Будущее Европейского союза зависит от дальнейшей политической карьеры канцлера Германии Ангелы Меркель — таков главный смысл статьи, которую опубликовал авторитетный новостной портал по инсайдерской информации в мире Business Insider (ее перевод приводит РИА «Новости»).
Отмечается, что из-за миграционного кризиса, охватившего Европу, авторитет Меркель становится слабее с каждым днем. Причем не только в самой Германии, где ее рейтинг рухнул с 67% в августе до 49% в ноябре 2015 года. Но и в других странах Евросоюза, для которых эта «политика открытых дверей» вылилась в настоящую национальную катастрофу.
Все это в конечном итоге может стать причиной досрочного ухода канцлера со своего поста, считают эксперты Business Insider. При том, что саму проблему такой шаг со стороны Меркель не решит. Наоборот, перспективу ухода главы немецкого правительства с политической арены специалисты рассматривают в качестве одного из наиболее дестабилизирующих рисков для ЕС. Поскольку Европа больше не сможет оперативно реагировать на кризисы и потеряет всё взаимодействие друг с другом. Кроме того, после ухода Меркель и Германия может покинуть лидирующие позиции в Евросоюзе.
Прокомментировать закат (пока — потенциальный) политической карьеры Ангелы Меркель, а также возможные риски Евросоюза в связи с этим «СП» попросила известного эксперта по Германии, доктора исторических наук Александра Галкина:
— Европейский союз, безусловно, сейчас переживает серьезный кризис. Самый серьёзный, наверное, за все годы своего существования. Германию, в частности, охватил еще и политический кризис — во всяком случае, затронул ее руководство. А ведь если бы Меркель не допустила столько ошибок в вопросах миграционной политики, то, быть может, она вошла бы в историю Германии, как один из выдающихся канцлеров. Ну, если не как Бисмарк, то, как нечто похожее.
Но критическое развитие ситуации с иммиграцией — чему она во многом поспособствовала — в общем, действительно, поставило под вопрос ее политическое будущее. Это не значит, что она уйдет сегодня или завтра. Здесь масса возможных вариантов.
«СП»: — Например?
— Недовольство политикой Меркель по вопросу беженцев ширится даже в ее партии — Христианско-демократическом союзе (ХДС). А ее союзники из баварского Христианско-социального союза, можно сказать, даже подняли настоящий бунт.
«СП»: — Вчера, кстати, стало известно, как глава одного из баварских округов лично подогнал автобус с сирийскими беженцами к берлинскому офису канцлера в знак протеста против миграционной политики властей…
— Он обещал, он — сделал. И это только начало.
Политический вес и политическая устойчивость всей нынешней правящей коалиции находится под вопросом. Потому что последние соцопросы показали резкое падение поддержки со стороны населения Германии не только Меркель, но ряда других министров. Как христианских демократов, так и социал-демократов. Так что тут возможно, действительно, дальнейшее углубление политических противоречий с разными вариантами.
Возможны «игры» в рамках ХДС. Это опытная политическая партия, и они могут произвести ротацию. Найти, скажем, более молодого, достаточно популярного деятеля, вроде де Мезьера — нынешнего министра внутренних дел ФРГ. Не исключаю даже выход из коалиции Социал-демократической партии (СДПГ), которая очень страдает от нынешнего кризиса. Тогда возникнет ситуация безвластия, и придется идти на повторные досрочные выборы.
И это одна сторона дела.
«СП»: — Есть другая?
— Другая сторона — это как раз падение влияния Германии в рамках Евросоюза. Еще полгода назад было ощущение, что Берлин правит Европой. Германия, действительно, казалась самой сильной страной. И Меркель выглядела, как самая влиятельная политическая сила на пространстве ЕС.
«СП»: — Но так, собственно, и было. Она в одиночку, по сути, «разрулила» греческий кризис. Она играла одну из ключевых ролей в разрешении украинского кризиса через подписание Минских соглашений…
— Да. Но сейчас ситуация решительным образом поменялась. И если еще год назад ходило мнение, что «Германия проиграла прошлую войну, но выиграла нынешний мир», то сегодня уже никто так не говорит. Потому что, совершенно очевидно, что позиции Германии серьезно ослабли.
Тем более что в Евросоюзе появились свои «фракции» (я имею в виду евроскептиков), деятельность которых может поставить под вопрос будущее этого объединения. Чего не было до сих пор. Так что сейчас мы находимся в ситуации неопределенности, когда возможно любое развитие. Во всяком случае, стабильности в Европе, которая ассоциируется с ЕС, ожидать на ближайшее время не приходится.
По мнению завсектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Сергея Уткина, в прогнозах экспертов Business Insider слишком много преувеличений.
— Это касается и возможного ухода Меркель с поста канцлера Германии. Понятно, что для нее сейчас период достаточно сложный. Но не надо забывать, что правительство ФРГ формируется на основе парламентского большинства. Меркель — это не президент, который избирается народом. Правительство и глава правительства определяются по результатам парламентских выборов. И даже в случае, если возникнут вопросы к ее лидерской роли, это, в общем-то, необязательно повлечет за собой досрочные выборы. Потому что кабинет может быть сформирован на основе той же коалиции во главе с кем-то еще. А как показывают последние соцопросы, какого-то катастрофического изменения в соотношении популярности ведущих партий нет. Понятно, что они заинтересованы в том, чтобы коалиция сохранилась, даже если она сохранится без Меркель.
«СП»: — А что касается последствий ее ухода для Германии и ЕС?..
— Я бы сказал, что политические системы и Германии, и Евросоюза далеко не настолько лидерские, насколько мы привыкли считать. Меркель, когда избиратели с ней связывают какие-то позитивные моменты или негативные — это персонализация по принципу упрощения. Удобнее думать, что это от одного человека зависит. Однако в большинстве случаев те решения, которые она принимает, это результат очень длительных дискуссий в её партии и в рамках коалиции.
То есть, там достаточно сложная схема — как исполняются решения в Германии. Еще сложнее они принимаются в Европейском союзе, где надо договориться двадцати восьми странам. Что во многом сглаживает роль личности.
Так что ошибочно представлять Меркель как некую основу и европейского единства и того состояния, в котором Европейский союз сейчас находится.
«СП»: — И каково это состояние?
— У Евросоюза огромное количество проблем. Сейчас это количество возросло. И тут есть небезосновательные сомнения в том, насколько ЕС сможет удачно справляться с теми вызовами, которые перед ним стоят — миграционными, экономическими…
До сих пор, допустим, не удается выйти на устойчивый экономический рост, сравнимый с тем, что демонстрируют Соединенные Штаты. Есть очень много вопросов. Но это вопросы не персональные. С тем же успехом может быть все неблагополучно в Европейском союзе и при сохранении Меркель на позиции канцлера. Но Меркель может и уйти, а ситуация будет более-менее стабилизироваться в силу других обстоятельств. Я не думаю, что здесь есть четкая связь между ее личностью и тем, насколько Евросоюз будет успешным.
Там очень много, над чем надо работать. Но работать должны все страны ЕС вместе, если они хотят вообще как-то выйти на позитивные перспективы. А лидеры… Они могут какой-то вклад в эту работу вносить. Но все-таки от одного человека здесь зависит не настолько много, чтобы к нему привязывать стратегическую перспективу развития.