Совсем немного осталось до момента окончания действия трех пунктов Минска-2. Уже сейчас можно констатировать, что они не будут выполнены. Закономерно встает вопрос: к каким последствиям приведет перенесение сроков их выполнения и какова вероятность их реализации в целом?
Как известно, во вторых Минских соглашениях есть два пункта, которые четко регламентированы относительно сроков их выполнения. Один из пунктов касается восстановления полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта. Это должно произойти, согласно документу, в первый день после местных выборов и завершиться после «всеобъемлющего политического урегулирования», которое включает местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании закона Украины и конституционную реформу. Всё перечисленное должно быть завершено к концу 2015 года с соблюдением условий по проведению консультаций и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трёхсторонней Контактной группы. Пункт о проведении конституционной реформы с ключевым пунктом о децентрализации и с принятием законодательства об особом статусе Донецкой и Луганской областей также должен быть выполнен до конца 2015 года.
В то же время, исходя из логики переговорного процесса и тех тенденций, которые мы наблюдаем, можно утверждать, что эти пункты не будут выполнены в полном объеме до назначенного срока.
В подтверждение этому представитель Украины в трехсторонней Контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Леонид Кучма заявил: «Наша работа в рамках минского процесса идет непросто, — это и проблемы безопасности, и работа политической подгруппы. И пока что у меня нет оснований говорить, что Минские соглашения будут выполнены в этом году. Но есть пункт договоренностей, который можно реализовать еще до конца 2015 года, — это обмен пленными», — приводит слова Кучмы его пресс-секретарь Дарья Олифер на своей странице в Facebook.
Петр Порошенко, конечно, может в очередной раз дезавуировать слова своего спецпредставителя, но, по-видимому, это никак не отразится на выполнении соглашений.
Анализируя договоренности в рамках Минска-2 в целом, можно сделать вывод, что до полного их выполнения еще очень далеко. С другой стороны, за время конфликта никто не предложил ничего лучше, и, что особенно важно, реальнее.
Уместно проанализировать вторые Минские соглашения по пунктам, чтобы общая картина их реализации стала более целостной.
Так, первый пункт относительно незамедлительного и всеобъемлющего прекращения огня в настоящее время реализуется частично. Во-первых, он должен был заработать с 15 февраля 2015 года, но, как мы помним, затишье продлилось недолго. Следующей датой было выбрано 1 сентября 2015, на данный момент мы можем констатировать, что боевые действия все равно продолжаются, хотя и с невысокой интенсивностью.
Следующим пунктом шел отвод всех тяжёлых вооружений обеими сторонами. В целом он реализован, но в то же время, по заявлениям наблюдателей ОБСЕ, с определенной периодичностью нарушается обеими сторонами конфликта.
Третьим пунктом значится обеспечение эффективного мониторинга и верификация режима прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения со стороны ОБСЕ. Этот пункт в целом соблюдается, но его нарушения, заключающиеся в препятствовании наблюдателям ОБСЕ, также имеют место быть.
Четвертый пункт соглашений говорит о диалоге относительно формата проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Однако, как мы знаем, вышеупомянутый закон на данный момент не действует, хотя переговоры относительно предстоящих выборов на территориях ЛНР и ДНР ведутся.
В пятом пункте соглашений говорится о помиловании и амнистии участников событий, связанных с образованием ЛНР и ДНР. В то же время украинские чиновники неоднократно заявляли, что Украина не пойдет на реализацию данного пункта. В частности, глава украинского МИДа Павел Климкин говорил, что подобная амнистия не будет распространяться на лидеров ДНР и ЛНР. Подобные действия Украины напрямую нарушают Минские соглашения.
Далее следует пункт относительно освобождения и обмена заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Но хотя о возможной реализации обмена и говорил Л. Кучма, это также будет сделать очень не просто. Дело в том, что на территории, контролируемой Украиной, в тюрьмах и следственных изоляторах содержаться около пяти тысяч человек, так или иначе попавших «за решетку» в связи с событиями на Востоке страны. Очень часто людей, которых задерживали исключительно по политическим мотивам, впоследствии осуждали по криминальным статьям. Соответственно, данные приговоры должны быть пересмотрены, однако на такой шаг Украина в категорической форме не собирается идти.
Седьмой пункт говорит о необходимости обеспечения безопасного доступа, доставки, хранения и распределения гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма. В целом пункт соблюдается, хотя и здесь есть ряд нарушений.
В восьмом пункте говорится об определении модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты. Относительно этой проблемы украинская власть заняла двуличную и недопустимую позицию. С одной стороны, украинские чиновники продолжают настаивать на том, что территории ЛНР и ДНР, это территории Украины и граждане, проживающие на них, являются гражданами Украины. С другой, Порошенко, Яценюк и пр. просто бросили этих граждан, обрезав все денежные поступления. Киев уходит от диалога относительно обеспечения этих граждан денежными выплатами. Такое положение дел сохраняется даже после того, как в октябре текущего года Высший административный суд Украины обязал кабинет министров Украины возобновить выплаты жителям региона.
Девятый пункт говорит о восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования. Но, как мы уже говорили выше, если относительно выборов на территориях ЛНР и ДНР консультации между сторонами ведутся, то относительно конституционной реформы ситуация стоит на месте. Украинский парламент в нарушение соглашений в конце лета принял в первом чтении изменения в Конституцию, не согласовывая их с представителями ЛНР и ДНР. Второе чтение изменений было запланировано на конец ноября, однако понимая, что необходимых 300 голосов собрать не удастся, П. Порошенко придерживает рассмотрение данного вопроса.
В десятом пункте соглашений говорится о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины — под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп. Этот процесс также саботируется сторонами конфликта. Но если в случае с ЛНР и ДНР это происходит из-за обеспокоенности относительно своей безопасности (сейчас постоянно появляется информация о готовящемся наступлении ВСУ), то с украинской стороны последовали вопиющие нарушения данного пункта. Верховная Рада разрешила официально служить иностранцам в подразделениях ВСУ, процесс разоружения незаконных групп на Украине не проводился, а так называемые добровольческие батальоны были в формальном порядке отнесены к МВД, ВСУ либо нацгвардии. Причем целый ряд батальонов, являясь составной частью украинских силовых ведомств, контролируются и управляются различными политиками и олигархами.
Пункт одиннадцатый соглашений касается проведения конституционной реформы на Украине, но, как писалось выше, этот пункт украинская власть в одностороннем порядке игнорирует.
В двенадцатом пункте говорится о диалоге относительно местных выборов на территориях ЛНР и ДНР. Этот процесс идет, но он тоже далек от своего завершения. В этом диалоге есть целый ряд моментов, по которым позиции сторон радикально расходятся. Это вопросы об участии политических партий Украины в выборах, организации, которая должна обеспечивать выборы и подводить их итоги.
Заключительный пункт соглашений говорит о необходимости интенсифицировать деятельность трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Этот пункт в целом реализуется.
Подводя итог, следует отметить, что большинство пунктов вторых Минских соглашений не реализованы, но работа по их осуществлению ведется. Сегодня существует очень большое количество факторов, которые могут повлиять на выполнение договоренностей Минска-2, но как бы кому не хотелось, вторые Минские соглашения — это единственно возможная в настоящее время «дорожная карта», способная при ее выполнении принести мир Донецкой и Луганской республикам, а также Украине.
Автор — директор украинского филиала Института стран СНГ