В прежнем монолите творческой татарской интеллигенции громкий скандал — Союз писателей Татарстана исключил из своих рядов Минахмета Сахапова, главного редактора журнала «Мирас». Причина — публикация в журнале собственного произведения — исторической драмы, в которой «содержится клевета на поэта-героя Мусу Джалиля». Пикантность ситуации в том, что последний раз из татарского писательского союза исключали только классика татарской литературы Хасана Туфана в 1937 году, за клевету на Иосифа Сталина.
Конфуз связывают с самим именем Джалиля, которое стало в Татарии «неудобным». Известный татарский националист Фаузия Байрамова недавно опубликовала статью о «выдающемся соотечественнике» Гарифе Султане — 85-летнем эмигранте-татарине из Мюнхена, якобы, служившем вместе с Мусой Джалилем в мусульманском легионе «Идель-Урал». Со слов Султана, Джалиль предстает в образе трусливого предателя, вступившего в антифашистский заговор лишь в конце войны исключительно из боязни возмездия со стороны приближающихся советских войск.
Байрамова — основатель татарского радио «Свобода», которое финансирует Конгресс США. Эксперты сделали вывод, что Америка подогревает татарский национализм — дискредитирует старых героев, формирует новых.
Насколько серьезен «татарский бунт», насколько сильно замешана в нем Америка, рассуждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
«СП»: — Гейдар Джахидович, татарский национализм раздувают американцы?
— В принципе, сами американцы не способны ничего инициировать. Они могут только присосаться к процессу, который существует объективно. Татарский национализм возник не вчера, он реально существует на протяжении столетий, десятилетий. С ним беспощадно боролась советская власть, он достаточно активно проявлялся и после 1991 года.
Время от времени Москва его заглушала. Но сегодня татарский национализм является частью общего кризиса вертикали власти и взаимоотношений центра с регионами. Регионы будут сегодня стремиться к сепаратизму, к эмансипации. Независимо от того, татарские это, башкирские регионы или чисто русские — в силу совершенно объективных условий политического кризиса.
Конечно, при этом американцы могут стоять тут же с подносом, желая собрать дивиденды. Но это не значит, что они являются инициаторами и организаторами процесса, возникшего на пустом месте. На это у них нет ни ресурсов, ни понимания ситуации. В принципе, не нужно преувеличивать способность американцев влиять на что бы то ни было. Из-за своих ментальных особенностей они не входят в зацепление с тем, что находится за пределами американской территории, что хорошо показывает их провальная политика во всех регионах мира.
«СП»: — В чем же тогда причина обострения?
— Думаю, здесь речь идет об актуализации достаточно старых комплексов. В частности, проблематика Муссы Джалиля, сам факт существования в прошлом легиона «Идель-Урал», говорит о том, что это — укорененная конфликтная проблема борьбы Казани и Москвы.
«СП»: — Во что это выльется?
— Сам по себе казанско-московский конфликт не является локомотивом проблемы. Он будет существовать лишь в режиме сопутствия общему кризису. Это не центральная линия. Более жесткие линии противостояния — это линия Москва-Кавказ, Москва-Дальний Восток, Москва-Урал. Динамика их развития будет использована в том числе и Казанью. Но Казань, повторюсь, в данном случае — не локомотив. Более того, на мой взгляд, проблемы распада территории России лежат больше по линии конфликта центра с чисто русскими регионами, нежели с национальными территориями.
«СП»: — С какими, например?
— Я имею в виду Дальний Восток и Урал. Но, естественно, если динамика нынешнего кризиса будет наращиваться — а есть все основания предполагать, что так и будет — то московско-казанский конфликт будет становиться более ярким.
«СП»: — Почему никто не говорит о конфликтах с русскими регионами?
— Московско-казанский кофликт более заметен в силу своего бренда, что это татарский национализм. Никто не обращает внимания, допустим, на кризис отношений Урала с Москвой, потому что там нет бренда, и никому политически невыгодно муссировать эту тему. Что касается Дальнего Востока, он сегодня находится фактически уже в открытой оппозиции Москве, хотя это чисто русский регион. И не благодаря каким-нибудь китайцам, а именно в силу того, что Дальний Восток сегодня практически не контролируется центром.
Загадка гибели Мусы
Историю героической гибели Джалиля неоднократно пытались поставить под сомнение. Первый раз дело на Мусу Джалиля по обвинению его в измене Родине было заведено в 1946 году. В 1947 году он был включен в список особо опасных преступников, разыскиваемых МГБ СССР. Однако впоследствии обстоятельства его смерти прояснились, и в 1956 году он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. В 1957 году Муса Джалиль стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».
Татарские писатели и агрессивный национализм
История с исключением из татарского Союза писателей Минахмета Сахапова уже второй литературный скандал в Татарстане. Первый разгорелся вокруг детской книжки, изданной Татарским государственным книжным издательством. Красочный альбом под названием «Освободительная борьба татарского народа», напечатан тиражом 5000 экземпляров и, как положено детской литературе, богато украшен иллюстрациями. На обложке изображена картинка с ликом Христа над пылающей мечетью, портрет лидера татарских националистов Заки Зайнуллина и даже… шеврон татарского легионера войск СС.
Автор Нурулла Гариф рассказывает детям о взаимоотношениях русских и татар в период завоевания Казанского ханства, о христианизации мусульман Поволжья и, конечно же, о «пятисотлетней войне» за независимость Татарстана от России. Этот период в истории, в представление Нуруллы Гарифа, явлен как непрекращающаяся война против русской «оккупации». Российское государство, по определению автора — это сборище мародеров, грабителей и захватчиков. Губернаторы Казанского края — все до единого названы «карателями».
Для усиления воздействия на детскую психику книга обильно насыщена рисунками пыток и казней, которые «русские оккупанты» применяли к татарам-мусульманам. Тут и подвешивание за ребро, и колесование, и дыба, и даже закапывание живьем в землю.