18+
вторник, 24 января
Политика

Учения ОДКБ: Узбекистан на связь не вышел

Ислам Каримов опять запретил своей армии участвовать в мероприятиях Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР)

  
82

26 августа началось совместное комплексное учение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Оно продлится до середины октября. Тематика учения традиционная: «Подготовка и применение Коллективных сил оперативного реагирования и воинских контингентов Вооруженных сил государств-членов ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности». Оно пройдет в три этапа на территории России, Белоруссии и Казахстана.

Учение началось с прогнозируемого скандала: узбекские военнослужащие не прибыли в назначенный район. Президент Узбекистана в очередной раз запретил своей армии участвовать в мероприятиях Коллективных сил оперативного реагирования. Причем узбеки отказались участвовать не только во втором и третьем этапах маневров, где будут задействованы воинские подразделения, но и в первом этапе, когда предстоит отрабатывать военно-политические аспекты коалиционного взаимодействия.

Узбекская проблема возникла еще на февральском саммите ОДКБ, где у Ислама Каримова появилось особое мнение по поводу КСОР. Он высказался против участия Узбекистана в структурах Коллективных сил. Причем не только армейских подразделений, но и спецслужб — нацбезопасности, МВД, МЧС.

Во второй половине мая генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ездил в Ташкент с попыткой снять проблему. Но узбекский лидер не принял российского генерала. Судя по статьям в узбекских СМИ, у Ташкента имеется несколько принципиальных требований. Во-первых, он настаивает, чтобы решения о применении Коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ. Во-вторых, требует, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, он считает, что соглашение о КСОР должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.

В итоге июньское заседание Совета ОДКБ ознаменовалось двумя скандалами. Узбекская делегация отказалась подписывать целый ряд основополагающих документов Организации. А президент Беларуси Александр Лукашенко из-за пресловутой «молочной войны» с Россией и вовсе отказался прибыть на заседание и заключать какие-либо договоренности. Позже Белоруссия смягчила позицию и теперь участвует в учении КСОР, даже принимает войска Коллективных сил на своей территории.

Ислам Каримов продолжает твердо стоять на антиксоровской позиции. Он даже создал очень неприятный прецедент военного противостояния между участниками ОДКБ. Узбекистан на границе с Киргизией начал обустраивать полноценную госграницу с бастионами и траншеями глубиной и шириной три метра. Предполагается, что траншеи будут прокопаны по всей границе с Киргизией, проходящей по Андижанской области. По утверждению киргизских пограничников, строительство началось без согласования с ними.

Тем не менее, российское руководство продолжает излучать оптимизм. После скандального саммита ОДКБ президент России Дмитрий Медведев заявил: «В конце концов, и другие силы подобного рода создавались не за один день и не сразу — у них возникали не все участники одномоментно. Мы готовы к тому, чтобы наши партнеры, которые эти документы пока не подписали, в конечном счете, подумав и оценив эту ситуацию, вышли на их подписание».

Как видим, пока, к сожалению, Узбекистан отстраняется от ОДКБ. Если такая тенденция продолжится, то это станет очень существенной потерей.

— В системе военного сотрудничества России с государствами Центральной Азии Узбекистан занимает важнейшее место, — считает профессор, академик Академии военных наук полковник Юрий Рубцов, — поскольку наряду с Казахстаном, в силу своего геополитического, экономического и военного потенциала объективно является ключевым государством региона. В частности, Узбекистан располагает наиболее боеспособными и хорошо оснащенными в регионе вооруженными силами, которые имеют непосредственный боевой опыт ведения специальных операций в горных условиях. В начале 90-х годов прошлого века военное сотрудничество между Россией и Узбекистаном было особенно активным. Именно Россия и Узбекистан инициировали подписание в Ташкенте в мае 1992 года Договора «О коллективной безопасности» (ДКБ) СНГ, который стал первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. Однако, во многом из-за политики ельцинской администрации в середине — конце 90-х годов Узбекистан стал активно выстраивать стратегию, нацеленную, в первую очередь, на тесное сближение с США и НАТО. Эффективность российско-узбекского военного сотрудничества заметно снизилась. А в 2001 году в селении Ханабад была создана американская военная база. Деятельность администрации президента Путина постепенно переломила ситуацию. 16 июня 2004 года между Россией и Узбекистаном был подписан Договор «О стратегическом партнерстве», а в 2005 году Узбекистан вышел на уровень союзнических отношений с Россией, подкрепив их соответствующим договором. Согласно данному договору, Россия и Узбекистан гарантируют оказывать друг другу поддержку в случае совершения акта агрессии против одной из сторон, а другая сторона в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами. Москва и Ташкент договорились также активно взаимодействовать в плане модернизации и реформирования вооруженных сил Узбекистана, их оснащения современным вооружением, подготовки в РФ офицерских кадров для узбекской армии и проведения совместных мероприятий по боевой подготовке.

В 2005 году на узбекском горном полигоне «Фариш» (Джизакская область) было проведено первое совместное тактическое учение спецподразделений ВС России и Узбекистана, в котором приняли участие 200 российских военнослужащих из состава спецподразделений ГРУ ГШ ВС РФ, а с узбекской стороны — ряд подразделений и артиллерийские расчеты. Кроме спецназа, на узбекском полигоне действовали также российские вертолетчики на Ми-8 и Ми-24. Учения аналогичного профиля «Боевое братство-2006» прошли на полигоне Северокавказского военного округа России (Краснодарский край). С 2008 года начались совместные тренировки специалистов ПВО и ВВС на российском полигоне «Ашулук» (Астраханская область). В январе 2009 года президент России Дмитрий Медведев побывал с визитом в Узбекистане, провел переговоры с Исламом Каримовым. Хочется надеяться, что это принесет, в конце концов, добрые плоды.


Документы ОДКБ, которые отказывается подписывать Узбекистан

На июньском заседании Совета ОДКБ президент Узбекистана Ислам Каримов отказался подписывать основополагающие документы организации. Кроме Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, это решения:

— «Об изменении структуры и о дополнительных функциях Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности»,
— «Об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности»,
— «Об Основных направлениях действий государств — членов ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года»,
— «О Плане действий государств — членов ОДКБ по формированию коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран на период до 2012 года»,
— «О ходе выполнения мероприятий Плана коалиционного военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и ряд других.

Таким образом, Узбекистан фактически выпал из ОДКБ.


Из досье «СП»:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года. Он вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на 5 лет, при этом допускалось продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В том же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. 16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о восстановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

Популярное в сети
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня