Новороссия может расширить свою территорию даже в соответствии с законами Украины
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд должны принудить Киев к миру. Соответствующее требование содержится в совместном официальном заявлении глав народных советов ЛНР и ДНР Алексея Карякина и Андрея Пургина.
К лидерам крупнейших держав Евросоюза представители Донецкой и Луганской народных республик обращаются как к гарантам Минских соглашений, которые Киев демонстративно саботирует. Меркель и Олланду, в частности, предложено дать оценку недавним публичным высказываниям президента Украины Петра Порошенко, спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана и его первого зама Андрея Парубия о том, что они не собираются следовать договоренностям, достигнутым в ходе встречи «нормандской четверки» в феврале этого года в столице Белоруссии.
То есть, украинские власти даже не рассматривают возможность выхода на прямой диалог с руководством народных республик. Не собираются предоставлять особый статус Донбассу, проводить там выборы и амнистию для участников конфликта. Хотя это все базовые требования Минского меморандума.
Судя по откровениям Парубия, Киев мечтает подчинить «мятежные территории» силой, как двадцать лет назад, в августе 1995 года, это сделала Хорватия с Республикой Сербская Краина. Тогда буквально за один день почти 250 тысяч сербов были изгнаны с родной земли и стали беженцами. Около двух тысяч человек, большинство из которых — гражданское население, были убиты. А восемьсот до сих пор числятся пропавшими без вести.
Новороссия может расширить свою территорию даже в соответствии с законами Украины
Представители ДНР и ЛНР уверены: Киев взял курс на войну. Однако те, кто от европейского сообщества гарантировал населению Донбасса мир, «не замечают его истинных намерений». Для оказания влияния на украинские власти Пургин и Карякин предлагают, «если это необходимо… снова собрать „нормандский формат“ на высшем уровне».
Но будет ли «Минск-3» более успешным, чем все предыдущие? И возможно ли, в принципе, заставить сегодня киевский режим выполнять ранее подписанные договоренности?
— «Минск-3» собирать не вижу смысла, — комментирует предложение авторов обращения ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. — Никак не изменится сама система соотношения сил и их интересов вокруг этого конфликта. А значит, если и собрать «Минск-3», то его результаты будут примерно такими же, как и у «Минска-2», и у «Минска-1».
«СП»: — Почему Европа не реагирует на поведение Киева?
— Европа, можно сказать, затихла, потому что находится в состоянии фрустрации (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание — ред.). Европейские политики не знают, как выходить из того положения, в котором они оказались, в общем-то, собственными же усилиями. Вся европейская политика в отношении Украины потерпела крах. Дело в том, что Украина, как «горячая точка», как экономически «провалившаяся» страна, Европе не нужна. Европа хотела притянуть к себе Украину как более-менее стабильный и развивающийся регион.
Но Европа не самостоятельна в проведении своей внешней политики. Она вынуждена руководствоваться заявлениями и требованиями Вашингтона. А Вашингтон как раз заинтересован в разжигании конфликта на Украине и формировании из Украины зоны нестабильности.
И сейчас, когда европейцы осознали, что курс, который решила проводить Меркель по украинскому вопросу в ЕС, оказался неудачным, Европа просто вынуждена помогать Соединенным Штатам в разжигании украинского конфликта. Что Европе невыгодно. Ей, естественно, хочется в этом принимать минимальное участие. И искать пути, по которым можно было бы вопреки воле Вашингтона (но не открыто) помочь с умиротворением этого конфликта.
Но ключевой игрок здесь, повторю, США. Хотя Штаты формально не принимают участие в переговорах. Потому, собственно, такой формат и не может быть работоспособным.
«СП»: — Иначе, «нормандский формат» нуждается в пересмотре?
— Мое мнение, нужно выйти на другой формат. На реальный формат переговоров по Украине, который должен состоять из двух линий. Одна линия — это Москва — Вашингтон. И другая линия — это Киев и Донецк с Луганском.
Вот такой формат переговоров мог бы разрешить конфликт. Но он не задействован именно потому, что фактически никакой реальной перспективы разрешения этого конфликта сейчас, действительно, нет.
«СП»: — Значит ли это, что заставить власти Украины выполнять ранее подписанные договоренности никто не может?
— Заставить может Вашингтон. Но он не хочет. И, в принципе, в этом не заинтересована сама действующая власть. Так как она держится исключительно на собственном мифе о якобы войне с Россией.
«СП»: — Если Киев решится на хорватский сценарий, чем это может закончиться?
— Они просто не смогут этот сценарий реализовать. Поскольку Москва довольно четко дала понять, что не позволит это сделать.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Брутер не видит особых перспектив у Минских соглашений:
— Собственно, «Минск-2» — это такая «игровая модель». Все понимают, что «Минска-2» в действительности не существует, не существовало, и существовать не будет. Но как средство — пусть временное — «заморозки» конфликта, он существует. Людей убивают меньше. Это главный плюс Минский соглашений.
То есть, «Минск-2» не является выходом из этого кризиса, что все понимают. Он является только средством деэскалации.
Несмотря на соглашение об ассоциации, ЕС не нужны товары из «незалежной»
Поэтому как стороны относятся к этому процессу — это вопрос отдельный. Совершенно ясно, что ни украинская, ни донецкая стороны не питают особых иллюзий по поводу того, что нынешние процессы помогут установить какой-то стабильный мир. Установить нормальные отношения между Киевом и Донецком. Это все иллюзии. Они не помогут. Но процесс идет. И, слава Богу, сейчас ситуация лучше, чем примерно год назад.
Что касается Киева, то он не собирался и не собирается предоставлять ДНР и ЛНР никакого особого статуса. Власти Украины много раз об этом заявляли. И все, что они должны были сделать, по мнению Запада, уже сделали.
Уже сам факт присутствия г-жи Нуланд и посла Пайетта в Раде в момент принятия проекта изменений в Конституции, говорит, что все это делалось под очень плотным контролем. И ни слова от себя Украина там не добавила.
Запад считает, что Украина выполняет Минские соглашения. Поскольку хочет так считать. Это его право. Он сам определяет, насколько является хозяином своей позиции. Россия не сможет в международном суде определить, что Запад нарушает Минские соглашения. Поэтому мы должны исходить либо из того, что мы соглашаемся с Западом. Либо не соглашаемся.
«СП»: — Какой реакции стоит ждать на это обращение?
— Не той, на которую надеются его авторы. Они призывают Запад обратить внимание на то, что Киев соглашения не выполняет. Но там никто на это внимания не обратит. У них другая установка.
«СП»: — Как в таком случае дальше будет развиваться ситуация?
— США продолжит играть на нервах у России, предлагая ей самостоятельно определить формат своего вмешательства в ситуацию. Одновременно провоцируя на некие излишние действия. Этот процесс будет продолжаться довольно долго. Причем, с очень разной степенью интенсивности. До момента, когда эта ситуация либо не разрешится другим образом. Либо ее не затмит какая-то другая ситуация.
«СП»: — Вице-спикер Рады Парубий проговорился недавно о планах захвата ДНР-ЛНР по хорватскому сценарию. Такое возможно?
— Парубий уже находился на должности, когда хорватский сценарий можно было реализовывать. И никто ему его не дал реализовать. Он потому и лишился поста секретаря СНБО, что слишком много хотел сделать сам, и не всегда прислушивался к «старшим товарищам».
Поэтому мнение Парубия — это мнение той части украинского воинства, которая является наиболее радикальной. Никто в Вашингтоне не давал ему разрешения так действовать. Если б давали, мы бы совершенно другую ситуацию видели.
Особенности предвыборной кампании экс-премьера «незалежной» Николая Азарова
Такие люди как Парубий нужны, чтобы «нагонять» ситуацию изнутри. И чтобы играть на нервах, в том числе и внутри Украины, не только российских. В России как раз Парубия не считают серьезным политиком. А вот вашингтонскими «ястребами» подобные заявления только приветствуются. Но если у Вашингтона будет желание решить этот вопрос военным путем, это будет видно. На данный момент такая цель не просматривается.