Почему Кремлю не стоит приветствовать создание коалиции под эгидой Эр-Рияда
Авторитетное американское издание Bloomberg подготовило свой традиционный «Прогноз пессимиста» на 2016 год. Как и в прошлом, аналитики попытались обрисовать самые негативные с точки зрения США и Европы сценарии развития событий в мире. Одни кажутся более вероятными, другие — совсем неправдоподобными. Интересно не только то, сбудутся ли эти прогнозы, но и то, что зачастую негативные сценарии для США вовсе не выглядят таковыми для России и множества других стран мира.
Например, на первое место по шкале негатива Bloomberg поставил прогноз, о котором мечтает большинство граждан России — нефть возвращается к цене 100 долларов за баррель. Интересно, что рост цен на «черное золото» до ста долларов предсказали и аналитики Saxo Bank в своем «шокирующем прогнозе» на 2016. Это, по мнению аналитиков Bloomberg, произойдет, если боевики «Исламского государства» * начнут проводить теракты против нефтяной инфраструктуры ряда стран Ближнего Востока, в Венесуэле произойдет переворот, а в африканских нефтедобывающих странах начнется новый виток насилия. На рынке возникнет дефицит, который ОПЕК не будет способен компенсировать, и цены подскочат вверх.
Еще один сценарий, который для России никак не назвать пессимистичным, озаглавлен «Путин обходит Америку». Он заключается в том, что российскому президенту удастся добиться политического урегулирования в Сирии, с помощью международных сил разгромить ИГ, остановить поток беженцев в Европу, а за это получить благодарность и отмену санкций. В итоге вырастет рубль, вырастут европейские рынки, укрепится авторитет Ангелы Меркель. В общем, сплошной «пессимизм».
При этом описан и сценарий, в котором ИГ не будет побежден. В европейских городах в этом случае произойдут теракты наподобие парижского. Жители Европы станут более критично относиться к мигрантам, но их поток не ослабеет, что вызовет протесты населения. В результате Ангела Меркель уходит в отставку, во Франции усиливаются позиции Марин Ле Пен, а Европа погружается в страх. Как говорится, почувствуйте разницу с предыдущим вариантом. Тем не менее, Bloomberg ставит их на одну ступень в своих негативных прогнозах.
Почему Кремлю не стоит приветствовать создание коалиции под эгидой Эр-Рияда
Среди прочих кризисных сценариев: усугубление экономического кризиса в Китае, рост милитаризма и возможная конфронтация с США в Южно-Китайском море; досрочный выход Великобритании из ЕС с последующим экономическим кризисом; глобальное потепление; нестабильность в Южной Америке и победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. Некоторые сценарии кажутся совсем маловероятными, например, совместная атака российских и иранских хакеров на американский финансовый сектор, которая его обрушит, а также нанесение Израилем ударов по ядерным объектам Ирана, несмотря на заключение соглашения о заморозке атомной программы страны.
Эксперты «СП» присоединились к западным коллегам и порассуждали о том, насколько вероятны предложенные сценарии и так ли они негативны для человечества?
— Совсем уж фантастических сценариев здесь нет, — полагает ведущий научный сотрудник Института общественных наук ФГУ РАНХиГС Сергей Беспалов. — Но есть такие, вероятность которых крайне невелика. Прежде всего, это касается первого сценария — нефти по сто долларов в результате ударов ИГ по нефтедобывающей структуре Ближнего Востока. Учитывая, что финансирование ИГ во многом осуществляется из этих стран, сложно представить, что боевики способны устроить такого рода акции против своих спонсоров. Теракты в европейских столицах или городах США гораздо более вероятны, но акции ИГ в Саудовской Аравии или Катаре — это почти фантастика. Пока что, к сожалению для нас, не просматриваются сценарии роста нефти до ста долларов за баррель.
«СП»: — Насколько вероятен досрочный выход Великобритании из ЕС и будет ли он таким катастрофичным, как пишет Bloomberg?
— Досрочный референдум практически невозможен, потому что никто не заинтересован в форсировании событий. Особенно британские власти, которые объявили референдум для торга с Евросоюзом о своем особом положении. Но если говорить о проведении референдума в 2017 году, вероятность принятия британцами решения о выходе из ЕС очень велика. Согласно опросам, общественное мнение склоняется именно к этому варианту. Да и неизвестно, какую позицию займут британские власти, которым руководство ЕС пока не идет на уступки.
Станет ли это таким уж трагическим событием — вопрос отдельный. Я считаю, что в краткосрочной перспективе это чревато проблемами для ЕС и Великобритании, но в долгосрочной Евросоюз от этого только выиграет. Вся эта история с разноскоростной интеграцией и разным уровнем ответственности ослабляет Европейский союз.
Для Великобритании выход из единого экономического пространства ЕС по жесткому сценарию был бы драматическим событием. Но даже при этом позиции Лондона, как мирового финансового центра, особо не пострадают. Тем более, думаю, Лондону и Брюсселю удастся договориться о выходе из союза по мягкому сценарию и сохранении определенных связей. Так что скорый выход Великобритании из ЕС вполне возможен, но он не станет катастрофой ни для ЕС, ни для Лондона.
«СП»: — А проблема мигрантов может стать катастрофой для ЕС?
— Эта проблема будет нарастать. Только за этот год Германия примет более миллиона переселенцев. Конечно, это провоцирует недовольство германского населения, которое еще полгода назад с большим энтузиазмом относилось к политике Меркель.
После того, как ворота для беженцев открыли, властям ЕС будет сложно повернуть этот процесс вспять. Поток мигрантов будет только нарастать. На этом фоне кризис в руководстве Германии вероятен. Не исключен уход Меркель с поста главы правительства и Христианско-демократического союза. Но главные оппозиционные силы Германии — социал-демократы — не меньше, чем Меркель выступали за лояльную по отношению к мигрантам позицию. Поэтому кризис в руководстве Германии не приведет к изменению политики. Скорее, вызов для Германии в том, что партия евроскептиков может стать реальной политической силой.
«СП»: — Как Марин ле Пен во Франции?
— Региональные выборы показали, что процесс усиления Ле Пен продолжается. Но рейтинг «Национального фронта» остается сравнительно невысоким. Учитывая, что выборы депутатов Национального собрания и президента проходят в два тура, есть риск повторения нынешней истории. Если Марин Ле Пен окажется во втором туре президентских выборов, она разгромно проиграет любому из возможных кандидатов. То же самое касается выборов в парламент. Поэтому сомнительно, что в обозримой перспективе «Национальный фронт» потеснит социалистов и республиканскую партию Саркози.
«СП»: — Насколько вероятен сценарий, в котором «Путин обходит Америку»?
— То, что Bloomberg расценивает успехи России на Ближнем Востоке, как негативный сценарий, само по себе показательно. С точки зрения пресловутого американского лидерства, если поражение США в регионе станет очевидным, это приведет к эффекту домино и ослаблению позиций Штатов в других регионах.
К сожалению, оптимистичный сценарий для нас не предопределен, учитывая, что такие силы, как Саудовская Аравия, Катар и Турция сделали ставку на отстранение Башара Асада от власти. Да и западные лидеры после своих заявлений об уходе Асада вряд ли смогут так легко изменить свою позицию. Поэтому ожидать быстрой победы и снятия европейских санкций не стоит.
Скорее всего, исход войны будет решаться в наземной операции, которую сирийская армия вряд ли будет способна выиграть самостоятельно. Особенно учитывая новую инициативу Саудовской Аравии по проведению наземной операции своими силами. Ситуация, скорее всего, еще более усложнится. Но в том, что позиции России в регионе укрепятся, прогноз обоснован.
«СП»: — А почему победа Трампа на выборах — это тоже негативный сценарий?
— Несмотря на то, что он лидирует в рейтингах, по-прежнему сложно представить, что Трамп, выступающий против всего американского истеблишмента, сможет стать президентом. Но чем больше времени проходит, тем тяжелей становится ситуация для республиканцев. Если бы они с самого начала отстранили Трампа и не дали набрать рейтинг, им было бы проще. Теперь же, когда он остается популярным, несмотря на скандальные заявления, Республиканская партия оказалась в невыгодном положении.
Если они отстранят Трампа от праймериз, он реализует угрозу и пойдет в качестве независимого кандидата. Это приведет к раздроблению голосов правой части электората и фактически гарантирует победу демократам. Если пойдет на выборы от Республиканской партии, это чревато ее расколом. Если же станет президентом, невозможно представить, как он будет выстраивать отношения с Конгрессом. Избрание Трампа может погрузить американскую политическую систему в кризис, и именно в этом угроза для США, а вовсе не в том, что он начнет наращивать военное присутствие во всех регионах мира.
«СП»: — Какие сценарии самые маловероятные?
— Израильский сценарий был более вероятен несколько лет назад до заключения ядерного соглашения с Ираном. Но сейчас Израиль при нанесении ударов по ядерным объектам Ирана поставит себя в очень тяжелое положение и рискует лишиться поддержки США и Европы. Такие действия Иерусалима были бы если не самоубийственными, то очень негативными для страны. Не думаю, что Нетаньяху на это решится.
Что касается атак хакеров, их активность, конечно, нарастает в последние годы, но растут и уровни защиты. Не могу представить хакерские атаки такого масштаба, которые полностью бы расшатали американскую и мировую финансовые системы.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник также не верит в то, что атаки ИГ приведут к росту нефти до 100 долларов.
— Есть один-единственный сценарий, при котором в 2016 году произойдет заметный рост цен на нефть — эскалация конфликта на Ближнем Востоке, — считает эксперт — Если в него будут втягиваться все больше стран, а война станет более мощной без перспектив нормализации, это поднимет цены. Но не до ста долларов, а на 10−15 долларов за баррель. Говорить сейчас о возвращении к ста долларам кажется странным.
А вот китайское направление анализа Bloomberg кажется доценту кафедры цивилизационного развития Востока НИУ «Высшая школа экономики» Михаилу Карпову достаточно реалистичным.
— В следующем году американо-китайской конфронтации не будет. Но нужно учитывать, что Bloomberg указывает тенденции, которые имеют место. Внутренняя ситуация в КНР существенно осложняется. Экономическое положение ухудшается, и, думаю, трудно будет его исправить в наступившем году. Растет внутренняя социальная напряженность. Китай идет не по пути становления великой державы, а по пути большой системной дестабилизации. Сейчас она начинает приобретать заметные черты.
Решится ли Китай транслировать свои внутренние проблемы вовне, сказать трудно. Но если рисовать пессимистический вариант развития событий, это возможно. Тем более что в США потенциальный президент-республиканец будет проводить менее толерантную политику в отношении Китая. Не нужно воспринимать этот прогноз как предопределенные факты, но тенденции описаны верно, хотя они могут меняться и иметь разную динамику.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов обращает внимание, что американское издание описывает в негативном ключе и вариант с победой России над ИГ, и вариант с его усилением.
— Осознанием того, что оба варианта негативные продиктовано некоторое смягчение позиции США в отношении России и визит в Москву госсекретаря Джона Керри с посланием президенту Путину от Барака Обамы. Сейчас США будут активно вести переговоры, думаю, в их интересах договориться с Москвой.
Имеет ли смысл нашей стране включаться в «проект века» в пику США?
Все это напоминает 1944 год, когда исход войны был ясен, и в спешном порядке наши западные партнеры по коалиции начали открывать Второй фронт, выходить на Ялтинскую конференцию по переустройству мира, понимая, что мы можем победить и без них. По смыслу сейчас похожая ситуация. Есть понимание, что Россия совместно с легитимной армией Сирии и союзниками может победить «Исламское государство». Поэтому начало появляться некоторое уважение со стороны американских партнеров к нашим интересам.
«СП»: — В целом насколько реалистичным вам кажется кризисный прогноз Bloomberg?
— В футурологии всегда есть элемент гротеска, а тем более в подобных предсказаниях, речь в которых идет о том, что будет не через 50 или сто лет, а через год. Конечно, Bloomberg где-то преувеличивает, передергивает, где-то допускает откровенные элементы «фэнтези». Но подобные статьи задают тренды и направления мысли. С этой точки зрения настроение поймано совершенно точно. Другой вопрос, что некоторые названные ими сценарии не слишком реалистичны, они призваны завлечь читателя.
С одной стороны, состояние нестабильности в мире продолжается, а с другой, показаны возможные выходы из этой ситуации. Это сценарий, в котором Россия последовательно проводит свою политику, страна внутренне консолидирована и в ней нет потрясений, несмотря на то, что 2016 год — это год федеральных выборов, к которым готовятся не только кандидаты и избиратели, но и недоброжелатели российского государства.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.