Без влияния США власти в Париже могли бы отменить антироссийские санкции
Режим санкций против России может быть смягчен в скором времени при условии, если минские договоренности по Украине будут выполняться. Об этом накануне, в ходе встречи со студентами и преподавателями Гарварда, заявил Госсекретарь США Джон Керри.
«Я думаю, мы сможем в ближайшие месяцы удостовериться, исполняются ли минские соглашения, как после последнего заседания нормандской группы в Париже, соблюдается ли режим прекращения огня и отводится ли тяжелое вооружение. Тогда, в конечном счете, может быть изменена позиция в отношении санкций», — цитирует Керри РИА «Новости».
Вашингтон не первый раз требует от России выполнения Минских соглашений, увязывая каждый раз этот вопрос с возможностью снятия введенных ранее против нее ограничительных мер. При этом Москва уже устала объяснять, что не является стороной внутриукраинского конфликта, который стал поводом для введения антироссийских санкций со стороны Запада.
По сути, США могут предъявлять такие же претензии Германии или Франции, которые наравне с РФ взяли на себя обязательства гарантировать исполнение мирного плана по Донбассу. И уж, тем более, Киеву.
Но — нет. Крайней почему-то всегда оказывается Россия.
Тогда с чего бы вдруг такой «подарок» от Керри? Мы, вроде, ни о чем не просили…
Без влияния США власти в Париже могли бы отменить антироссийские санкции
— Подобные заявления делались много раз и до этого, — считает научный сотрудник Института США и Канады РАН, кандидат политических наук Геворг Мирзаян. — То есть, это принципиальная позиция Запада, которую он всегда озвучивает. О том, что санкции не являются самоцелью. И что санкции будут сняты, как только Москва выполнит Минские соглашения. Ничего нового, по сути, Керри не сказал. А только повторил то, что говорил до этого сам уже много раз. И что говорил Обама. Что санкции будут сняты поле исполнения минских соглашений — все. И никаких подвижек здесь нет, и не может быть.
«СП»: — Определенные все же есть. Керри, например, не выдвинул в качестве условия снятия санкций «крымский вопрос». В то время как всего месяц назад помощник госсекретаря Нуланд заявляла, что санкции снимут только тогда, «когда Крым вернется к Украине». Керри намеренно решил не будировать эту тему?
— Нужно четко разделять заявления чиновников низкого ранга и чиновников высокого ранга. «Крымский вопрос», заметьте, ставят уже очень редко в качестве условия. Очень редко. Потому что все прекрасно понимают, что Крым не вернуть.
Нужно договариваться с Россией. А если вы хотите договариваться, то бесполезно затрагивать сторону вопроса, по которой вам договориться однозначно, ни при каких условиях не удастся. Крым — это такой вопрос. И, я думаю, Западу придется смириться, что он будет в составе России.
«СП»: — Почему тогда продолжают действовать санкции, введенные из-за Крыма?
— А почему их должны бесплатно снимать? Любые санкции являются инструментом торга. Их снимут, но в ответ на некие уступки со стороны России.
«СП»: — Какие, например?
— Не знаю пока. Вопрос Донбасса, вероятно, будет стоять. Но, скорее, это будет какое-то «пакетное», комплексное соглашение. Санкции являются активом. Никто просто так активы не разбрасывает.
«СП»: — И как долго Минские соглашения здесь будут «разменной монетой»?
— Пока им будет нужно легально поддерживать режим санкций, таким основанием будет выполнение Россией Минских соглашений. Хотя Россия как раз многое делает для того, чтобы эти соглашения были выполнены. Препятствует их реализации украинская сторона. Но, опять же, это на Западе публично никто не признает.
Поэтому санкции, как мне кажется, будут продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто комплексное соглашение, прежде всего, между Россией и Европой. Сейчас этого соглашения нет. Нужно как-то объяснять, почему эти санкции действуют. И объяснением является якобы невыполнение Россией Минских соглашений. Все очень просто.
«СП»: — Однако же российский президент назвал «нелепым» требование выполнять минские соглашения Россией.
— Здесь не важно, что думает Путин. Здесь важно, что думает Запад. Это его санкции. Да, они нелепые. И даже противозаконные. Но что нам, от этого легче? Мы как-то можем информационно перебить Запад? Нет, не можем. У нас таких ресурсов нет.
«СП»: — Но многие страны ЕС готовы уже в одностороннем порядке отказаться от антироссийских санкций. Налаживать отношения с РФ призвал на днях и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
— Да, Европа готова налаживать отношения. Мы с Европой ведем переговоры об этом. Не то, чтобы мы уже близки к компромиссу. Нет. Но процесс идет.
«СП»: — Может такое случиться, что европейцы быстрее откажутся от этих санкций, чем американцы?
— Сомневаюсь. Но теоретически — да, такое возможно. Потому что Европа будет согласовывать санкционную политику со Штатами, естественно. Но есть определенные ситуации, где Европа вполне может пойти на снижение санкционного давления самостоятельно.
По мнению завкафедрой региональной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ, доктора политических наук Владимира Штоля, госсекретарь намеренно опустил вопрос о Крыме:
— Никто ничего не забыл. Крым остаётся «краеугольным камнем» во всей этой истории. Что касается нынешней риторики госсекретаря, то она может быть мягче, может быть жестче. Сути дела это не меняет.
Реально ведь все действующие, мыслящие политики прекрасно понимают, что никакого возврата Крыма быть не может. Поэтому сегодня необходимо «педалировать» вторую часть этой проблемы — т.е. ситуацию на Юго-Востоке Украины. В частности, связанную с соблюдением Минских договоренностей.
Но речь идет исключительно о требованиях к России. Хотя Россия — должен напомнить — является таким же гарантом этих соглашений, как Германия и Франция.
Да и сейчас, собственно, от нас мало что зависит. Руководство Донецкой и Луганской республик уже продемонстрировало определенную готовность к продолжению диалога. И даже дало, в общем-то, шанс Порошенко спасти свою репутацию. А лидерам Меркель и Олланду сохранить лицо.
Я имею в виду, прежде всего, перенос местных выборов в ЛНР и ДНР на 2016 год. То есть, до Нового года президент Украины должен провести все те, в том числе и конституционные изменения, которые являются обязательным условием для проведения голосования в народных республиках.
«СП»: — Можно ли ждать, что после проведения этих выборов антироссийские санкции отменят, или хотя бы они будут смягчены?
— Скорее всего, нет. Но если речь и идет о каком-то смягчении санкций, то это исключительно в сферах, где есть повышенные интересы западной стороны. Например, в вопросе продажи ракетного топлива, которое необходимо, прежде всего, французам для продолжения своей космической программы.
Было бы крайне наивно ожидать, что грядет какое-то смягчение санкций в отношении нашей страны. Конечно — нет. И в ближайшее время, мне кажется, не ожидается.
Все же прекрасно понимают, что Крым, Донецк и Луганск — это не причина. Это повод. Особенно, для американцев. Поэтому не было бы минских договоренностей, значит, были бы какие- то другие претензии к РФ. Не знаю, с чем они могут быть связаны. С чем угодно.
Поэтому не надо здесь обольщаться. Никаких розовых очков надевать. Чтобы понять — давление на Россию будет продолжаться. И, по сути, может быть только ужесточение, но не смягчение санкций.
«СП»: Но Штаты с таким же успехом могут выдвигать ультиматумы Германии и Франции — они тоже в ответе за «Минск-2».
— Делать замечания своим партнерам по НАТО — это абсолютно бесперспективно. И, более того, тогда надо просто наказывать Порошенко за несоблюдение тех договоренностей, которые были достигнуты в Минске. Инициированы они — напомню — были РФ. А Германия и Франция выступили только гарантами. Но наказать Порошенко — это все равно, что высечь самого себя, как та унтер-офицерская вдова. Поэтому я думаю, что это совершенно нереально.
Пострадают ли российские авиаперевозчики, банки и «оборонка» от украинских санкций
«СП»: — То есть, Керри «обнадёжил» зря. И мы будем жить под санкциями еще долго…
— Это данность, которую надо принять, просто как объективную реальность, субъективно навязанную нам. Но для нас это та реальность, с которой мы вынуждены считаться, в которой вынуждены жить и пытаться выйти из этой, достаточно трудной для нас ситуации.
Но это еще и очередной опыт для нас, для нашей экономики. Проверка возможностей импортозамещения. Выход на какие-то инновационные пути развития. Задач много. Посмотрим, что из всего этого выйдет.