Чрезвычайный и Полномочный посол Египта в РФ Мохамед Абдель Саттар Эль Бадри о России, борьбе с терроризмом и катастрофе «Аэробуса 321»
Журнал Forbes в 2015 году в третий раз подряд признал самым влиятельным человеком в мире президента России Владимира Путина.
Второе место в рейтинге несколько неожиданно досталось канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, которая по итогам прошлого года занимала лишь пятое место. На третье место «скатился» американский лидер Барак Обама. На четвертом месте расположился Папа Римский Франциск. Пятерку лидеров замыкает председатель КНР Си Цзиньпин.
Forbes отмечает, что Путин возглавил рейтинг в этом году потому, что он «является одним из немногих людей в мире, кто достаточно силен для того, чтобы делать то, что он хочет, и чтобы это сходило ему с рук». В издании напомнили, что несмотря на международные санкции, наложенные на Россию в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины, ослаблением рубля и рецессией российской экономики, рейтинг поддержки Путина среди граждан страны составил в июне 89 процентов.
«В октябре он начал бомбардировки позиций исламистов в Сирии, а затем встретился лицом к лицу с Башаром Асадом, показывая слабость США и НАТО в регионе и помогая восстановить влияние России за рубежом», — цитирует Forbes «Лента.ru».
На Западе уже не один год деятельность российского президента в большинстве СМИ оценивается крайне негативно. Чем же можно объяснить, что влиятельное американское издание третий раз делает этакий «реверанс» в сторону Владимира Путина? Насколько рейтинг отражает реальное влияние мировых политических лидеров?
— Я лично, к любым рейтингам отношусь сдержанно, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Рейтинг Forbеs сам по себе не отражает реального положения вещей.
На Западе политика Владимира Путина подвергается жёсткой критике, и сам он, как личность, изображается в большинстве СМИ в крайне негативных тонах. Последний пример — публикация в журнале The Economist.
Однако на Западе остаются эксперты, способные объективно оценивать международную ситуацию. Путин в последние годы осуществил целый ряд международных акций, которые существенно повлияли на расстановку политических сил во всём мире. Это и ситуация с Крымом, и позиция России по сирийскому кризису, сближение нашей страны с Китаем, попытки ослабить позиции доллара в мире
Чрезвычайный и Полномочный посол Египта в РФ Мохамед Абдель Саттар Эль Бадри о России, борьбе с терроризмом и катастрофе «Аэробуса 321»
Россия в последние годы как бы вышла из тени мировой политики и обрела свою субъектность, говоря языком политиков. До того Россия, играя по правилам Запада, не была сколько-нибудь серьёзным игроком международной политики. Российские внешнеполитические инициативы, как правило, вежливо выслушивались и отвергались.
Сегодня в своей политике Россия нередко действует в пику главному мировому гегемону — США. И это сразу сказалось на росте влияния нашей страны и лично Владимира Путина. Теперь международные отношения форматируются уже с учётом интересов России.
В этом смысле рейтинг Forbеs отражает, скорее, происходящие в мировой политике процессы, чем реальную расстановку сил.
Вместе с тем, если говорить не о рейтинге Путина, а о его влиянии, как представителя России, то говорить о главенствующей роли нашей страны я бы не стал. Россия по своим возможностям не является сегодня сверхдержавой, чего бы ни говорили иные аналитики. Реальные возможности России влиять на международные процессы довольно ограничены. И США, при всех тех проблемах, которые накапливаются в американской экономике, при ослаблении внешнеполитических позиций, остаются системообразующим фактором, как в мировой политике, так и в мировой экономике. Чего о России не скажешь. Наша страна, по-прежнему, переживает глубокий экономический кризис, который, по большому счёту, начался в 2008 году. Экономическое положение страны сложное и перспективы выхода из кризиса туманны. Хотим мы того, или нет, но уровень развития нашей экономики не может не сказываться и на наших внешнеполитических позициях. Это закон политологии.
«СП»: — А насколько заслуженно Ангела Меркель получила второе место в рейтинге, обогнав Барака Обаму?
— Политика Германии в последнее время действительно активизировалась. Страна, опираясь на свою экономическую мощь, прочно занимает одну из ведущих ролей в европейской политике. Ангела Меркель сыграла значительную роль в урегулировании долгового кризиса в Греции. Она играет немалую роль и в разрешении проблемы беженцев с Ближнего Востока. Значителен и её вклад в так называемый минский процесс. Вместе с тем, политика Германии так и остаётся региональной политикой. В основном она ограничена европейским континентом. Поэтому перенесение Барака Обамы на третью позицию рейтинга не совсем обосновано. Да, Обаму не любят, критикуют его внешнюю политику, как в самих США, так и во многих других странах. Но за ним стоит самое мощное в мире государство.
Поэтому, хотя политический рейтинг Forbеs не может не льстить самолюбию россиян, но я бы отнёсся очень сдержанно к таким результатам.
«СП»: — С чем вы связываете, тем не менее, что именно Путина третий год подряд Forbеs делает лидером рейтинга наиболее влиятельных людей мира?
— То, что в международных отношениях долгое время господствовала одна сверхдержава — явление ненормальное в политике. Рано или поздно, эта ситуация должна закончиться. Должна выстроиться другая система международных отношений. И во многих странах мира по инерции видят именно в Россию ту силу, которая должна уравновесить чрезмерное влияние Соединённых Штатов. Действия Путина в последние годы воспринимаются именно как попытки начать трансформацию международной системы отношений, унять стремление США навязывать всему миру свои правила.
— Лидирующая позиция Владимира Путина в рейтинге объясняется тем, что он лидер страны, которая практически в одиночку сдерживает давление коллективного Запада, — соглашается декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — По вопросам Крыма, Донбасса, Сирии он довольно жёстко отстаивает позицию России.
Поэтому даже в условиях нагнетания антипутинской и антироссийской истерии относительно объективное издание Forbеs не может не отметить этот факт, ставит Путина на первое место. Тем более что другие мировые лидеры в уходящем году особо не проявили.
Для меня вообще удивительно второе место Ангелы Меркель, которая, по большому счёту, своей позицией по поводу наплыва мигрантов с Ближнего Востока «взрывает» Европу. Поэтому странно, что её влиятельность оценили выше, чем у Обамы, который, как никак, является лидером пока ещё самой мощной страны в мире.
Михаил Саакашвили задумал очередную кровавую провокацию, на этот раз в Сирии
Что касается субъективных факторов, я хотел бы отметить, что журнал Forbеs находится под контролем определённых групп республиканской партии США. В то время как американские консерваторы выступают за довольно сдержанную позицию в отношении России. В отличие от того же Маккейна, они наоборот предпочитают продвигать идею партнёрства и сотрудничества с российской элитой и конкретно с Владимиром Путиным, как сильным лидером. И данный факт имеет отражение в рейтинге журнала. Грубо говоря, республиканцы задвигают на третье место Обаму как своего идеологического противника.
«СП»: — После «Крыма» ряд экспертов считает, что Путину от западной элиты прощения не будет. Данный рейтинг говорит о том, что отношение к Путину в американском истеблишменте понемногу улучшается?
— Нет, я бы не сказал. Неолибертарианское лобби, которое задаёт тон на Западе, не простит Путину не только воссоединение России с Крымом, но и попытку утвердить в своей стране традиционные ценности. В противовес неолибертарианских, которые сегодня навязываются миру в качестве единственно возможной догмы. С точки зрения части западного истеблишмента, это даже большее «преступление» Путина, чем независимая внешняя политика.
С другой стороны, сторонники традиционных ценностей в США и ЕС тайно или явно симпатизируют такой позиции российского президента.