Тель-Авив поставил под сомнение всемогущество США
Существование шенгенской зоны находится под угрозой из-за нашествия в Европу нелегальных мигрантов. Об этом в четверг, 12 ноября, заявил председатель Европейского совета Дональд Туск.
«Не стоит сомневаться, что под вопросом будущее Шенгенского соглашения, и время уходит. Каждую неделю в Европе принимаются решения, которые свидетельствуют о серьезности положения. Восстановление пограничного контроля или введение технических барьеров на границах ясно демонстрируют необходимость восстановления контроля над внешними границами», — отметил Туск.
Свое заявление глава Евросовета сделал в Валетте (Мальта), по итогам двухдневного саммита африканских и европейских стран. Его участники согласовали «Совместный план действий по борьбе с миграционным кризисом», для финансирования которого ЕС создаст целевой фонд в размере €1,8 млрд. В Брюсселе рассчитывают, что реализация плана приостановит поток мигрантов из Африки в ЕС, и подтолкнет африканских беженцев, уже находящихся в Европе, вернуться на родину.
По словам Туска, план включает следующие пункты:
— в Нигерии будет создана следственная группа по борьбе с торговлей людьми и нелегальными перевозчиками;
— количество мест в европейских вузах для африканских студентов будет удвоено;
— будет учреждена «программа регионального развития и защиты» в странах Африканского Рога и в Северной Африке для поддержки и интеграции перемещенных лиц.
Смогут ли эти меры остановить африканскую миграцию в ЕС — вопрос открытый. Африканские лидеры, хотя и восприняли обещания европейцев позитивно, конкретные меры для обуздания миграции принять отказались. Общую точку зрения высказал президент Сенегала Маки Салл. Он заявил, что не считает мигрантов из Африки проблемой для Евросоюза, поскольку «нельзя настаивать на возвращение на родину африканцев, в то время как вы приветствуете сирийцев и выходцев из других стран».
Тель-Авив поставил под сомнение всемогущество США
На этом фоне власти ряда стран ЕС объявили об односторонних мерах по защите национальных границ. Так, Словения начала укреплять границу с Хорватией (входит в ЕС, но не в шенген) колючей проволокой. А несколькими часами позже Швеция объявила о введении с 13 ноября временного погранконтроля на границе с Данией. Ранее на схожие меры пошли Венгрия и Германия.
Но с наиболее жестким заявлением выступил глава МВД Латвии Рихард Козловскис. По его словам, если поток беженцев не уменьшится до конца года — а шансы на это невелики, — это может поставить под сомнение дальнейшее функционирование шенгенской зоны. «Крупнейшее достижение, которым является свободное перемещение людей, может прекратить свое существование», — отметил Козловскис.
«Попытки спасти шенген — это гонка наперегонки с временем», — признал в четверг и Дональд Туск. Впрочем, он тут же добавил, что «Евросоюз намерен ее выиграть».
Как на деле выглядят перспективы шенгенской зоны, и как будет развиваться миграционный кризис в ЕС?
— Перспективы Шенгенского соглашения весьма туманные, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Чтобы исправить положение, Европе, на мой взгляд, следовало бы воспользоваться опытом Австралии. Австралийцы, напомню, высадившихся нелегальных мигрантов задерживают, и направляют в специальные лагеря вне страны. В частности, на остров Манус, принадлежащий Папуа — Новой Гвинее.
Кроме того, патрульные суда ВМС Австралии перехватывают суда с нелегалами вдали от своих территориальных вод, и заставляют поворачивать назад. В случае, когда обратное плавание сопряжено с угрозой человеческим жизням, беженцев пересаживают на другие суда и транспортируют к родным берегам. Об эффективности такой тактики говорят цифры. Если в 2013 году количество беженцев из Шри-Ланка, Фиджи и ряда других стран, достигших берегов Австралии, составило около 20 тысяч человек, то после введения патрулирования морской акватории количество нелегалов снизилось до нуля.
Европе тоже нужно поставить беженцев в условия, когда даже если они пересекут границу ЕС, то попадут не в Европу, а в Папуа — Новую Гвинею. На мой взгляд, это сразу отобьет охоту «покорять Европу» у большинства ближневосточных и североафриканских мигрантов.
Согласитесь, для мигранта куда приятнее пребывать в ЕС, чем жить на краю света в условиях, внешне напоминающих концентрационный лагерь.
«СП»: — Если Европе удастся наладить такую систему, шенгенская зона устоит?
— Скорее всего, да. Но проблема в том, что такую систему нельзя наладить быстро. Тем более, те тысячи мигрантов, которые стремились в Австралию в 2013 году, невозможно сравнить с нынешним потоком нелегалов, осаждающих Евросоюз.
Больше всего в мире беженцев сейчас находится на территории Турции — более двух миллионов человек. Это транзитная страна для страждущих получить убежище в ЕС. Положение настолько серьезно, что Европа готова выделять миллиарды евро, чтобы потенциальные мигранты оставались в турецких временных лагерях.
Ситуация требует быстрого решения, поэтому Дональд Туск прав: попытки спасти шенген — это действительно гонка со временем. Но, на мой взгляд, ЕС в этой гонке не победить, потому что он серьезно опоздал.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Европейская бюрократия, руководствуясь принципами либерализма, сознательно не создавала эффективную систему внешнего контроля. А сейчас ее тоже невозможно быстро построить. Плюс, Евросоюз переживает не лучшие времена. Это значит, он не сможет платить другим странам за прием и содержание перемещенных из Европы нелегалов.
При таком раскладе неудивительно, что ряд европейских стран пытаются отгородиться от мигрантов своими силами, и таким образом защитить национальные интересы.
«СП»: — Закрытие шенгена несет политические риски для Евросоюза?
— Безусловно, свобода перемещения — это для либеральных элит Евросоюза, которые сейчас захватили в нем власть, одна из главных его ценностей. В их представлении, ЕС должен представлять собой «Соединенные Штаты Европы», открытые для всех.
Но практика наглядно доказывает: Евросоюз, основанный на либеральных ценностях, нежизнеспособен. Видимо, в европейской интеграции должен произойти откат назад, чтобы страны-члены ЕС могли переосмыслить ситуацию, и выработать модель контроля над евробюрократией, которая бы устроила все европейское сообщество.
Юрий Городненко об игре, которую ведет Лондон против своего союзника
— Евросоюз может пойти на временное приостановление действия Шенгенского соглашения, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Но говорить, что шенген совсем прекратит свое существование, я бы не стал.
Свобода передвижения — одно из достижений ЕС, которое, наряду с введением евро, является краеугольным камнем в фундаменте системы ценностей Евросоюза. Да, сейчас исполнение Шенгенского соглашения сталкивается с проблемами. Но их следует решать не за счет усиления внутренних границ и введения пограничного контроля, а путем укрепления границы внешней. Надо понимать, что беженцы попадают в Евросоюз, в основном, морским путем. И первоочередная задача заключается, прежде всего, в контроле морских рубежей.
Если ЕС не справится с этой задачей, многие европейские страны Балканского региона будут вынуждены, по примеру Венгрии, построить заборы вдоль границ, или установить пограничные укрепления по примеру Хорватии.
Но это, по большому счету, не ослабит миграционного кризиса. Даже если ЕС полностью закроет границу со стороны Турции, мигранты будут просачиваться через европейские страны, которые не входят в ЕС — Сербию и Македонию.
Кризис с беженцами действительно угрожает устоям шенгена. Некоторые ограничения свободы передвижения уже негласно введены — на основных направлениях, по которым прибывают мигранты, работают специальные мобильные группы и задерживают нелегалов.
«СП»: — Почему ЕС до сих пор не закрыл внешней границы?
— Мы преувеличиваем возможности ЕС в плане реагирования на чрезвычайные ситуации. Напомню, что у Евросоюза нет своих вооруженных формирований, сил быстрого реагирования, собственных полицейских сил, таможенных служб. Все эти функции выполняются соответствующими национальными структурами стран-членов ЕС.
Поэтому, если та же Словения сталкивается с проблемой беженцев, то она может решить ее исключительно с помощью собственных сил и средств. На практике оказалось, что словенцам банально не хватает количественного состава полицейских. Как мы знаем, в этой стране раньше было очень мало мигрантов, и в нужный момент не оказалось нужного числа специалистов по миграционному контролю. Словения запросила помощь — и ЕС сейчас, в экстренном порядке, направляет словенцам на подмогу 400 полицейских из Германии и Франции.
Проблема в том, что не одна Словения нуждается в помощи. В такой же ситуации находится Венгрия. Еще хуже положение Греции, которая сталкивается с основным потоком мигрантов. Греческая армия, на фоне жуткого экономического кризиса, который переживает страна, находится де-факто в полуразваленном состоянии, и неспособна контролировать морские границы.
Между тем, на морской границе ЕС уже недостаточно традиционных таможенных патрулей, там впору устанавливать военные заграждения.
Именно поэтому задача укрепления внешней границы ЕС не решается, хотя об этом говорил и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, и глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини.
Почему фигура сирийского президента имеет ключевое значение в конфликте
И все же возможная приостановка Шенгенского соглашения не выглядит подрывом ЕС. Скорее, это мы, россияне, должны больше европейцев переживать за работоспособность шенгенской зоны. По большому счету, соглашение направлено именно на граждан третьих стран. Граждане Евросоюза, как и раньше, смогут свободно путешествовать по Европе. Возможно, на национальных границах и появится пограничный контроль, но виз от европейцев никто требовать не станет, поэтому и неудобства для них будут минимальными. А вот для россиян это будет проблемой. В этом случае нам, как и раньше, придется получать визу в каждую конкретную страну ЕС, территорию которой мы пересекаем…