По мнению евродепутатов, Киев, преследуя инакомыслящих европейских политиков, все больше отдаляется от ЕС
На этой неделе Верховная Рада Украины должна рассмотреть во втором чтении поправки к Конституции относительно децентрализации и особого статуса территорий ЛНР и ДНР.
Еще в начале месяца спикер украинского парламента Владимир Гройсман анонсировал на 24 ноября рассмотрение изменений в Конституцию, но ситуация за это время несколько изменилась и дату рассмотрения решили перенести на 26 ноября. Однако и сейчас нет уверенности, что переноса не будет. Тем более что украинские парламентарии уже привыкли голосовать важнейшие законодательные инициативы в присутствии заморских кураторов. Так, на голосовании в первом чтении изменений в Конституцию на заседании парламента присутствовала помощница госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Когда в Киеве обсуждались так называемые «безвизовые» законы, по-видимому, случайно оказалась на Украине еврокомиссар по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини. Вот и сейчас вице-президент Соединенных Штатов Джозеф Байден запланировал свою поездку в Киев на начало декабря.
Основная же проблема заключается в том, что у команды президента Порошенко нет уверенности в том, что они смогут набрать необходимые 300 голосов для принятия изменений.
Вышеуказанные поправки касаются проблем местного самоуправления, в интерпретации украинских политиков — децентрализации полномочий власти. Но если внимательно вчитаться в сам документ, то станет очевидным, что украинская власть данными изменениями избавляется от неудобных обязанностей, связанных с финансовыми затратами, передавая их на места. Что, как можно понять в нынешней экономической ситуации на Украине, не несет ничего хорошего. В тоже время, за счет введения новых должностей, таких как префект, фактически легализируется должность «смотрящего» за конкретным регионом. Назначаться он будет президентом.
По мнению евродепутатов, Киев, преследуя инакомыслящих европейских политиков, все больше отдаляется от ЕС
Но ключевая поправка состоит в определении статуса территорий ЛНР и ДНР. В законопроекте, который Верховная Рада планирует рассмотреть на следующей неделе, содержится следующая формулировка: «Раздел ІХ. Административно-территориальное устройство Украины», пункт 18. «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».
Этот закон был принят год назад, но сейчас его действие приостановлено, и в настоящее время нет ясности, будет ли он снова введен в действие и когда это может произойти. С другой стороны, следует отметить, что данная поправка напрямую нарушает пункт 11 вторых Минских соглашений, где записано: «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)…».
Об этой коллизии постоянно напоминают официальные представители ЛНР и ДНР, которые четко заявили свою позицию, заключающуюся в том, что если поправки будут проголосованы без учета мнения Донецка и Луганска, то они их не признают, и будут настаивать на изменении Конституции Украины с учетом своей позиции.
События, связанные с голосованием по поправкам в первом чтении показали, что на тот момент представители США и ЕС просто закрыли глаза на прямое нарушение официальным Киевом Минских соглашений. Но за два с половиной месяца позиция, по крайней мере ЕС, несколько изменилась.
Другой вопрос: сможет ли Порошенко собрать необходимые 300 голосов для утверждения поправок? После прошедших местных выборов на Украине стал очевидным факт реального развала коалиции в парламенте, следовательно, найти 300 голосов будет крайне затруднительно.
Перед голосованием расклад сторонников и противников поправок в Конституцию таков: «за» будут голосовать фракции «Блока Порошенко» (139 депутатов) и «Народного фронта» Арсения Яценюка (81 депутат). Скорее всего, поддержат изменения часть внефракционных депутатов, часть депутатов от фракций «Видродження», «Воля народа» и… «Оппозиционного блока» — в совокупности порядка 100 человек. То есть по факту у Порошенко хватает голосов для голосования.
«Против» собираются голосовать фракции «Батькивщины» Юлии Тимошенко, «Самопомощи», «Радикальной партии» Олега Ляшко и часть внефракционных депутатов.
То есть, по сути «золотая акция» голосования принадлежит «Оппозиционному блоку», голосование представителей которого может решить исход.
Пикантность ситуации также заключается в том, что если законопроект не пройдет, он может быть подан на рассмотрение Верховной Рады не раньше чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта. В этом случае Украина не сможет отчитаться о выполнении одного из важнейших пунктов Минских соглашений ни формально, ни фактически.
Россия закрывает свой продовольственный рынок для Киева
Порошенко давно мечтает выскользнуть из «Минска-2» и подобное нерезультативное голосование может быть аргументом в том аспекте, что виновными в его провале будут назначены «несознательные депутаты». С другой стороны, у президента нет уверенности, что европейские и американские партнеры и на этот раз закроют глаза на откровенное нарушение Минских соглашений и не предпримут каких-либо действий против него лично.
В итоге основная интрига конституционных изменений на Украине сохранится до последнего момента, а от результата голосования и его оценки со стороны международного сообщества во многом будет зависеть мир в Донбассе.