Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Донбасс готов остаться с Украиной?

Поправки в Конституцию, предложенные ДНР и ЛНР, вряд ли понравятся Киеву

11543

Представители Донецкой и Луганской народной республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего 8 июня направили Минской контактной группе проект изменений и дополнений к Конституции Украины. Документ, переданный временному координатору рабочей группы по политическим вопросам от ОБСЕ Пьеру Морелю, состоит из 14 страниц и предусматривает поправки к разным статьям Основного закона Украины, которые гарантируют Донбассу значительную автономию. При этом в проекте признается, что «отдельные районы с особым статусом или их ассоциации являются неотъемлемой составной частью Украины». Таким образом, согласие руководства ДНР и ЛНР на то, чтобы остаться в составе «незалежной», теперь оформлено официально.

«В отдельных районах с особым статусом действует особый порядок и особый статус местного самоуправления, предусматривающий отдельное правовое регулирование», — говорится в документе. Правда, полномочия, которыми будут обладать местные власти, прописаны действительно широкие. Так, «отдельные районы» (в документе не фигурируют названия ДНР и ЛНР) даже могут сами формировать избирательные комиссии на своей территории, одобрять кандидатуры судей и прокуроров. Не менее важно и то, что органы местного самоуправления вправе создавать органы охраны общественного порядка (народную милицию) и самостоятельно назначать или увольнять их руководителей.

В статье 139 определены сферы, которые относятся к ведению «отдельных районов с особым статусом». Это назначение местных референдумов и выборов, разработка и принятие местных бюджетов, обеспечение права на использование русского и иных национальных языков и даже заключение договоров с иностранными государствами или их административно-территориальными единицами.

Кроме того, проектом закрепляется пребывание Александра Захарченко и Игоря Плотницкого на постах глав республик. «Высшие должностные лица, возглавляющие исполнительную власть, действующую на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей на дату принятия настоящих изменений в Конституцию Украины, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения этих полномочий в порядке, установленном актами отдельных районов с особым статусом Донецкой и Луганской областей», — сказано в проекте.

Представители народных республик указывают, что эти предложения являются логичным шагом по выполнению Минских соглашений. Но большой вопрос в том, согласятся ли в Киеве рассматривать эти поправки. До сих пор украинские власти не изъявляли ни малейшего желания выполнять политическую часть соглашений. Характерно, что в один день с представлением поправок к Конституции, украинский премьер Арсений Яценюк, который находится с официальным визитом в Вашингтоне, заявил, что «незалежная» вернет Донбасс и Крым и победит «тьму» и «диктатуру».

Кстати о Крыме. В проекте изменений к Конституции Украины от ДНР и ЛНР полуостров, равно как и Севастополь, названы частями Украины. Например, в статье 133 говорится, что «систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей, области, районы, города, районы в городах, поселки и села». Упоминается Крым в составе Украины и в других статьях. Полномочный представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего объяснил «СП», с чем это связано.

«Крым в упомянутых статьях действующей Конституции Украины фигурирует и сегодня. А теперь вопрос: есть ли у нас право что-то решать о статусе Крыма? Кто мы такие, чтобы Крым куда-то добавлять или убирать? Мы в наших предложениях затронули только то, что касается Луганской и Донецкой областей и что предусмотрено в Минских соглашениях. О Крыме в этих соглашениях нет ни слова. Мне кажется, было бы неестественно, если бы Донбасс решал судьбу Крыма», — заявил он.

В то же время, в проекте изменений есть пункты, которые касаются не только Донецкой и Луганской областей. Так, последнее приложение предусматривает принятие поправки в Конституцию Украины, которая гарантирует нейтральный и внеблоковый статус страны. С трудом верится, что Киев, который только недавно отменил этот пункт, снова включит его в Основной закон. Даже если украинские власти пойдут на изменение Конституции, где гарантия, что они не начнут постепенно отбирать автономию, как было с тем же Крымом в начале 90-х? Владислав Дейнего считает, что такие гарантии есть.

— Сравните пункты в отношении автономии Донбасса, которые предлагаем мы, с правами Крыма, которые прописаны сейчас в украинской Конституции. Там только декларации в отношении полуострова, но не настоящая автономия. У нас же закладываются реальные механизмы, которые на основе децентрализации позволяют региону самостоятельно решать вопросы своей ментальной принадлежности, экономической деятельности и развития этих территорий. Крым такими правами не обладал, поэтому стартовые позиции принципиально разные.

Кроме того, мы исходим из того, что есть гаранты, которые обеспечивают соблюдение наших прав. Это «нормандская четверка» и участники минского процесса. После того, как эти изменения в Конституцию Украину будут приняты, наши гаранты должны заставить Киев жить в рамках Минских соглашений.

«СП»: — Пока они такого желания не изъявляют. Яценюк только сегодня говорил о том, что победит «тьму» и вернет Донбасс…

— Давайте не связывать конкретные личности с судьбой Украины. Сегодня они есть, завтра нет. Но Украина по Минским соглашениям должна остаться целостным государством. А вот если эти соглашения не будут соблюдаться, боюсь, завтра говорить об Украине как о субъекте международного права будет очень трудно.

«СП»: — Готовы ли жители Донбасса оставаться в составе Украины после всего, что случилось за последние полтора года?

— Не надо путать бандеровскую власть и народ Украины, который далек от всех этих вещей. В Киеве захватили власть нацисты, и нам с ними, естественно, не по пути. Но если Украина в состоянии очиститься от этого нацизма, то с ее народом у нас нет никаких противоречий. Они, так же, как и мы, хотят нормально жить, чтить своих героев, разговаривать на том языке, на котором им комфортно, развивать свою территорию. Никаких разногласий здесь быть не может. В демократическом государстве у всех граждан равные права на доступ к социальным, экономическим и прочим благам. А если страной управляют нацисты, которые сознательно натравливают одну часть населения против другой, сталкивают и провоцируют кровопролитие, то ни нам, ни народу Украины с ними не по пути. И народ явно это показывает. Хотя бы тем, что бежит от мобилизации в Российскую Федерацию.

Директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко считает, что такие предложения являются важным шагом в мирном процессе.

— Это соблюдение Минских соглашений, которое важно и с точки зрения международной репутации нашей страны, и с точки зрения мира. Альтернатива Минским соглашениям на данный момент только одна — война. Если мы понимаем, что война нам не нужна, нужно выдумывать самые разные формы для сохранения мира, даже если они безумны и невероятны на первый взгляд.

Никто не говорит о «сливе Новороссии» или о том, чтобы что-то просто так отдать Украине. ДНР и ЛНР могут стать частью только новой Украины. Частью нынешней страны они не станут никогда, и это очевидно всем. Если Украина изменится, если в Конституцию и законы будут внесены соответствующие поправки о федерализации, о нейтральном статусе страны, о предоставлении больших прав регионам, если русский язык и представители других национальностей будут иметь равные права с носителями украинского языка, это станет настоящей, а не демагогической децентрализацией. И тогда можно будет говорить о том, что в составе этой Украины могут находиться вместе Донецк и Луганск, Одесса и Харьков.

Пока этого не случилось, говорить о совместном сосуществовании преждевременно. Вместе с тем, говорить о нем нужно и важно именно для того, чтобы это «переучреждение Украины» состоялось. Если мы признаем, что Минские соглашения не выполняются, и скажем об этом вслух, следующим шагом будет война.

«СП»: — Но насколько реально то, что предлагают ДНР и ЛНР?

— Если даже умозрительно конституционная реформа может быть альтернативой войне, давайте обсуждать ее и прилагать все усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки. Политика — это искусство возможного. Прежде чем ахать и охать: «За что же люди воевали, если их сейчас снова включат в состав Украину», нужно понять, что это не конечная цель нынешнего положения вещей, а предмет для переговоров. И сами эти поправки — тоже элемент переговоров, к которому не нужно относиться с излишним опасением.

Никакого «слива» нет, но для достижения мира нужен диалог. Мы должны ответить на один вопрос: «Хотим ли мы войны?» Причем не такой, что была год назад, а большой войны. С учетом ответа на этот вопрос нужно строить отношение к Минским соглашениям, к переговорам и проектам (даже прожектам) поправок в Конституцию.

Гендиректор Центра политической конъюнктуры РФ Сергей Михеев также считает, что возврат Донбасса в состав Украины возможен, только если страна кардинально изменится.

— Условия ДНР и ЛНР достаточно жесткие. Думаю, эта жесткость согласована с Кремлем. С одной стороны, Донецк и Луганск демонстрируют готовность к выполнению Минских соглашений, с другой, дают понять, что они будут работать только в случае серьезного, глубокого переформатирования ситуации, в которой находится Украина. Их поправки уж точно не входят в планы, которые имеет в отношении «незалежной» Запад. Если говорить упрощенно, их предложение сводится к следующему: «Донецк и Луганск вернутся в состав Украины, но это должна быть другая Украина».

«СП»: — Нет ли опасности, что Киев согласится принять поправки, а потом снова лишит Донбасс автономии?

— Да, такая опасность существует. Более того, думаю, Киев об этом и мечтает. Но гарантией того, что это не произойдет, может стать наличие у Донбасса силовой составляющей. Разговор о создании собственных правоохранительных органов — это фактически разговор о вооруженной защите автономии, которая может быть прописана в Конституции Украины.

Кроме того, никакие Минские соглашения невозможны без гарантий со стороны России. Думаю, это подразумевает и возможное силовое давление на Киев. Если соглашения заключаются, они должны соблюдаться именно в той форме, в которой их подписали, и никакой пересмотр или изменения невозможны. Гарантами должны быть Франция, Германия и Россия, причем такими гарантами, чтобы у Киева не возникало соблазна темной ночью все это тихонько переделать.

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня