На Украине растет угроза нового Майдана, пишет британская The Sunday Times, на которую ссылается РИА Новости. Однако на этот раз перспектива массового проявления уличной демократии, как это было зимой 2013−2014 гг., Запад уже не радует.
Европейцев, как можно понять, напрягает тот факт, что движущей силой очередной «революции достоинства» (так в Киеве принято официально называть февральский госпереворот) выступят не просто хулиганствующие молодчики в балаклавах с обрезками арматуры и «коктейлями Молотова». А ультрарадикальный «Правый сектор» * со своими вооруженными до зубов добровольческими батальонами. У этих ребят много конкретных претензий к президенту Порошенко и огромный запас злобы, накопленной в зоне так называемой «АТО». А еще — горы патронов, мин и гранат.
То, что они чувствуют себя обманутыми и претендуют на большее, нежели посмертная слава «Героя Украины», наглядно продемонстрировал недавний марш в Киеве под красно-черными знаменами. Этот шабаш националистов следует рассматривать не только как демонстрацию силы. Но и как предупреждение: мы тут, мы рядом. Не забывайте, вы нам обязаны…
Президенту Порошенко фактически выдвинут ультиматум: «захочешь мира — потеряешь власть». Насколько вероятен такой сценарий? И каковы последствия для Украины, России и Запада, если «Правый сектор» выполнит угрозу?
— Запад приветствовал уличные протесты в прошлый раз не потому, что он такой поклонник демократии. А, тем более, демократии в форме нападения на сотрудников правопорядка и захвата государственных учреждений. Просто тогда ему это было выгодно, — cчитает заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. — Это все делалось по прямому указанию Запада. И все знают, кто стоял за событиями на Майдане. Кто финансировал его напрямую, как Порошенко и другие украинские олигархи. А кто им приказывал.
«СП»: — Почему тогда о новом Майдане западные СМИ говорят как об угрозе? Чего опасаются?
— Они опасаются нового Майдана не из-за того, что они такие большие поклонники демократии. Или в чем-то разочаровались. Просто им сейчас это невыгодно.
Никакого третьего Майдана не может быть сейчас в принципе. Да, на улицу вышли несколько тысяч представителей «Правого сектора». Они, действительно, угрожали Порошенко.
Но вспомните, кто они. Они не более чем инструмент для переворота, а затем карательной операции на востоке Украины. А инструмент никогда не сможет определять судьбу страны. Все эти «идейные бандеровцы» в вышиванках — это орудие в руках олигархов, таких как Коломойский, Порошенко и проч. Даже если они попытаются что-то сделать, их подавят быстро и без особых проблем.
Обратите внимание, почти все эти батальоны «добровольческие» были вынуждены смириться и войти в состав Вооруженных сил Украины. «Мавры» сделали свое дело, «мавров» начинают усмирять.
Запад никогда не был поклонником нацистского угара на Украине. Но с помощью националистов-радикалов решал там свои проблемы.
Помните, был такой «правосек» Сашко Билый? Как только в нем пропала нужда, как только его действия стали идти во вред планам, которые реализует Запад, его пристрелили как собаку. И «Правый сектор» послушно смолчал, хоть вначале и пытался надувать щеки.
Так и сейчас. Все эти украинские якобы националисты на службе у всяких Порошенко, Яценюков, Коломойский и проч. Как только им перестанут платить, большая часть из них разбежится. Уголовников там более чем достаточно, которые могут сражаться только с мирными людьми — не более того.
Да, есть и идейные бандеровцы. Но их не так много. И эту публику под аплодисменты Запада Порошенко легко и непринужденно закатает в асфальт.
«СП»: — Кстати, недавний случай под Авдеевкой показал, что бойцы «Правого сектора» не подчиняются армейским генералам. «Правосеки» так и не позволили членам миссии ОБСЕ проехать к наблюдательному пункту Совместного центра по контролю и координации, несмотря на уговоры собственного военного руководства. Не получится, что «ПС» решится в самостоятельное плаванье уйти и устроит уже военный переворот?
— Это нереально. Да, действительно, они с трудом подчиняются ВСУ. Но это все мелочи, это как бы издержки производства. Постепенно, постепенно их будут приводить к общему знаменателю. Как только попробуют выйти из подчинения, их сразу же поставят на место.
Запад сейчас отрабатывает на Украине очень интересную технологию. Неспроста Сорос — а этот человек знает, что говорит — сделал заявление о том, что сейчас на Украине рождается новая Европа.
«СП»: — Что он имел в виду?
— Рождается Европа, где вся полнота власти принадлежит олигархам, а инструментом этой власти являются нацисты. Это то, что в будущем, возможно, будет применено и в других европейских странах. Поэтому Украина здесь как бы испытательный полигон.
Если задуматься, гремучая смесь: олигархи, не имеющие вообще никакого отношения к тому национальному движению, которое они ставят на знамена. И нацисты.
«СП»: — Но через подобное уже проходила Германия в прошлом веке…
— В Германии было несколько иначе. Там действительно было мощное национальное движение и те силы, которые возглавляли все это, они были немецкими националистами. Порошенко, Турчинов, Яценюк, Гройсман и вышедшей сейчас на арену Саакашвили, — это же люди, которых бандеровцы «сороковых», попадись они тогда к ним в руки, тут же бы повесили. По вполне понятным причинам.
И вот эти люди сейчас возглавляют так называемое националистическое движение Украины, к которому не имеют никакого отношения. А на побегушках у них неонацисты из «Правого сектора», «Айдара», «Азова» и проч.
Да, они время от времени порыкивают. Недовольны, что инородцы сидят в них на шее. Но они — повторяю — инструмент. И без хозяев они никто.
Вот это сейчас отрабатывается на Украине. В связи с тем, что на Западе период всеобщего благоденствия закончился. Нужно выстраивать новую модель. О чем и говорил Сорос. Зарождается новая Европа — с олигархами во всей полноте власти, и инструментом для проведения интересов олигархов в жизнь — нацистами.
Но нацисты — несамостоятельные здесь игроки. Как только они забываются и думают, что они здесь главные, их будут быстро приводить в чувство. Тот же Ярош, когда кормился с руки Коломойского, неоднократно показывал, что умеет подчиняться.
«СП»: — Какое у них будущее?
— Если они окажутся неэффективны — найдется другой инструмент. Но пока ультранационалисты достаточно эффективны. Никто и не скрывает, что это они сыграли ведущую роль в карательной операции в Донбассе. Что без них ВСУ не смогли бы сделать то, что они сделали. Они также нужны этой власти, чтобы держать в повиновении другие регионы Украины. Кто это будет делать?
Но будущее у них, как у любых служебных собак. До тех пор пока хорошо служат, их будут кормить. Потом отвезут на живодёрню.
«СП»: — Но собака может взбеситься и сорваться с цепи…
— Таких сразу пристреливают. Но поймите, сейчас все эти возмущения и угрозы националистов очень выгодны Порошенко. Он опять на этом фоне будет выглядеть «белым и пушистым»: мол, я сам за мир, но мешают «нехорошие» батальоны. Если бы они действительно представляли хоть малейшую угрозу для его власти и его собственности, он с ними уже расправился бы.
Профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Сергей Черняховский, в свою очередь, не исключает, что ультранационалисты могут сместить Порошенко и захватить власть на Украине:
— То, что так произойдёт — это не предопределено, конечно. Но теоретически возможно. Не так уж это проблемно. Тем более в условиях полной беспомощности и коррумпированности власти, общество начинает делать ставку на того, кто более энергичен, более силен. А в данном случае это «Правый сектор». Из-за фактора энергетики его могут поддержать.
Что это означает для Украины? Ничего хорошего. Но в ней ничего хорошего и сейчас нет.
Тут хочется льстить себя надеждой, что вот «правосеки» придут к власти, и через полгода их сбросят. Но хочу напомнить, что, когда Гитлера сделали канцлером, немецкие коммунисты говорили: «Что ж, через полгода его сбросят, и тогда придем мы и останемся навсегда…». Чем все закончилось — известно.
Так что «ПС» может еще и укрепиться…
Вовсе не факт, что лидер бандеровцев, взявший власть, наведший порядок и стабилизировавший экономику, начнет войну с Россией. Потому что проще отобрать что-то у Словакии, у Венгрии и у Польши. То есть, у тех, кто сейчас смотрит сквозь пальцы на «шалости» украинских националистов.
Между тем, все это может быть чревато очень печальными последствиями. Вплоть до переформатирования Европы.
«СП»: — И что, нет никакого «противоядия»?
— У Европы такого противоядия нет. Потому что у нее нет воли, нет стратегической политики. Она будет с этим играться до тех пор, пока напрямую это не станет обжигать ее.
У нас противоядие есть. Мы, в принципе, могли бы сместить и Порошенко, и избавить Украину от «Правого сектора». Но в условиях, когда это будет стоить крови не только им, но еще и нам. Плюс — их, так или иначе, начнут поддерживать наши западные конкуренты. И еще обвинять нас в том, что мы кого-то подавляем. Естественно, что и у нас соблазн не очень большой этим всем заниматься.
Вот если бы Россия в свою пользу решила вопрос на Майдане в феврале прошлого года — ничего бы этого не было.
«СП»: — Кто-то сказал, что история не терпит сослагательных наклонений…
— Да, историю нельзя переделать. Но можно извлечь уроки на будущее.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал праворадикальное объединение «Правый сектор» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ.