Александр Чаленко о выдаче российских паспортов жителям Донбасса
Это выглядит сенсационно: несмотря на оголтелую антироссийскую пропаганду Киева, 33,3% граждан Украины готовы прямо сегодня признать легитимность отделения Крыма от Украины. Почти 15,5% не против передать России и Донбасс. А 47,5% опрошенных вдобавок готовы согласиться на предоставление русскому языку статуса второго государственного.
Мало того. Большая часть украинцев убеждена, что взрывы и выстрелы в Донбассе сегодня гремят впустую. По их мнению, силовая операция там не позволит Киеву решить проблему непризнанных республик. Единственным приемлемым вариантом выхода из войны является продолжение переговоров и мирное урегулирование на основе Минских договоренностей. Во всяком случае, большинство украинцев (56,8%) сегодня уверено именно в этом. Таковы результаты опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС).
И это при том. что Крым, а также пророссийские ДНР и ЛНР, естественно, остались за рамками опроса киевских социологов. Весьма неприятные для президента Петра Порошенко и его команды результаты зафиксированы в исконно украинских областях. Даже в западной и центральной части страны почти половина жителей высказалась за мирный вариант урегулирования конфликта. На Востоке, Юге и подконтрольных Киеву территориях Донбасса этот показатель доходит до 80%.
Являются ли эти результаты показателем крепнущего общественного запроса на мир у граждан Украины? И может ли этот запрос стать достаточным основанием для сближения позиций Москвы и Киева на государственном уровне?
— Понятно, что украинцев обманули, когда произошел государственный переворот. Эта «революція гідності», как его называет в Киеве, — делится своим мнением украинский публицист и общественный деятель Юрий Кот. — На самом деле, просто использовали негодование. Справедливое, надо признать, народное негодование по части многих нелицеприятных поступков прежней власти. Но закончилось все тем, что мы имеем сейчас…
Не совсем уверен, что результаты опроса объективны «на все сто» — так или иначе, КМИС имеет отношение к грантам. И наверняка, если говорить о «мирных позициях», то там цифры даже занижены.
Но, безусловно, можно говорить, что запрос на мир в украинском обществе усиливается. Что, надеюсь, повлияет со временем на и украинскую государственность. Но вот ни в руководстве страны, ни в основном политикуме — ни одной силы, которая бы говорила о мире. Говорила, что Россия — не агрессор, а друг.
Даже тот же «Оппозиционный блок» проголосовал в ПАСЕ за признание РФ агрессором. И какой он после этого оппозиционный?
Александр Чаленко о выдаче российских паспортов жителям Донбасса
Ни Тимошенко, ни Порошенко, ни Ляшко — кого ни возьми — никто не может заявлять на сегодняшний день о мире. Все они говорят о войне.
«СП»: — Как вы это можете объяснить? Такое расхождение мнения народа и власти?
— Позиция власти как раз логична. В противном случае, они просто будут вынуждены уйти. Другого ничего делать не умеют… Созидать, творить, строить государство. Они не в состоянии даже выходить на прямой диалог с украинцами, живущими в Донбассе.
Потому что власти декларировали совершенно другие вещи. А как им признать, что были неправы? В политике обычно такое смерти подобно.
Но еще полгода назад КМИС давал несколько иную статистику. И там процентная составляющая в той части, которая касается русского языка и мирного разрешения кризиса на Донбассе, была значительно ниже. То есть, как не пытаются людей зомбировать — все равно правда пробивает себе дорогу.
Особенно радует, что изменилось отношение к войне на Западной Украине. Юго-Восток всегда был против этой бойни — потому что она ведется фактически в их домах. Но теперь уже и Запад страны, когда произошли трагические события в Мукачево, начал понимать, чем все может закончиться. И они, конечно же, испугались.
Но, насколько мне известно, скоро на политической арене Украины появится новая сила, которая будет как раз говорить о мире. Которая готова взять на себя ответственность за разрешение ситуации. И организовать прямой диалог между Донбассом и всей остальной Украиной, в том числе официальным Киевом. Которая хочет, чтобы страна была, действительно, единой.
«СП»: — Порошенко предпочитает определение «унитарная»…
— Политика Киева сегодня — это когнитивный диссонанс. Они не устают говорить о единстве. При этом у жителей Донбасса отбирают возможность вообще существовать. Ни продуктов, ни электричества, ни пенсий, ни зарплат — ничего не дают. Как после этого люди могут быть едиными?
Точно такое же отношение к Крыму. Я думаю, что вопрос Крыма будет обсуждаться ни одно десятилетие, пока Украина и РФ не придут к компромиссному решению. Но надо понимать: Крым не забирали. Крым — ушел. С этим тоже надо смириться. Ушел от чего? От произвола киевской власти, от бандеровцев и необандеровцев, которые кричали «москаляку на гиляку».
Почему Порошенко перестал устраивать украинских радикалов
Потом, если вы в Киеве утверждаете, что Крым все же украинский, то почему обрезаете им электричество, воду? Почему создаете столько проблем на границе? Почему не пускаете в поезда, в конце концов, если Крым — это и украинцы?
Понимаете, власть говорит одно. А делает совершенно другое.
Но я убежден, что благодаря наметившимся изменениям во мнении народа — а народ, он все равно мудрее, чем эта власть — произойдет изменение и самого политикума. На арене политической опять появятся достойные люди, которые способны, могут и хотят сделать так, чтобы Украина была, действительно, счастливым государством.
«СП»: — Можете конкретизировать, о какой новой политической силе вы говорите?
— Той, которая уже многие месяцы борется с киевским режимом. Не могу всего пока говорить. Но буквально неделя-две и будет официальное заявление от имени представителей этого движения. Туда входит достойные люди, в том числе некоторые первые лица государства, которые руководили Украиной, которые имеют опыт и желание восстановить страну. Эта сила является оппозиционной и к правящей коалиции, и к ее марионеткам-оппозиционерам.
Нынешняя украинская власть, по сути, не борется за народ, за страну. Они все борются или за собственный карман, или за возможность обслуживать чужие национальные интересы. В данном случае — Америки. И некоторых европейских стран. А национальные интересы Украины никто не защищает. Только используют и манипулируют.
Во все века ура-патриотизм был пристанищем подлецов, как известно. Но в случае Украины, используя ура-патриотизм, откровенные подлецы, негодяи, убийцы и воры пришли к власти.
Павел Данилин: украинское общество остается агрессивным, жестоким и нетерпимым
И народ меняет мнение, потому что видит: не то, чтобы ничего не изменилось. Стало хуже. Если бы тогда, на Майдане, Порошенко, Яценюк, Кличко, и вся остальная свора вышли и сказали: будет война, упадет экономика, Крым от нас отойдет — никто бы их не поддержал. Но они говорили совершенно другое — что будет счастливое европейское будущее. И где оно?
Янукович тогда не подписал ассоциацию с Евросоюзом. И за это его свергли, как говорят те, кто готовил Майдан. Но разве за эти полтора года что-то сдвинулось в этом направлении? Нет. В чем тогда виноват Янукович? В том, что не хотел ввергнуть страну с этот хаос?
Получается, что он отстаивал национальные интересы. Я не говорю, что он «белый и пушистый». Конечно же, было много сделано плохого.
Но людей, действительно, обманули. Накачали этой псевдоидеей евроинтеграции, не объяснив последствий. А когда мы им говорили: «Ребята! Остановитесь. Вы потеряете российские рынки. Вы потеряете возможность работать», — нас не слышали.
Те квоты, которые дала Европа якобы в рамках этой ассоциации, Украина не смогла выполнить.
«СП»: — Почему?
— Потому что Украине, по сути, предложить Европе нечего. Только ресурсы. Да и то, далеко не все.
Поэтому надо и руководствоваться, прежде всего, национальными интересами. А национальные интересы Украины лежат, учитывая, в том числе и наше геополитическое положение, конечно же, в плотном сотрудничестве со странами СНГ, куда до сих пор Украина, к счастью, входит.
Безусловно, не без оглядки на ту же Европу. Но на Европе свет клином не сошелся. Почему нас европейцы заставляют выбирать «или-или». Мы хотим «и-и». Мы можем себе это позволить. Но все-таки стратегический партнер для Украины, конечно, Россия.
Украина приступила к созданию диверсионных отрядов для «освобождения полуострова»
По мнению заместителя директора Института стран СНГ Игоря Шишкина, запрос на мир на Украине преобладал всегда:
— Все остальное — это не более чем официозная пробандеровская пропаганда. Что Украина только и мечтает как бы истребить всех несогласных с переворотом. Что Украина приветствует карательную операцию в Донбассе. Что вся Украина просто-напросто спит и видит, когда же, наконец, гауптштурмфюрер СС Шухевич будет официально объявлен героем национально-освободительной борьбы украинского народа против «проклятых оккупантов-москалей». Это не более, чем пропаганда.
Да, сама война создавала естественное психологическое ощущение «наши-не наши»
Что тоже было. Но это вполне объяснимое ситуативное явление.
Поэтому запрос на мир был. Но этот запрос никак не повлияет на реальную политику Украины. Ведь когда развязывали карательную операцию, никто не спрашивал мнения украинцев. Военнослужащих буквально из-под палки гнали на Восток и заставляли сражаться.
Потом, что собой представляет нынешняя «незалежная»? Она под полным внешним управлением, как известно. Соответственно, есть запрос у Вашингтона на мирное решение проблемы или нет — вот главный вопрос. А что думают простые украинцы — это посольство США в Киеве не волнует абсолютно. Как не волнует абсолютно, и президента Порошенко, премьера Яценюка, а так же разжалованного до губернатора Саакашвили или кого-нибудь еще из этой команды.