А теперь вопрос: есть ли у нас право что-то решать о статусе Крыма? Кто мы такие, чтобы Крым куда-то добавлять или убирать? Мы в наших предложениях затронули только то, что касается Луганской и Донецкой областей и что предусмотрено в Минских соглашениях. О Крыме в этих соглашениях нет ни слова. Мне кажется, было бы неестественно, если бы Донбасс решал судьбу Крыма», — заявил он.
В то же время, в проекте изменений есть пункты, которые касаются не только Донецкой и Луганской областей. Так, последнее приложение предусматривает принятие поправки в Конституцию Украины, которая гарантирует нейтральный и внеблоковый статус страны. С трудом верится, что Киев, который только недавно отменил этот пункт, снова включит его в Основной закон. Даже если украинские власти пойдут на изменение Конституции, где гарантия, что они не начнут постепенно отбирать автономию, как было с тем же Крымом в начале 90-х? Владислав Дейнего считает, что такие гарантии есть.
— Сравните пункты в отношении автономии Донбасса, которые предлагаем мы, с правами Крыма, которые прописаны сейчас в украинской Конституции. Там только декларации в отношении полуострова, но не настоящая автономия. У нас же закладываются реальные механизмы, которые на основе децентрализации позволяют региону самостоятельно решать вопросы своей ментальной принадлежности, экономической деятельности и развития этих территорий. Крым такими правами не обладал, поэтому стартовые позиции принципиально разные.
Кроме того, мы исходим из того, что есть гаранты, которые обеспечивают соблюдение наших прав. Это «нормандская четверка» и участники минского процесса. После того, как эти изменения в Конституцию Украину будут приняты, наши гаранты должны заставить Киев жить в рамках Минских соглашений.
«СП»: — Пока они такого желания не изъявляют. Яценюк только сегодня говорил о том, что победит «тьму» и вернет Донбасс…
— Давайте не связывать конкретные личности с судьбой Украины. Сегодня они есть, завтра нет. Но Украина по Минским соглашениям должна остаться целостным государством. А вот если эти соглашения не будут соблюдаться, боюсь, завтра говорить об Украине как о субъекте международного права будет очень трудно.
«СП»: — Готовы ли жители Донбасса оставаться в составе Украины после всего, что случилось за последние полтора года?
— Не надо путать бандеровскую власть и народ Украины, который далек от всех этих вещей. В Киеве захватили власть нацисты, и нам с ними, естественно, не по пути. Но если Украина в состоянии очиститься от этого нацизма, то с ее народом у нас нет никаких противоречий. Они, так же, как и мы, хотят нормально жить, чтить своих героев, разговаривать на том языке, на котором им комфортно, развивать свою территорию. Никаких разногласий здесь быть не может. В демократическом государстве у всех граждан равные права на доступ к социальным, экономическим и прочим благам. А если страной управляют нацисты, которые сознательно натравливают одну часть населения против другой, сталкивают и провоцируют кровопролитие, то ни нам, ни народу Украины с ними не по пути. И народ явно это показывает. Хотя бы тем, что бежит от мобилизации в Российскую Федерацию.
Директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко считает, что такие предложения являются важным шагом в мирном процессе.
— Это соблюдение Минских соглашений, которое важно и с точки зрения международной репутации нашей страны, и с точки зрения мира. Альтернатива Минским соглашениям на данный момент только одна — война. Если мы понимаем, что война нам не нужна, нужно выдумывать самые разные формы для сохранения мира, даже если они безумны и невероятны на первый взгляд.
Никто не говорит о «сливе Новороссии» или о том, чтобы что-то просто так отдать Украине. ДНР и ЛНР могут стать частью только новой Украины. Частью нынешней страны они не станут никогда, и это очевидно всем. Если Украина изменится, если в Конституцию и законы будут внесены соответствующие поправки о федерализации, о нейтральном статусе страны, о предоставлении больших прав регионам, если русский язык и представители других национальностей будут иметь равные права с носителями украинского языка, это станет настоящей, а не демагогической децентрализацией. И тогда можно будет говорить о том, что в составе этой Украины могут находиться вместе Донецк и Луганск, Одесса и Харьков.
Пока этого не случилось, говорить о совместном сосуществовании преждевременно. Вместе с тем, говорить о нем нужно и важно именно для того, чтобы это «переучреждение Украины» состоялось. Если мы признаем, что Минские соглашения не выполняются, и скажем об этом вслух, следующим шагом будет война.
«СП»: — Но насколько реально то, что предлагают ДНР и ЛНР?
— Если даже умозрительно конституционная реформа может быть альтернативой войне, давайте обсуждать ее и прилагать все усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки. Политика — это искусство возможного. Прежде чем ахать и охать: «За что же люди воевали, если их сейчас снова включат в состав Украину», нужно понять, что это не конечная цель нынешнего положения вещей, а предмет для переговоров. И сами эти поправки — тоже элемент переговоров, к которому не нужно относиться с излишним опасением.
Никакого «слива» нет, но для достижения мира нужен диалог. Мы должны ответить на один вопрос: «Хотим ли мы войны?» Причем не такой, что была год назад, а большой войны. С учетом ответа на этот вопрос нужно строить отношение к Минским соглашениям, к переговорам и проектам (даже прожектам) поправок в Конституцию.
Гендиректор Центра политической конъюнктуры РФ Сергей Михеев также считает, что возврат Донбасса в состав Украины возможен, только если страна кардинально изменится.
— Условия ДНР и ЛНР достаточно жесткие. Думаю, эта жесткость согласована с Кремлем. С одной стороны, Донецк и Луганск демонстрируют готовность к выполнению Минских соглашений, с другой, дают понять, что они будут работать только в случае серьезного, глубокого переформатирования ситуации, в которой находится Украина. Их поправки уж точно не входят в планы, которые имеет в отношении «незалежной» Запад. Если говорить упрощенно, их предложение сводится к следующему: «Донецк и Луганск вернутся в состав Украины, но это должна быть другая Украина».
«СП»: — Нет ли опасности, что Киев согласится принять поправки, а потом снова лишит Донбасс автономии?
— Да, такая опасность существует. Более того, думаю, Киев об этом и мечтает. Но гарантией того, что это не произойдет, может стать наличие у Донбасса силовой составляющей. Разговор о создании собственных правоохранительных органов — это фактически разговор о вооруженной защите автономии, которая может быть прописана в Конституции Украины.
Кроме того, никакие Минские соглашения невозможны без гарантий со стороны России. Думаю, это подразумевает и возможное силовое давление на Киев. Если соглашения заключаются, они должны соблюдаться именно в той форме, в которой их подписали, и никакой пересмотр или изменения невозможны. Гарантами должны быть Франция, Германия и Россия, причем такими гарантами, чтобы у Киева не возникало соблазна темной ночью все это тихонько переделать.