Сможет ли Россия реализовать цели новой Морской доктрины?
Россия подала заявку на расширение границ своей исключительной экономической зоны в Арктике. Это уже вторая попытка после первой, неудачной, состоявшейся в 2001 году. Тогда международная Комиссия по определению внешних границ континентального шельфа посчитала, что представленных доказательств принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу недостаточно.
Напомним, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты.
Однако если ученым удастся доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева — продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку месторождений углеводородов на этом участке арктического дна. Их объем, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива.
В российской заявке указывается, что перечисленные районы океанического дна являются «естественными компонентами материковой окраины».
Загвоздка в том, что в декабре 2014 года Дания и ее автономная территория Гренландия подали заявку об определении внешней границы своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, претендуя, таким образом, на площадь в Арктике размером почти в 900 квадратных километров. И площадь эта частично пересекается с той, на которую претендует Россия.
Сможет ли Россия реализовать цели новой Морской доктрины?
Каким может быть решение «комиссии по шельфу», учитывая современные геополитические реалии?
— Российскими учёными проделана очень большая работа, которая длилась больше 10 лет, — говорит главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев. — Первую заявку России на эту часть арктического шельфа отклонили. Возможно, тогда для такого решения Комиссии по внешним границам континентального шельфа были основания, поскольку доказательная база, представленная Россией, была скромной. С 2005 года проводились экспедиции, брались донные пробы, осуществлялась сейсмическая съёмка
Сложность в том, что заявка России «пересекается» с претензиями со стороны Дании. Кстати, сама по себе комиссия не решает, кому в итоге будет принадлежать какая-то часть арктического шельфа. В СМИ её часто ошибочно называют комиссией ООН, хотя юридически это неправильно. Она просто следит за выполнением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Так вот, члены комиссии могут лишь с точки зрения науки дать оценку представленным материалам.
В спорных моментах приарктическим государствам необходимо договариваться между собой. И пока с подводными хребтами Ломоносова и Менделеева этого не произойдёт, спорная территория шельфа будет оставаться «ничейной». Сейчас в этой части Арктики любой желающий при соблюдении разработанных процедур может проводить исследовательскую и даже определённую экономическую деятельность. Поэтому у приарктических государств есть прямая заинтересованность, чтобы найти компромиссы и закрепить за собой свой «кусок» перспективного шельфа.
Это понимают политики и юристы всех приарктических государств. Поэтому в 2008 году и произошла встреча министров иностранных дел в Гренландии. Там была принята декларация, где говорилось, что вопросы о спорных участках арктического шельфа должны решаться путём компромиссов.
Видимо, сейчас пришло время спокойно и внимательно изучать заявки друг друга, договариваться.
«СП»: — Может ли каким-то образом на этот процесс повлиять непростая геополитическая ситуация в мире?
— Да, в определённой степени. Но, думаю, незначительно. Даже госсекретарь США Джон Керри на сессии Арктического совета весной этого года сказал примерно следующее: для решения проблем, которые имеются во взаимоотношениях России и Соединённых Штатах, существуют другие структуры.
«СП»: — А какой может быть компромисс, если наши учёные убедительно докажут, что хребет Ломоносова — продолжение российского континентального шельфа?
— Российские учёные, а вслед и дипломаты, должны постараться, чтобы доказать свою правоту. Положительный опыт у нас в этом смысле имеется. Два года назад международное сообщество признало, что шельф в Охотском море — территория исключительных экономических интересов России.
Есть надежда, что датчане сознательно дали «завышенную» заявку. То есть выдвинули претензии на те территории арктического шельфа, которые потом «уступят» нам в качестве компромисса.
«СП»: — В последнее время к Арктике проявляют интерес государства, которые находятся гораздо южнее. Например, Китай. Не может ли так получиться, что Россия и Дания договорятся о разделе континентального шельфа, а какая-то иная страна не согласится с этим?
— Это исключено. Приоритет в Арктике закреплён именно за приарктическими странами. Другие государства могут проявлять неудовольствие по этому поводу, но международное право будет не на их стороне.
— Во-первых, подачу этой заявки можно только приветствовать, поскольку Минприроды процесс несколько затянуло, — говорит ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Валерий Журавель. — На сбор доказательств о принадлежности хребта Ломоносова к российскому континентальному шельфу в общей сложности было потрачено около 2 миллиардов рублей. Эту цифру 3 месяца назад назвал академик РАН Николай Лавёров. Сама заявка представляет собой примерно пятитонный контейнер, где собраны и бумаги и различные геологические доказательства.
«СП»: — Скажется ли антироссийская позиция Запада на решении комиссии по шельфу?
— Надо сказать, что сейчас вообще не очень удобный момент для подачи заявки, поскольку председательствуют в Арктическом совете США.
По мнению Пентагона, Арктика — единственный регион мира, где безраздельно лидирует Россия
Сложные отношения у нас и с Канадой из-за событий на Украине. Однако при этом именно в арктическом регионе в позициях наших стран много общего. Канада так же, как и мы имеет огромную береговую линию в Арктике, и считает, что здесь проходит её национальная транспортная артерия. Россия в свою очередь считает, что на Северном морском пути у неё приоритет.
Мы видим, что Запад вынужден признавать лидирующие позиции России в Арктике, и не может не считаться с нами. Кроме того, в Арктический совет в последние годы вошли новые страны-наблюдатели. В первую очередь — это государства Юго-Восточной Азии. Будем надеяться, что среди этих стран найдутся наши союзники. Тот же Китай заинтересован в том, чтобы совместно с нами добывать углеводороды в Арктике, развивать перевозки по Северному морскому пути.
В целом Россия сделала выводы из своей неудачи в 2001 году, и сейчас мы очень внимательно подошли к составлению заявки.