Американские СМИ пишут о превращении Москвы из «изгоя» в игрока
Новый премьер-министр Канады либерал Джастин Трюдо, недавно сместивший на этом посту консерватора Стивена Харпера, накануне оказался героем почти всех украинских СМИ. Причем не только по частоте упоминания, но и, что называется, в прямом смысле: этот молодой западный лидер представлен там, как защитник всех украинцев и несгибаемый борец с «российской угрозой».
Во всяком случае, именно так интерпретируют местные журналисты заявление канадского премьера, сделанное им по итогам поездки на саммит G20 в турецкую Анталию. Где Трюдо, по его собственному признанию, в «кулуарах» мероприятия успел обсудить с российским лидером ряд международных вопросов.
«Я провел краткую встречу с президентом Путиным, в ходе которой указал, что, хотя Канада изменила подход по широкому кругу международных вопросов, но мы по-прежнему сохраняем нашу позицию по Украине», — цитирует канадского премьера ИА ТАСС. Он так же добавил, что его страна продолжит поддерживать украинский народ и придерживается позиции по выполнению минских договоренностей всеми сторонами конфликта.
Любопытно, но эти вполне дипломатичные выражения излагают в Киеве несколько иначе: «Премьер Канады лично потребовал от Путина убраться из Украины», «вывести войска с Донбасса», «прекратить вмешательство в конфликт на Востоке» и «оставить Украину в покое».
И тут лишь малая часть заголовков, где Трюдо выступает эдаким суперменом и спасителем «незалежной».
Впрочем, несмотря на некоторые нынешние нестыковки, можно сказать, что это «почетное звание» новый премьер Канады честно отработал еще во время своей избирательной кампании. Когда настаивал на ужесточении санкций против России за «незаконную оккупацию Крыма и террористическую войну на Востоке Украины». И откровенно хамил в адрес российского президента, политика которого, в его представлении, якобы «губительна для всего мира».
Американские СМИ пишут о превращении Москвы из «изгоя» в игрока
Джастин Трюдо по какой-то причине не стал продолжать дело своего отца — премьер-министра Канады Пьера Трюдо, который проработал на этом посту два срока и являлся при этом, как считается, большим другом СССР. Хотя изначально были надежды, что и молодой лидер возьмет курс на улучшение отношений с нашей страной.
Почему не случилось? Кому и что пытается доказать этот представитель нового поколения канадских политиков?
— Да, с Трюдо-старшим у нас были в свое время нормальные отношения. А с другим премьером, (уже после Трюдо) — Жаном Кретьеном — вообще были прекрасные отношения, — напоминает руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный. — Но то были советские времена. Тогда Пьер Трюдо пытался довольно тонко проводить более-менее самостоятельную политику, чтобы стать мировым лидером. Поэтому то, что он делал — это было нормально. К тому же, Советский Союз закупал много зерна в Канаде. И канадцам это было выгодно.
Но сейчас другая ситуация. Причем здесь Трюдо-старший?
«СП»: — При том, что его сын теперь требует для России ужесточения санкций. Обвиняет ее чуть ли не во всех смертных грехах…
— Но нам-то что от этого? Зачем обижаться на неразумных людей?
«СП»: — На простых людей, может, и не стоит. Но мне, например, не нравится, когда руководитель какого-то государства называет моего президента «хулиганом» и заявляет, что он «опасен»…
— А я говорил после победы Трюдо-младшего, чтобы не нужно торопиться с прогнозами по поводу улучшения канадско-российских отношений. Трюдо только пришел к власти, он еще не определился. Первый раз вот встретился в Путиным. Вы что хотели, чтобы он сказал: «Владимир Владимирович, мы друзья-братья навек».
Нет. Он этого не скажет. Потому что, во-первых, ему для внутренней аудитории нужно продемонстрировать свой характер. Во-вторых, показать своему соседу главному, что он, как и прежние руководители его страны, лояльны Соединенным Штатам.
А что вы от него ждете еще?
«СП»: — Складывается впечатление, что он на публику «играет мускулами». Зачем?
— Канада может грозить нам чем угодно. Для нас она — прямо скажем — нулевой фактор мировой политики. Провинциальная Канада никогда никакой самостоятельной роли на международной арене не играла. К тому же, у нового премьера еще недостаток опыта. Он как бы отчитался перед американцами — все. Нам-то что заводиться от этого?
«СП»: — Не должны вообще реагировать?
— Мы должны спокойно, по-взрослому реагировать. Нам больше хамят лидеры соседней Украины. Все, что угодно позволяют себе и в адрес России, и в адрес ее президента… А мы ничего. Смотрим. Еще и помогаем, чем можем.
«СП»: — Но тут явная болезнь мозга. К ним и отношение, как к нездоровым людям.
— Думаете, эти здоровее…
«СП»: — Эти относят себя к цивилизованному Западу.
— Во внешней политике? Получается, цивилизованные люди разгромили государство Ирак. Цивилизованные люди «раздергали» Ливию. Ничего хорошего они не сделали в Афганистане. И эти цивилизованные люди не хотят по-настоящему бороться с ИГИЛ*. Лезут в бутылку и очень обижаются, что мы там что-то начали в Сирии делать.
Причем здесь цивилизация? Во внешней политике нет такого понятия — только геополитические и национальные интересы.
«СП»: — Национальные интересы Канады предполагают конфронтацию с Россией?
— Соединенные Штаты и Канада связаны настолько, что любой шаг Канады, который это мог бы порушить, будет большой бедой для их национальных интересов, их комфортности, их экономики.
Существует торгово-политическое объединение (НАФТА), куда входят три государства — Канада, США и Мексика. По сути, сегодня это крупнейшая в мире региональная зона свободной торговли, которая включает развитие государства и развивающуюся страну. И они очень повязаны силой торговли и инвестиций. Поэтому и в Мексике, и в Канаде могут стремиться поддерживать нормальные отношения с Россией. Но всегда будут оглядываться — а как на это посмотрит северный сосед?
«СП»: — Мексиканцы же не позволяют так зубоскалить…
— В Канаде — напомню — численность украинской диаспоры в некоторых провинциях доходит до 13% населения. И все это население в основном бандеровского происхождения, враждебно настроенное к России. Тут нельзя сравнивать.
Вообще-то, нам многие грозили последние полтора года. И что?
Россия должна идти своим путем и никогда об этом не забывать, уверен эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
— И все, что говорят по этому поводу западные премьер-министры, президенты, министры иностранных дел и другие влиятельные лица, не должно нас ничуть смущать.
Да, с ними не нужно демонстративно ссориться. Не нужно вести себя вызывающе. Это — правда. Но и слушать их тоже не нужно. У России есть собственная позиция. И мы должны ее реализовать. А не обращать внимания на то, что там говорит новый канадский премьер.
Почему Россия обновила главный документ военного планирования?
Тема мифической российской армии на Украине уже устарела. Ну, сколько можно ее эксплуатировать?
Сейчас ситуация в Сирии является гораздо более важной, чем все, что касается Украины.
На этом можно было бы эту тему закрыть. Но в то же время Россия должна точно, жестко и последовательно артикулировать свою позицию по Украине.
Вот то, что российское руководство заявляет о том, что оно готово отложить возврат Украиной долга, это гораздо более важно, чем все остальное. Хотя я, например, с этой позицией не совсем согласен. Но, тем не менее, есть позиция. А есть слова. В России всегда должны напоминать западным деятелям и о том, что есть слова, а есть действия. И действия значительно больше имеют влияния и смысла, чем слова.
* Движение «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.