Евросоюз продолжает генерировать идеи для борьбы с миграционным кризисом, который называют крупнейшим со времен Второй мировой войны. Но силы явно неравные. За первые десять месяцев текущего года население ЕС пополнилось уже более чем на миллион человек за счет беженцев из африканских стран и стран Ближнего Востока. Но людской поток не прекращается.
Теперь в Европе задумались о создании силового подразделения для борьбы с угрозами, которые несет это большое переселение народов.
В частности, источник РИА «Новости» в Европарламенте сообщил, что Еврокомиссия предлагает сформировать европейский корпус пограничных сил быстрого реагирования. Он будет включать до тысячи двухсот специалистов, которые, как выразился спикер агентства, «будут способны к развертыванию в течение двух-трех дней».
Предполагается, что это спецподразделение будет задействовано, в случае невозможности государства-участника Шенгенской зоны обеспечить контроль своих внешних границ в ситуации с массовым притоком мигрантов.
Пока не совсем ясны функции новой силовой структуры. И то, как именно она будет обеспечивать контроль на границе. Но, крайне сомнительно, что тысяча двести человек смогут противостоять миллионному потоку беженцев. Тем более снять проблемы и угрозы, которые несет Евросоюзу политика открытых дверей в ситуации нынешней нестабильности в мире.
— Политика открытых дверей приводит к тому, что европейцам, прежде всего, нужно понять, как им себя вести с беженцами, которые уже пришли к ним, — считает старший научный сотрудник Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН Ирина Остроух. — И Европа всячески ищет этот путь. Это же не было прописано ни в документах, ни в головах. И люди просто пытаются жить в предлагаемых условиях.
«СП»: — Зачем для этого создавать силовую структуру?
— Что касается пограничного корпуса, то, я думаю, это что-то вроде внутренней полиции. Потому что вся Европа открыта. Вы можете совершенно спокойно проехать, допустим, из Венгрии в Италию через Словению.
То есть, эти силы будут носить не национальный (например, венгерская полиция), а международный статус. Не могу пока сказать, какие точно будут у них обязанности, и что они будут иметь право делать. Но все это обязательно будет прописано и опубликовано. Поскольку Евросоюз крайне бюрократическая система, где привыкли действовать в соответствии с четкими правилами.
Нужна ли новая структура? Думаю — да. Потому что не справляются. Мы же видели, что было в начале осени, когда беженцы фактически штурмовали границы. А национальная полиция ничего не могла сделать. Потому что не было общего устава — что они имеют право делать, что не имеют. Это — первый момент.
Второй — есть такие страны, которые просто не могут справиться с миграционными потоками. И единственно, что они могут сделать — пропустить. Вот где могла бы помочь европейская пограничная полиция.
«СП»: — А может она воспрепятствовать проникновению в Европу, скажем, исламских террористов? Ведь в общем потоке трудно понять, беженец он, или боевик. К тому же, как выясняется, многие боевики давно обзавелись сирийскими паспортами…
— У этой службы несколько другие задачи. Они связаны с расселением мигрантов, наблюдением за ними, т.е. с регулированием общего потока. Проблемой терроризма, с моей точки зрения, должны заниматься консолидировано спецслужбы не только всех европейских стран, но и всего мира. Это их компетенция.
По мнению директора Центра изучения миграционной политики РАНГХиС при президенте РФ Виктории Леденёвой, структуры, контролирующие миграционные потоки, конечно, нужны, иначе все грозит превратиться в хаос.
— Вопрос, как они будут осуществлять контроль? И, безусловно, об этом нужно было задуматься намного раньше. Потому что теперь все выглядит просто, как акт отчаяния.
Беда в том, что ЕС до сих пор не выработал консолидированную позицию по проблеме мигрантов. Они об этом много говорят, но на сегодняшний момент у них нет на этот счет единого мнения.
Я считаю, что работать нужно комплексно. Не только рассчитывать на силовые структуры. Возможно, пора закрыть границу с Турцией, откуда в Европу идут эти неконтролируемые потоки беженцев.
«СП»: — 15 декабря Еврокомиссия как раз должна представить рекомендации по переселению беженцев из Турции в Евросоюз. Какие возможны варианты?
— Турции, как известно, ЕС выделит три миллиарда евро на обустройство прибывающих беженцев с целью сдерживания миграционного потока. И в то же время Турции был обещан безвизовый режим. Мне кажется, это совершенно нелогично — давать деньги для ограничения миграции, и одновременно соглашаться на безвизовый режим. Наоборот, нужно как можно крепче закрывать границу на замок.
Я, например, знаю, что в Болгарии, через которую миграционный поток идет, можно сказать, транзитом, очень большая проблема с сирийскими беженцами. И ситуация ничуть не становится лучше.
В Германии и Франции, которые как бы приняли на себя «основной удар», местное население просто в шоке от того, что происходит. Но они боятся об этом говорить. Потому что принцип толерантности. И раз объявлена политика открытых дверей, то все должны ее поддерживать. На самом же деле, люди не знают, что делать. Старшее поколение еще старается как-то быть гостеприимными. Но среди молодежи отмечается резкий рост радикальных настроений.
«СП»: — Накануне автобус с беженцами был атакован у пункта приема на востоке Германии. Нападавшие — их было человек тридцать — выбили окно и забросали людей камнями и петардами.
— Надеюсь, что ситуацию все-таки удастся выправить. Иначе вся Европа просто будет ввергнута в хаос. И контролировать что-либо там просто будет невозможно. Да, и нечего.
Ведь еще Каддафи предупреждал Запад, когда там только начали готовить свержение режима «кровавого тирана» в Ливии. Он говорил: «Вы просто не понимаете, что делаете. Не будет меня, не будет Ливии, вы добьетесь, что вся Африка просто переедет к вам». Не дословно, но смысл точный.
Естественно, миграционные потоки, особенно из африканских стран, они были всегда. Но они так не чувствовались в Европе, потому что почти все оседали в Ливии, которая была своего рода буферной зоной для всего Евросоюза. И Евросоюз ей это платил.
Сейчас они хотят за то же самое подкармливать Турцию. Но «дамбу» уже прорвало. Процесс, что называется, пошел. И очень похоже на то, что все не случайно. Это превратилось уже в настоящее «миграционное оружие». Что в Европе, надеюсь, понимают.