Зачем Си Цзиньпин на неделю отправился в Америку?
Похоже, идея с реформированием Совета Безопасности ООН все ближе к воплощению. 26 сентября в Нью-Йорке, где проходит Генассамблея ООН, лидер ФРГ Ангела Меркель на встрече с коллегами из Бразилии, Индии и Японии заявила о необходимости реорганизации этой ключевой международной структуры.
«Нужна реформа Совета Безопасности, реформа, которая лучше отразила бы реальное распределение сил в мире», — сказала лидер Германии.
«Необходимо создать более представительную и эффективную структуру, которая позволила бы лучше реагировать на глобальные конфликты и кризисы. Страны „четверки“ — Бразилия, Германия, Индия и Япония — являются легитимными кандидатами на постоянное членство в Совбезе», — говорится в совместном заявление участников встречи в Нью-Йорке.
Надо отметить, что разговоры о необходимости реформы ООН ведутся, начиная с 1990-х. Но сейчас ситуация, видимо, сдвинулась с мертвой точки. В последний день работы предыдущей, 69-й Генассамблеи ООН, была принята резолюция, которая постановила «продолжить межправительстве
Напомним: в последний раз СБ ООН расширялся в 1963 году — его состав был увеличен с 11 до 15 стран-членов, пять из которых на правах постоянных членов пользуются правом вето: Россия, Китай, Великобритания, США и Франция. Остальные 10 членов Совбеза каждый год обновляются наполовину.
Зачем Си Цзиньпин на неделю отправился в Америку?
На сегодня ряд государств надеются стать постоянными членами Совета. Так, африканские страны претендуют на получение сразу двух таких мест. Другие государства предлагают создать в СБ новую категорию «полупостоянных членов», которые будут избираться на восемь лет с возможностью переизбрания. Кроме того, звучат призывы об отмене или ограничении права вето.
Так, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что в работе СБ необходимо отказаться от применения вето «в случаях геноцида, жестоких преступлений, преступлений против человечности и военных преступлений». Доказательством «недееспособност
Однако тот факт, что за реорганизацию сейчас энергично выступает ведущая экономика ЕС — Германия — показывает, что теперь, видимо, идею поддержат и другие ведущие европейские игроки. Не исключено, что за реформу выступят и Соединенные Штаты. СБ в его нынешнем виде слишком часто, по мнению американцев, вставлял палки в колеса имперской политике США.
Россия в этом случае окажется в трудном положении. Мы не сможем открыто выступать против реформы, чтобы не ссорится с близкими Москве кандидатами в члены Совбеза — Бразилией и Индией. А значит, нам придется вести дипломатическую борьбу, где на кону — позиции РФ на международной арене.
Что на деле стоит за реформой СБ ООН, какие риски она несет России?
— Реформирование Совбеза ООН сегодня невозможно, — уверен ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Эту идею обсуждали дважды — в 1992 и 2005 годах. Но оба раза отвергли по нескольким причинам.
Прежде всего, с Германией до сих пор нет полноценного мирного договора. С Японией, кстати, тоже. Есть Сан-Францисский мирный договор 1951 года, который не подписали две державы-победите
Вторая причина — и Германия, и Япония после Второй мировой являются странами с ограниченным суверенитетом. Так, Германии по условиям Боннского договора 1952 года — его подтвердили в 1990 году — запрещено проводить референдумы по военно-политичес
Получается, нужно снять ограничения с суверенитета Германии, прежде чем начинать процедуру ее приема в Совбез.
Третья причина — все постоянные члены Совбеза ООН являются ядерными державами. Так сложилось в рамках Договора о нераспространени
Наконец, четвертая причина. Легитимность СБ ООН до сих пор завязана на итогах Второй мировой. Если мы включаем в СБ Германию и другие страны — мы разрушаем всю концепцию Совета Безопасности. Чем тогда будет обеспечена легитимность Совбеза?
«СП»: — Почему же снова возникает разговор о реформе Совбеза?
— Весной текущего года США попытались — через Британию и Францию — активизировать тему реформы. Французы тогда заявили, что постоянные члены Совбеза должны добровольно отказываться от права вето на определенный срок, их поддержали англичане. На этом фоне Германия, Бразилия, Индия и Япония почувствовали, что открывается окно возможностей, и попытались им воспользоваться.
По мнению британских журналистов, ключи к разрешению сирийского и украинского конфликтов находятся в Кремле
«СП»: — При каких условиях существующая конструкция СБ может быть пересмотрена?
— Только если возникнет новый крупный военный конфликт, по итогам которого будет зафиксирован новый расклад сил. Сейчас мировой порядок привязан к итогам Второй мировой.
Как ни странно, опасность для России заключается именно в этом. Почему, спрашивается, на Западе ведутся ожесточенные дискуссии на тему сталинизма, кому он сейчас интересен? Это делается, чтобы показать: СССР, как и Германия, ответственен за Вторую мировую. Если это удастся доказать, может быть поставлен вопрос: не удалить ли РФ из Совбеза ООН? И для этого будет готово идеологическое основание.
«СП»: — Что для нас означает потеря места в Совбезе?
— В этом случае ядерная держава, держава-победите
— Реформа Совета Безопасности неизбежна, весь вопрос, по какой модели она пойдет, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Россия выступает за расширение Совета и частичное расширение права вето. Это очень важная позиция. Чем больше игроков будет в СБ — например, из числа развивающихся стран, вроде Бразилии или Аргентины, — тем меньше пространства для маневра останется у Вашингтона.
С другой стороны, модель, которую предлагают США и Великобритания, предполагает ограничение права вето. В этом случае Совбез из органа, принимающего военно-политические решения, превратится в клуб по политическим интересам, который ни на что влиять не будет.
Если СБ реформировать по второй модели, США будет намного проще обосновывать необходимость военных кампаний.
«СП»: — Как быстро пойдет процесс реформирования?
— Подчеркну: этот процесс де-факто уже идет. В СБ ООН включаются, помимо постоянных членов, члены дополнительные, и состав последних был расширен. Другое дело, они не имеют права вето.
Если реформа будет связана с ослаблением Совета Безопасности, это потребует новых конструкций в сфере безопасности — например, создания условного Совбеза развивающихся стран, что приведет к фрагментации мировой системы безопасности.
Если же расширится состав Совбеза, односторонние военные действия станут более затруднительными
В любом случае, реформа Совбеза — вопрос не одного года, и даже не трех лет.
«СП»: — Можно ли сказать, что активизация темы реформы связана с попыткой ослабить международные позиции России?
— Та же Меркель не хочет ослабления позиций РФ — она как раз выступает за расширение СБ ООН. Просто каждая сторона пытается в рамках этой темы продвинуть собственные интересы. Катализатором обсуждения стала сама юбилейная сессия Генассамблеи, плюс обсуждение в Совбезе вопроса о создании международного трибунала по MH17.
Генсек Всемирного союза мусульманских ученых призвал верующих к недопущению смут
Понятно, между тем, что СБ ООН должен модернизироватьс
Правда, вопрос включения в Совбез Германии и Японии — по-прежнему открытый. Тем более, сейчас происходит милитаризация этих стран. Если сейчас поддержать риторику о необходимости включения их в Совбез, это дестабилизирует ситуацию…