В среду, 2 декабря, российские военные подкрепили доказательствами слова Владимира Путина о том, что Турция причастна к финансированию «Исламского государства» *. На брифинге в Национальном центре управления обороной (НЦУО) замминистра обороны Анатолий Антонов заявил, что преступные группировки в Сирии и Ираке зарабатывают на продаже нефти около двух миллиардов долларов США ежегодно, а основным потребителем «этой краденой нефти» является Турция.
«В этот преступный бизнес вовлечено высшее политическое руководство страны — президент Реджеп Тайип Эрдоган и его семья», — отметил Антонов. Под «семьей» подразумевается сын президента Билал Эрдоган, который руководит одной из крупнейших компаний страны, и его зять Али Алабоюн — министр энергетики и природных ресурсов Турции. По мнению Антонова, турецкие руководители ничего не признают, «даже если их лица будут вымазаны воровской нефтью».
Начальник главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской подкрепил обвинение спутниковыми снимками и картами.
На них видно, как нефть из сирийской провинции Дейр-эз-Зор транспортируется бензовозами на территорию Турции с последующей погрузкой на танкеры в турецких портах Дертйол и Искендерун, а также на турецкий НПЗ «Батман». Этот НПЗ принадлежит турецкой компании Tupras -доминирующему игроку на турецком рынке нефтепереработки. По данным генерала Рудского, в обороте постоянно находится около 8,5 тысяч бензовозов, которые перевозят ежесуточно до 200 тысяч баррелей нефти.
Как заявил Сергей Рудской, российская авиация в течение двух месяцев ликвидировала 32 нефтедобывающих комплекса, 23 станции перекачки нефти, 11 нефтеперерабатывающих заводов. Из-за этого доход террористов снизился с $3 млн до $1,5 млн в сутки.
Президент Эрдоган уже назвал слова российских военных «клеветой»: «Турция еще не потеряла совесть, чтобы получать нефть от террористической организации». Той же позиции придерживается представитель группировки войск США в Сирии и Ираке полковник Стив Уоррен: «Мы решительно отвергаем любые предположения о том, что Турция сотрудничает с террористами», — заявил он.
Тем не менее, представитель Госдепартамента США Марк Тонер признал, что «распространение нефти ИГИЛ через сирийско-турецкую границу имеет место. Поэтому мы просим Турцию перекрыть границу».
Надо думать, теперь американцы усилят давление на Анкару. И, возможно, сами нанесут авиаудары по нефтяной инфраструктуре ИГИЛ. В любом случае понятно, что замять скандал не удастся. Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, факты утечки нефти из Сирии за границу будут предъявлены всем заинтересованным сторонам, в том числе ООН.
Как скажутся доказательства Минобороны России на ситуации вокруг Сирии, и на судьбе самого Эрдогана?
— Обнародование доказательств о том, что Турция торгует нефтью с ИГИЛ — это, прежде всего, эпизод информационной войны, — считает академик Академии геополитических проблем, в 1996—2001 годах начальник Главного управления международного военного сотрудничества Миниобороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов.
— Но поскольку мы проигрываем Западу в соотношении сил на мировом информационном поле, думаю, серьезных последствий для Эрдогана нынешний скандал иметь не будет. Для США доказательства, которые были представлены Минобороны России — это хороший материал для наращивания количества компромата на турецкого президента. Думаю, российские доказательства помогут Вашингтону управлять Эрдоганом еще более уверенно.
Скажу больше. Если бы Минобороны РФ и российский МИД представили свои доказательства не 2 декабря, а 20 ноября — сразу после ультиматума турецкой стороны, предъявленного нашему послу, с требованием прекратить авиаудары по территориям на севере Сирии — тогда бы инцидента с Су-24М, возможно, не было бы.
Если бы мы именно тогда выложили документы — пусть не в публичном, а в рабочем порядке — с турками можно было бы говорить: вот наши козыри, а вот ваши. А сейчас, когда инцидент с российским бомбардировщиком уже случился, Вашингтон крайне заинтересован, чтобы российско-турецкие отношения все более обострялись.
Сегодня США, под предлогом закрытия турецко-сирийской границы, толкают Анкару к расширению ее участия в сирийском конфликте. И я не исключаю, что может быть организовано вторжение турецкий войск на сирийскую территорию.
В результате, США на сирийском театре будут и дальше играть в свою игру, а еще более подконтрольный им Эрдоган будет им старательно подыгрывать.
«СП»: — Получается, Россию на Западе послушают, но отношения к Турции не изменят?
— Да, какой-то положительной реакции ждать не приходится. Более того, нас теперь будут обвинять — это будет следующим ходом Запада в информационной войне. Дескать, если Москва знала о деятельности Анкары, почему не говорила об этом раньше? Ведь среди фотоматериалов, представленных Минобороны РФ, фигурируют и снимки, датированные еще августом. Запад, скорее всего, и этот факт передернет: якобы получается, что Россия способствовала нелегальной торговли нефтью с террористами — раз Москва знала и молчала.
«СП»: — Почему вы считаете, что турки пойдут на сирийское вторжение?
— Сейчас существуют три напряженных точки в российско-сирийских отношениях: сирийская граница, вблизи которой турки сейчас создают свою группировку, зона Черноморских проливов, где Турция уже создает помехи свободному прохождению наших торговых судов, наконец, ситуация в Нагорном Карабахе. В любой из этих точек может вспыхнуть локальный конфликт, который имеет шансы перерасти в конфликт региональный.
Но именно вопрос сирийской границы выглядит наиболее взрывоопасным. Мало того, что там имеются спорные участки. Главное, турки основательно нацелились на то, чтобы оттяпать часть сирийской территории. И сейчас, под давлением США, Турция легко пойдет на провоцирование пограничного конфликта.
Я вполне допускаю, что «старшие товарищи» из-за океана, используя российские материалы, скажут Эрдогану: «Господин президент, если мы сейчас растиражируем эти факты по своим информационным каналам, вас ждет судьба Муаммара Каддафи. Или вы будете послушным нам». И Эрдоган согласится на второй вариант. Потому что иначе все капиталы его семьи, хранящиеся на Западе, будут арестованы, а его самого будет ждать в лучшем случае тюрьма.
«СП»: — Означает ли такая ситуация, что нам имеет смысл полностью свернуть экономическое сотрудничество с Анкарой?
— Думаю, да. Турки будут теперь играть под диктовку американцев, и вкладываться в турецкую экономику — значит, идти на неоправданный риск. Причем дальше, я считаю, будет только хуже. США дожали даже пророссийски настроенных болгар — добились, чтобы российский газ не шел в ЕС через болгарскую территорию. Тем более американцы дожмут ослабленного Эрдогана, и торпедируют тот же «Турецкий поток», если «Газпром» все же решится на его строительство…
— Доказательства Минобороны РФ не остались незамеченными на Западе — в ряде западных СМИ появились публикации, что клан Эрдогана торгует нефтью с террористами, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров.
— Кроме того, министр обороны США Эштон Картер на слушаниях в палате представителей Конгресса заявил, что власти Турции предпринимают недостаточные меры для борьбы с ИГИЛ, что они должны закрыть сирийскую границу и перестать бомбить сирийских курдов.
По сути, со стороны Запада мы наблюдаем двойную игру. С одной стороны, все понимают, что Эрдоган покупает нефть у ИГИЛ — и это было ясно задолго до доказательств, обнародованных российским военным ведомством. С другой стороны, открыто признать именно факт покупки Эрдоганом нефти Запад не может.
Иначе получится, что в Турции у власти находится террористический режим, который финансирует и поддерживает террористов. А раз так, этот режим надо изолировать — вводить против него экономические санкции, блокировать его, и начинать против него военную операцию.
А на деле этот режим является членом НАТО, и Эрдогана принимают в высших кругах западной элиты.
Другими словами, нынешняя ситуация для США чрезвычайно неприятна. И сейчас, я считаю, Россия должна развивать атаку на пропагандистском фронте — лепить из Эрдогана эдакого западного Саддама Хусейна. Создавать из Эрдогана образ диктатора, врага человечества, опасного маньяка, — как Запад это делал с Хусейном.
Такая атака будет ставить Запад в неудобное положение, вынуждать его делать противоречивые и двусмысленные политические заявления. В конечном счете — подрывать его политические позиции в сирийском урегулировании.
Думаю, Западу все же придется что-то делать с Эрдоганом. По большому счету, проблема для турецкого президента состоит в том, что Запад поменял свою стратегию в Сирии.
Раньше Запад рассчитывал, что вначале ИГИЛ свергнет режим Башара Асада, а потом совместно с Турцией добьет «Исламское государство», и установит в Сирии прозападный суннитский режим. Поэтому, когда в рамках этой стратегии Эрдоган торговал с ИГИЛ нефтью и поставлял радикальным исламистам оружие, — это Запад вполне устраивало.
Но вмешательство России показало, что прежний план не сработает: ИГИЛ не только не сможет свергнуть Асада, но и потерпит поражение. Более того, возник риск, что Россия, Иран и Сирия добьют «Исламское государство» без участия Запада, а затем фактически возьмут Ближний Восток под собственный контроль. Такой сценарий Запад категорически не устраивает: ему, как в 1944-м, нужно срочно вмешаться в борьбу, чтобы разделить плоды победы. Турецкий нефтяной бизнес стал в этой ситуации досадной помехой, за которую Эрдоган, не исключено, заплатит президентским креслом…
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.