Поляки требуют от украинцев пять млрд. долларов за право называться европейцами
Киев в ближайшие недели приступит к «очень радикальным реформам». Об этом заявил нынешний губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.
«Президент Порошенко приступит к неотложным реформам, чтобы жертвы наших героев на фронте не оказались напрасными. Мы ждем больших изменений», — говорится в заявлении, опубликованном на странице Саакашвили в Facebook. При этом экс-президент Грузии подчеркнул, что уже внес свои предложения по реформированию в «одесском пакете реформ».
Напомним: «одесский пакет», разработанный командой Саакашвили и Центром свободной экономики (ЦСЭ) имени Кахи Бендукидзе, был представлен на прошлой неделе в Киеве. Вот как выглядят основные пункты «пакета»:
— на конституционном уровне ограничить налоговое перераспределение и снять проблемы при занятии предпринимательством;
— ввести запрет на повышение налогов — это возможно только при одобрении всеукраинским референдумом, и не ранее чем через три года после его проведения;
— совокупные госрасходы следует ограничить планкой 30% ВВП, бюджетный дефицит — 3% ВВП с оговоркой на военное положение, госдолг страны в перспективе — 60% ВВП;
— провести реформы госслужбы и трудового рынка, упростить систему оказания госуслуг, провести транспарентную приватизацию, ввести новую систему налогов и сборов, а также систему электронных госзакупок;
— ликвидировать ограничения на движение капитала, в частности, отменить регистрацию иностранных инвестиций в экономику Украины, а также вести свободную конвертацию гривны;
— провести полицейскую реформу — это, как известно, «визитная карточка» грузинских реформ.
На первый взгляд, шансы, что Киев возьмется за реализацию «Одесского пакета», невелики. В украинском парламенте экономический либерализм поддержки до сих пор не находил. А либеральное правительство Арсения Яценюка, скорее, видит в Саакашвили прямого политического соперника.
Поляки требуют от украинцев пять млрд. долларов за право называться европейцами
С другой стороны, потребности Украины в срочных изменениях экономической ситуации куда выше, чем в Грузии в 2004—2005 годах. К реформам Киев настойчиво подталкивает и Международный валютный фонд (МВФ). 21 октября Фонд предупредил, что может приостановить программу финансирования Украины, если парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики все-таки внесет в Верховную Раду свой проект налоговой реформы (который МВФ категорически не устраивает). Ранее украинские СМИ сообщали, что эксперты МВФ остались недовольны проведением экономических реформ по стабилизации экономики в стране. В такой ситуации «одесский пакет» может оказаться весьма кстати.
На какие «очень радикальные реформы» может пойти Петр Порошенко, и какие последствия они могут иметь для Украины?
— «Одесский пакет реформ» действительно всплыл в связи с требованиями МВФ, — считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — В частности, в связи с угрозами Фонда заморозить очередной транш Украине. Но не думаю, что даже если «пакет» будет рассмотрен и принят Киевом, он будет реально работать. Скорее всего, мы услышим много разговоров о «неотложных и радикальных» реформах — и увидим очень скромные результаты реформ на практике.
Должен отменить, что реформы в стране, которая с точки зрения экономики катится в пропасть, в любом случае будут малоэффективными. Реформы имеет смысл проводить только в одном случае — когда у государства имеется достаточный запас прочности, политической и экономической. А на Украине этот запас практически исчерпан.
Поэтому забавно выглядит, например, пункт «одесского пакета» с требованием ограничить госдолг планкой 60%. Это предлагается в ситуации, когда, согласно прогнозу МВФ, в 2015 году задолженность Украины достигнет 94,4% ВВП, и только к 2020 году — при благоприятном сценарии — снизится до 76,9% ВВП.
Или взять требование снять ограничения на передвижение капитала. Де-факто, украинские олигархи и сегодня могут совершенно свободно перемещать капиталы куда угодно. Именно благодаря этому основная часть их активов находится сейчас за рубежом, и не работает на Украину.
На мой взгляд, Киев с реформами изрядно опоздал. Их нужно было начинать еще полтора года назад, когда Порошенко только-только пришел к власти, и когда от него действительно структурных изменений. Причем, эти реформы не столько должны были соответствовать требованиям МВФ, сколько «майданным» ожиданиям населения. Эти ожидания, напомню, воплощались в лозунгах «Долой олигархию» и «Да здравствует европейский порядок и отсутствие коррупции».
Полтора года пребывания Порошенко у власти наглядно показали, что ситуация принципиально не изменилась. Местные органы власти на Украине все сильнее поражает коррупция, а украинские олигархи окончательно превратились в феодалов с собственными армиями. В такой обстановке говорить о «неотложных радикальных» реформах действительно не имеет смысла.
В целом, реформы «одесского пакета» выглядят красиво, но неуместно. Это все равно, что тяжелого больного нарядить в хороший костюм и туфли, чтобы он выглядел получше — от болезни это его никак не излечит.
«СП»: — МВФ действительно может заморозить транши, если Киев будет уклоняться от реформ?
— Фонд, на деле, подталкивает Киев к такой перестройке экономике, которая бы окончательно деиндустриализировала Украину, плюс загнала бы страну в долговую яму. Видимо, с точки зрения МВФ, масштаб экономического развала «незалежной» все еще недостаточно велик. Именно поэтому Фонд требует от Киева дополнительных реформ. Эти реформы, во-первых, сделают процессы деградации украинской экономики необратимыми, во-вторых, внесут прозрачность в структуру украинской элиты, с тем, чтобы ею было проще управлять с Запада.
С другой стороны, не стоит забывать, что МВФ, — это политический инструмент в руках США. Поэтому Фонд будет принимать в отношении Киева только те решения, которые Вашингтон сочтет политически необходимыми. И если Украину потребуется поддержать очередным траншем, несмотря на то, что Киев не реализует реформы, — это будет сделано…
— Активность Саакашвили объясняется, прежде всего, близостью выборов в местные органы власти, которые 25 октября состоятся на всей территории Украины, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — В частности, в Одессе будут избирать мэра города и городской парламент, причем кандидат в кресло городского головы, которого поддерживает Саакашвили — нынешний его советник Александр Боровик — шансов на победу, скорее всего, не имеет. С большой долей вероятности, победит действующий городской голова Геннадий Труханов. А это означает, что позиции команды Саакашвили ослабнут — и в мэрии, и в городском парламенте.
В этой ситуации экс-президент Грузии пытается поддержать своего ставленника, актуализировав его повестку заявлениями о реформах.
«СП»: — Но Саакашвили утверждает, что его пакет реформ поддерживает Порошенко. Это не так?
— Скорее всего, «одесский пакет» ни целиком, ни частями принят Киевом не будет. И дело даже не в противодействии амбициям Саакашвили со стороны премьера Яценюка. Просто за «пакет» почти никто в Верховной Раде не проголосует.
Да, ряд внешних игроков — прежде всего, Германия и Франция — настаивают на реформах на территории Украины. Но, на мой взгляд, речь идет, прежде всего, о реализации Минских соглашений, а не о радикальных экономических преобразованиях.
На будирование темы реформ играет то обстоятельство, что Порошенко теряет рейтинг. Из-за этого позиции главы украинского государства могут существенно ослабнуть уже к концу 2015 года. Давая понять, что он поддерживает реформы, Порошенко ведет собственную контригру.
Свою игру ведет и Михаил Саакашвили. Предлагая пакет реформ он, фактически, метит на кресло премьера — по идее тот, кто предлагает реформы, должен их и реализовывать.
В итоге, анонсированные «неотложные и радикальные» реформы являются, скорее, инструментом сложной внутриполитической борьбы на Украине, чем заявкой на реальный экономический курс. Это видно, на мой взгляд, и по спокойной реакции на заявления Порошенко- Саакашвили со стороны парламентских партий Украины.
В ЕС не горят желанием содержать еще и «незалежную»
«СП»: — Может ли Киев использовать «одесский пакет» в качестве аргумента на переговорах с МВФ?
— Вряд ли. Фонд никогда четко не увязывал предоставление Киеву финансовой помощи с проведением на Украине ряда непопулярных политико-экономических реформ — например, разворачивания жесткой борьбы с коррупцией. МВФ интересует, в первую очередь, сокращение госрасходов — и только.
Между тем, значительную часть «одесского пакета» составляют именно непопулярные политико-экономические реформы. Раз так — «пакет» предназначен, в основном, для внутреннего украинского потребления…