Как в процессе урегулирования украинского кризиса появляются новые персонажи
Берлин в ближайший понедельник станет площадкой для обсуждения ситуации в Донбассе, где снова возникла угроза возобновления масштабных военных действий. 24 августа, как передает ИА ТАСС, здесь пройдет встреча лидеров Германии, Франции и Украины, в ходе которой Меркель и Олланду придется, видимо, задать несколько неприятных вопросов президенту Порошенко.
Ранее глава МИД Франции Лоран Фабиус дал понять, что собираться в германской столице гарантам Минских соглашений приходится именно по той причине, что обстановка на юго-востоке Украины «вызывает обеспокоенность». По его словам, «военные действия должны прекратиться, необходимо полностью отвести вооружения и прекратить нападения на представителей миссии ОБСЕ. Также необходимо создать должные условия для проведения выборов в Донбассе». Встреча в Берлине, надеется Фабиус, позволит продвинуться по всем направлениям.
Хрупкое перемирие, наметившееся в регионе после «Минска-2», пока не перешло в открытую фазу войны. Но ситуация, действительно, находится на грани. В Донбассе вновь гремят взрывы и гибнут мирные люди.
В ходе своего визита в Крым президент РФ Владимир Путин возложил
ответственность за нынешнюю эскалацию конфликта на официальный Киев, который «концентрирует свои вооруженные формирования, усиленные боевой техникой, в Донбассе». И еще раз подчеркнул, что альтернативы «Минску-2» для урегулирования ситуации нет.
Как в процессе урегулирования украинского кризиса появляются новые персонажи
В этом же, надо полагать, будут убеждать Порошенко в Берлине германский канцлер и президент Пятой Республики, которые полгода назад, как известно, взяли на себя обязательства гарантов мирного процесса. Не вполне понятно только, почему на встречу не приглашен российский лидер?
Значит ли это, что «нормандский формат» закрывается? Что «нормандская четверка» превращается в «тройку»? Что Россию хотят вытеснить из переговорного процесса по Украине?
— Россию невозможно «выключить» из переговорного процесса. Не получится, — уверен заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. — Будь то «нормандский формат» или какой-то другой. Без участия России конфронтация только усилится.
Другое дело, что изначально Порошенко и западные лидеры были как бы на одной стороне баррикад. А Россия — даже в рамках этого переговорного процесса — в одиночестве. И сложилась пока не очень благоприятная для Москвы ситуация. Именно потому, что Запад убежден, что Украина сейчас в большей степени выполняет Минские соглашения.
«СП»: — Получается, Запад воспринимает искаженную реальность, если не видит, как Киев откровенно саботирует договоренности?
— Да, так и есть. Потому что прямого диалога с представителями самопровозглашенных республик украинские власти избегают всеми способами. А это очень важная составляющая мирного процесса.
Но говорить о том, что западные лидеры будут оказывать на Порошенко какое-то давление в Берлине, я бы не стал. Скорей всего, предстоящая встреча — это площадка, где будут обсуждены дальнейшие единые действия. И, естественно, американцы тут держат руку на пульсе. Незримо их присутствие там будет безусловно.
В данном случае, я думаю, мы имеем достаточно консолидированную позицию Запада по отношению к донбасским республикам и к России. И политическое обострение сопряжено с военным обострением, которое мы видим в Донбассе.
«СП»: — Вопрос — что мы увидим там завтра?
— Нельзя, конечно, исключить развертывания масштабных боевых действий. Но мне кажется, предпосылок для этого нет. Стратегических предпосылок. Потому что ни одной из сторон пока это невыгодно. Украина не имеет никаких гарантий, что в случае реализации «сценария Сербской Краины», она сможет одолеть войска ополчения. У ДНР-ЛНР быстрое наступление тоже вряд ли получится. Поскольку противник готов к оборонительным действиям.
«Свободная пресса» совместно с КПРФ объявляют гуманитарную акцию помощи жителям Горловки
Новая фаза войны, мне кажется, по логике нерациональна, невыгодна сейчас никому. России — в том числе. Потому что для нас это новый раунд санкций.
Но это не значит, что не может быть какой-то спорадической эскалации. Случайной, которая способна вызвать цепную реакцию.
«СП»: — Будет ли толк от берлинской встречи? Стоит ли ждать, что Порошенко вдруг прекратит подыгрывать «партии войны», отведет войска и предоставит Донбассу особый статус, как того требуют Минские соглашения?
— Что предусматривает этот статус — вот в чем вопрос? От того, что будет просто автономия и какие-то ограниченные выборные органы на востоке Украины, Россия ничего не выигрывает. Россия выигрывает только в том случае, если конституционная норма будет предписывать возможность влияния ДНР и ЛНР на выработку внешней и внутренней политики Украины в целом. Потому что речь идут о будущем Украины: либо она с Западом, либо нейтральная, либо с Россией.
Возможно, как раз в Берлине и будут обсуждать параметры конституционной реформы. Но без закрепления высокого автономного статуса ДНР и ЛНР в составе Украины Москва мало чего добьется. Это, скорее, будет наше отступление.
Весь вопрос — повторюсь — в сути этой автономии. Какой она будет? Хотя, мне кажется, рано говорить, что в Берлине удастся достичь какого-то прогресса по этому вопросе.
«СП»: — То есть, встреча больше показательная. Мол, мы держим руку на пульсе?
— Думаю, что — да. И что формат «нормандской четверки» еще существует.
«СП»: — А тот факт, что встреча запланирована на День независимости Украины, что-то может означать?
— Это, скажем так, имиджевый ход со стороны Запада. чтобы лишний раз продемонстрировать поддержку украинской государственности.
По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, отсутствие российского президента в Берлине не предполагает «эрозию» «нормандского формата»:
— На самом деле, речь идет о рабочей встрече. Помимо Донбасса есть и другие проблемы, которые необходимо обсуждать. В том числе и Украине в Берлине.
«СП»: — Однако главной темой предстоящей встречи станет именно обострение ситуации в Донбассе. Только на этот раз «нормандская четверка» встретится в усечённом формате. Почему не позвали Путина?
— Российский президент не единожды уже высказывался по поводу того, что ответственность за срыв Минских соглашений на Киеве. Позиция России обозначена абсолютно четко.
Сейчас существует опасность новой эскалации. Речь может идти о подготовке к новой военной кампании. Поэтому важно усилить давление на Киев для выхода на выполнение достигнутых в Минске договорённостей. Москва, выполняя свои обязательства и оказывая влияние на руководство ДНР и ЛНР, ожидает того же от западных партнеров. Которые имеют возможность влиять на Киев. Но очевидно, что это влияние до сих пор было неэффективным.
«СП»: — Поэтому решили «по-семейному» вызвать Порошенко на ковер?
— Думаю, речь идет о том, что Париж и Берлин стремятся усилить давление на Порошенко. Чтобы, как минимум, поставить «шлагбаум» на пути новой военной эскалации. И, более того, повернуть процесс в сторону выполнения минского мирного плана.
«СП»: — А хватит у Олланда и Меркель авторитета, учитывая, что президент Украины больше поддается влиянию Вашингтона?
— Эта уже другая проблема. Во-первых, насколько согласованы действия Запада в отношении украинского конфликта и Киева? И, во-вторых, насколько сам Порошенко свободен в своем манёвре? Насколько он договороспособный по отношению к своим западным партнерам?
И то, и другое проблематично. Вместе с Вашингтоном Порошенко пытается играть максимально жесткую партию в отношении России. Но это не до конца срабатывает. И будет срабатывать все меньше и меньше, учитывая проблемы внутри Соединенных Штатов. В предвыборной ситуации США не очень стремятся педалировать украинскую тему, предпочитая держать статус-кво.
И что очень важно — на американо-европейских различиях Вашингтону теперь тоже играть невыгодно. Это касается и украинской проблемы. Наоборот, Штаты будут делать все, чтобы продемонстрировать единство Трансатлантического альянса и ни в коем случае не показывать, что где-то Вашингтон не играет главной роли.
И коль скоро Париж и Берлин решили еще раз встретиться с Порошенко, естественно, они учитывают эту, как минимум, молчаливую поддержку со стороны Вашингтона.
То есть, это та трансатлантическая платформа, на которой, скорей всего, и будут встречаться в Берлине. Здесь никаких «плохих» и «хороших полицейских». Здесь в любом случае Германия и Франция будут выступать не только от себя. С общей западной позицией.
Юрий Городненко о том, от каких иллюзий придется избавиться Украине
Другой вопрос — насколько Порошенко свободен и договороспособен? Здесь все гораздо сложнее. Внутриполитический расклад и общая ситуация на Украине настолько сейчас осложнились, что вряд ли стоит ожидать, что Порошенко способен на какую-либо свободу с точки зрения изменения его политической роли. Он однозначно не может уйти в лагерь «миротворцев». Не может позиционировать себя в качестве лидера единого государства на позициях двусторонних договоренностей со своими оппонентами в Донбассе. Не может даже изменить агрессивную риторику в отношении Донбасса и России.
Речь как раз идет о том, что ресурс у Германии и Франции для того, чтобы давить на Порошенко, есть. Но способен ли сам украинский президент, понимая необходимость каких-то изменений своей линии, двигаться в этом направлении? Для западных политиков это тоже очень серьезный вопрос.
«СП»: — Почему?
— Потому что если ответ отрицательный, если он неспособен, то это может означать только два варианта. Первый: необходимо принять это во внимание со всеми вытекающими последствиями и искать какие-то новые политические силы на Украине. Второй: политический ресурс подобного рода уже исчерпан. И все идет к развалу украинского государства. Но этот «тренд» нисколько не связан с так называемым «восточным сепаратизмом».