Юрий Городненко об обиде украинских олигархов на ЕС
Перенос выборов в ДНР и ЛНР на 2016 год, а также оптимистичные заявления глав Германии и Франции по результатам последней встречи «нормандской четвёрки» вызвали противоречивую реакцию экспертного сообщества России.
Часть политологов уверена, что перенос выборов — очередная уступка донбасских республик Киеву. В подтверждение этой версии можно привести слова главы МИД Украины Павла Климкина, который заявил, что ни «списочной амнистии» ни «особого статуса» не будет.
Однако по мнению директора Агентства стратегических коммуникаций Олега Бондаренко, «всё, что говорят Климкин и прочие, — это попытка страуса спрятать голову в песок, упрямое нежелание Киева смириться с реальностью».
По словам политолога, Киеву предстоит огромная работа — переписывать Конституцию, а в перспективе и всё законодательство в процессе разграничения полномочий с Донецком и Луганском. «Да, это фактическая „федерализация“, но, замечу, об этом им говорит сама Ангела Меркель, а не представители республик. В Киеве прекрасно понимают, к чему это может привести: примеру Донецка и Луганска уже готовы последовать Харьков и Запорожье. Это и вызывает в Киеве смертельный страх», — сказал Бондаренко.
Действительно, в последние недели происходящее в Донбассе начинает на самом деле напоминать перемирие. Нет массированных обстрелов мирных городов, боестолкновений. Продолжительность затишья говорит о том, что на Киев, действительно, серьёзно надавили, и Запад в продолжении войны не заинтересован.
Юрий Городненко об обиде украинских олигархов на ЕС
Однако предоставление реальной автономии Донбассу будет означать начало процесса пресловутой федерализации, на которой настаивала Россия более полутора лет назад. Дозрел ли Киев сейчас после того, как в гражданской войне погибли тысячи или даже десятки тысяч граждан Украины до того, чтобы принять новое государственное устройство страны?
— «Большие игроки», которые стоят за непосредственными сторонами конфликта — Украиной и Донбассом — давно уже вели дело к тому, чтобы конфликт был завершён на компромиссных условиях, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — С тех самых пор, как стало понятно, что быстрого решения у конфликта в Донбассе нет, и Киев не в состоянии вернуть Донецк и Луганск под свой контроль. Эту линию не поддерживали, пожалуй, только США. Ещё в апреле на саммите Украина-ЕС Петру Порошенко недвусмысленно дали понять, что европейцам надоело спонсировать украинскую армию, тратить деньги на войну. Евросоюз давал деньги под проведение непопулярных реформ, борьбу с коррупцией
Москва, в свою очередь, чуть ли не с самого начала посылала сигналы, что её не устраивают наиболее радикальные деятели в ДНР и ЛНР, требовавшие присоединения непризнанных республик к России, либо создания независимого государства Новороссия из 8 областей Юго-Востока Украины. В частности, напомню, ещё в 2014 году Донбасс вынужден был покинуть Игорь Стрелков. Постепенно наиболее идейные руководители ДНР и ЛНР заменялись людьми, лояльными олигарху Ринату Ахметову. В целом, я думаю, ставка Кремля как раз сделана на этого олигарха, на попытку через него закрепить автономный статус Донбасса в украинской Конституции.
«СП»: — Вероятно ли, что сценарий на постепенное «автономное» возвращение Донбасса на Украину будет нарушен?
— Вероятность этого невелика. Ополченцы без поддержки Москвы не смогут победить украинскую армию, как и украинская армия без поддержки Запада не способна взять под контроль Донбасс. В этой патовой ситуации ничего не остаётся делать, как идти к компромиссной федерализации. Возможно, у ДНР и ЛНР не будет столько прав, сколько бы им хотелось, но и формальной автономии республикам навязать не удастся.
«СП»: — То есть можно сказать, что слухи о «сливе ДНР и ЛНР» оказались сильно преувеличенными?
— Смотря что считать «сливом». Когда-то было популярным мнение, что Новороссия должна включать в себя 8−9 областей Юго-Востока Украины, значительная часть населения которых симпатизировала России и занимала антимайданную позицию. Потом рассматривался вариант признания независимости Россией только тех территорий, которые контролируют ДНР и ЛНР по южноосетинскому сценарию. Однако и этого не произошло. Думаю, что в последнее время Москва твёрдо обозначила свою красную линию в отношении ДНР и ЛНР — она не допустит расправы над людьми, выступавшими за независимость этих республик от Украины. Из этого сторонам и придётся исходить при заключении окончательного компромисса.
Перенос выборов в Донбассе ставит Киев в безвыходное положение
«СП»: — Насколько обоснованы опасения некоторых украинских политиков в том, что признание особого статуса ДНР и ЛНР вызовет цепную реакцию на Украине, и своей доли автономии потребуют Запорожье, Харьков и другие регионы?
— Сейчас вероятность этого уже значительно ниже, чем ещё год назад. Да, был период, когда перед Украиной действительно стояла реальная опасность распада на феодальные княжества, контролируемые разными олигархами. Однако США был не выгоден такой разворот событий, и одного звонка американского посла на Украине хватило, чтобы осадить главного конкурента Порошенко в борьбе за влияние в стране — олигарха Игоря Коломойского. Теперь центральная киевская власть в значительно большей степени контролирует ситуацию в стране.
— По вопросу федерализации Украины, я бы всё же разделял Запад на «ближний» и «дальний», — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — «Ближний Запад», то есть Евросоюз, достаточно давно понял оправданность позиции России, которая с самого начала украинского кризиса призывала к такому решению, которое бы учитывало своеобразие всех регионов Украины.
Однако на пути федерализации «незалежной» стоит «дальний» Запад. Проще говоря, США. Потому как такая федеративная Украина практически неизбежно будет нейтральной в военно-политическом отношении страной, которая поддерживает экономические связи, как с Россией, так и с Европой. А из этого следует, что Украина будет вести примерно такую же политику, как и при Януковиче. И поэтому США не хотят соглашаться на федерализацию, поскольку это будет означать провал всей их многолетней стратегии относительно Украины.
Другой момент — чисто украинский, внутренний. Украина всегда была унитарной страной. Я бы даже сказал, сверхунитарной. Там, к примеру, никогда не было региональных налогов. Все деньги уходили в центр, а потом уже обратно распределялись по регионам. Там никогда не выбирали губернаторов областей.
И, конечно, от подобного привилегированного положения киевская власть отказываться не хочет даже под давлением Германии и Франции. Потому, не имея возможности прямо отказать от выполнения Минских соглашений, Киев либо саботирует их, либо так извращает политические и экономические пункты, что они не могут быть приемлемы для ДНР и ЛНР.
Киев, как ни парадоксально, сейчас сам выталкивает донбасские республики из состава Украины. Но делает это так, чтобы можно было обвинить Россию.
В условиях наплыва беженцев ни Меркель, ни Олланду не нужна война на Украине
«СП»: — На чём же основан оптимизм того же Олланда, который считает, что Минские соглашения будут выполнены и на Украине наступит скорый мир?
— Этот вопрос надо адресовать к самому Олланду и Меркель. Россия что могла — сделала. Мы употребили своё влияние на ДНР и ЛНР, чтобы те перенесли выборы на 2016 год. Теперь мяч на стороне Германии и Франции — смогут ли они настоять, чтобы Украина не на словах, а на деле выполняла Минские соглашения. В политике этих стран очень заметна двойственность. С одной стороны, им крайне хочется вести самостоятельную игру, с другой, они постоянно вынуждены оглядываться на США. Что из этого в итоге выйдет — сказать сегодня крайне сложно.