
Премьер Владимир Путин 1 сентября посетит Польшу с рабочим визитом. «Предусмотрено участие Путина в международных мероприятиях в Гданьске, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны, и проведение двусторонних переговоров с главой польского правительства», — отмечается в сообщении пресс-службы российского правительства. Между тем источник польского издания «Dziennik» в тамошнем МИДе отмечает, что «русские хотят быть уверены, что ни один элемент в ходе торжеств не будет указывать на ответственность (совместно с Германией) Советского Союза за развязывание войны». Как смотрит на проблему польско-российских отношений Запад, чего он ждет от визита Владимира Путина, рассуждает немецкий политолог, эксперт Совета по внешней политике Германии Александр Рар.
«СП»: — Александр, какие перспективы отношений России и Польши?
— Для России хорошие, тесные экономические отношения с восточно-европейскими странами просто безальтернативны, и наоборот. Нечего нам опять раздирать Европу, или строить посередине новый «железный занавес». Так думают очень многие в Восточной Европе и, в частности, в Польше, особенно среди бизнес-сообщества. Однако сближению мешает большая политика. В российско-польских отношениях политика, к сожалению, выдвигается на первый план, потому что есть серьезные вопросы, которые были поставлены в прошлом. Они будоражат сознание и разделяют менталитеты элит.
Думаю, хорошо, что Путин едет в Польшу. Очень важно, что он туда едет. Польша, действительно, является важным новым членом НАТО и Евросоюза. Если российский премьер сможет где-то поправить не лучшим образом налаженный диалог с Польшей, я уверен, у России будут быстрее укрепляться отношения и с остальными странами Евросоюза. Но это зависит, конечно, не только от Путина, но и от самой Польши — насколько она сейчас готова к такому диалогу. Думаю, Польша готова.
Очень важно было бы, чтобы Путин помимо Польши слетал хотя бы раз в одну из стран Прибалтики. Где еще ни разу ни один российский президент не побывал — ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев. Тогда можно будет говорить о России, как о доброй соседке, которая заново восстанавливает отношения.
«СП»: — В Польше говорят, что вина за развязывание Второй мировой лежит как на Германии, так и на СССР. В Германии тоже так думают?
— Я вам так скажу. Не думаю, что существует мнение, будто кто-то кроме немцев начал Вторую мировую. Немцы начали. Это бесспорно и для Германии, и для Польши. Проблема в другом. Считаю, СССР винят не за секретный пакт Молотова-Риббентропа, а за последствия этого пакта. За то, что после 1945 года фактически — и вот это в России не совсем понимают — пол-Европы было силой захвачено Советским Союзом. Проблема не в том, что СССР освободил половину Европы от фашизма, а в том, что после победы он построил там коммунистическую диктатуру.
В России это так не ощущают, а народы, побывавшие под СССР — ощущают. Гитлер по ним прошелся, а Советский Союз их захватил на 45 лет. И это из памяти не вычеркнешь. Поэтому у них такая злоба в отношении Советского Союза и советского прошлого.
«СП»: — Что тут можно сделать?
— Как тут начать разговор — сказать сложно. Думаю, рано или поздно все равно придется его вести. Этот разговор легче шел во времена перестройки, при Горбачеве. Тогда СССР — правда, разваливающийся — признал свою вину в оккупации Восточной Европы. Сегодня путинская Россия этого не признает, наоборот, считает себя освободителям этих стран от фашизма.
После 1945-го года Сталин на основании пакта Молотова-Риббентропа считал, что у него есть полное право держаться за те договоры, которые он подписывал с Гитлером. В пакте было сказано, что Россия получает Прибалтику, которую она проиграла в ходе Первой мировой. Царская Россия была должна отпустить Прибалтику из состава империи, это сделали коммунисты при Ленине. 20-е и 30-е годы XX века прибалтийские государства были независимыми. Но эта независимость была у них отнята силой, советская армия вторглась в три республики, арестовала там всю элиту, отправила ее в Сибирь, и стала считать Прибалтику своей собственностью.
Думаю, те доводы, которые приводят сегодня в России, могут приниматься во внимание с точки зрения геополитической тактики. Но нельзя отрицать громадный, почти непоправимый моральный ущерб, нанесенный со стороны СССР этим народам. И здесь также следует задуматься, как его смягчить, как от него уйти.
«СП»: — С Прибалтикой понятно — вопрос болезненный. А с Польшей?
— Польша благодаря Сталину — я бы сказал так — смогла оставить себе громадные земли Восточной Германии. Так что поляки должны благодарить во многом СССР.
«СП»: — Но они-то говорят, что Путин должен покаяться за раздел Польши Сталиным на пару с Гитлером?
— Они не имеют в виду Польшу. Они имеют в виду, что пакт Молотова-Риббентропа произвел раздел Восточной Европы — их поделили, поляков и прибалтов. Прибалты отошли СССР, а Польша — Германии. Советский Союз это признал в секретном меморандуме, который подписал с Германией. Вот этого поляки простить не могут. Но, думаю, на самом деле простить они не могут другое — эту 45-летнюю оккупацию после 1945 года.
Посмотрим, что скажет им теперь Путин. Должен же он найти какие-то слова.
Фото [*]