В пятницу, 15 января, под Калининградом состоялась встреча замгоссекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд и помощника президента РФ Владислава Суркова, курирующего украинское направление. Встреча проходила за закрытыми дверями, и длилась почти шесть часов. По ее итогам обе стороны сделали краткие заявления.
«Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений. По некоторым чувствительным вопросам, как, например, конституционная реформа на Украине, безопасность и выборы, выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе по урегулированию в Донбассе и нормандском формате (Украина, РФ, ФРГ и Франция)», — сказал Сурков.
По данным СМИ, о встрече Суркова и Нуланд договорились президенты РФ и США Владимир Путин и Барак Обама в ходе телефонного разговора 13 января. А главной темой встречи стала последовательность выполнения 13 пунктов Минских договоренностей.
Накануне Виктория Нуланд в интервью агентству BNS заявила, что первостепенным критерием для начала политического процесса урегулирования в Донбассе является прекращение огня.
«Первый вызов — прекратить убийства, чтобы можно было перейти к другим частям Минских договоренностей, включая выборы в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ, отвод иностранных военных и техники, возвращение контроля над границами», — отметила Нуланд.
В свою очередь, президент Украины Петр Порошенко накануне российско-американских консультаций заявил о необходимости принятия новой «дорожной карты» выполнения Минских соглашений. По его словам, нужны новые временные ориентиры и более четкая последовательность выполнения положений мирного плана.
Наконец, власти Донецкой народной республики (ДНР) также выразили согласие с необходимостью выработки новой «дорожной карты». Но, как отметил глава делегации ДНР в контактной группе Денис Пушилин «все дело в том, что наше видение „дорожной карты“ отличается от видения украинской стороны». Суть позиции народных республик выразил близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков: «Первое — согласованный с Донбассом закон о выборах. Второе — согласованная с Донбассом же конституционная реформа, включающая фиксацию постоянного особого статуса Донбасса. Это принципиально».
Как видим, расхождения в позициях сторон налицо. Почему же тогда Сурков и Нуланд назвали шестичасовые консультации «конструктивными»?
Возможно, США согласились с тем, что Верховная рада должна принять поправку в закон об особом статусе Донбасса (закон принят, но заморожен), чтобы снять временные ограничения — в нынешнем варианте закон действует всего три года. Тем более, еще в октябре 2015 года канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд согласились с тем, что закону должен быть придан постоянный статус в основных положениях украинской конституции. Если Штатам удастся принудить Украину к принятию такого варианта закона, согласованного с Донбассом, можно будет приступать выборам в местные органы власти, а затем и начинать консультации по передаче контроля за границей украинской стороне.
Что на деле стоит за встречей Суркова и Нуланд, как сейчас выглядят перспективы урегулирования в Донбассе?
— Еще до встречи с Сурковым, в декабре 2015 года, Нуланд общалась с Петром Порошенко, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
— Тогда, судя по всему, и был начат разговор о последовательности выполнения пунктов Минских соглашений. Думаю, в этом направлении сегодня действительно происходит содержательный диалог, с тем, чтобы прийти к единой интерпретации «Минска-2».
Напомню, до последнего времени Донбасс и Москва с одной стороны, и Украина с другой, по-разному интерпретировали пункты соглашений. Нынешняя активизация диалога связана, на мой взгляд, с тем, что имеется интерес — и у России, и у США — продвинуться если не в разрешении украинского кризиса, то в переводе его в состояние, которое не вызывает опасений.
На мой взгляд, администрация Барака Обамы опасается, что в Донбассе может в любой момент вспыхнуть очередное военное противостояние, причем масштаб этого противостояния американцы не определяют. Однако если он превысит некоторый уровень, ответ со стороны Донбасса и Москвы может быть настолько жестким, что это приведет к дискредитации политики Обамы. А перед выборами (президентские выборы в США стартуют в ноябре 2016 года) американскому лидеру это не нужно.
Именно поэтому американцы пытаются перевести конфликт в Донбассе в качественно иной режим.
«СП»: — Что это значит на практике?
— Проведение Киевом конституционной реформы, и проведение выборов в Донбассе. На мой взгляд, Донбасс и Москва ясно дали понять, что готовы идти достаточно далеко по пути компромисса — то есть, соглашаться с требованиями Киева.
Но надо понимать: независимо от того, какие требования формально, по закону о выборах, могут быть выдвинуты с киевской стороны, результат голосования в Донбассе в любом случае предопределен. В Луганске, Донецке и отдельных районах этих областей, которые контролируют ЛНР и ДНР, у киевских партий нет шансов на серьезный результат.
Если выборы в Донбассе будут проведены честно, там будут легитимированы нынешние руководящие структуры. Этого очень не хочется Киеву. Но сегодня именно этого хотят уже не только европейцы, но и американцы. Они хотят зафиксировать качественно иной уровень процесса урегулирования — когда в нем появятся легитимные переговорщики со стороны Донбасса.
Только в этом случае урегулирование перейдет, наконец, из военной плоскости в чисто политическую.
— Это не первая встреча представителей РФ и США, на которой обсуждается проблема украинского урегулирования, — напоминает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
— Напомню, в декабре 2015 года госсекретарь США Джон Керри побывал с рабочим визитом в Москве, где встретился с президентом Владимиром Путиным. Тогда в составе американской делегации, помимо Керри, была и его заместитель Нуланд.
Рамки компромисса были и в декабре очевидны: внесение Киевом поправок в конституцию и федерализации Украины.
«СП»: — О чем договорились Сурков и Нуланд?
— Сурков сам заявил, что компромисс достигнут. Ранее, как мы знаем, по украинской проблематике высказался вице-президент США Джо Байден, который побывал в Киеве в начале декабря. Во время выступления перед депутатами Верховной рады он предложил принять новый вариант конституции, который фактически превращает унитарную Украину в федерацию. «Важно, чтобы были автономные, независимые штаты, которые решают свои собственные проблемы, которые определяют свою собственную образовательную систему, правительство в рамках объединенной конституции», — сказал тогда вице-президент США. Он также добавил, что конституционная реформа — это «очень важно для будущего Украины в Европе».
После этого тезис о необходимости федерализации Украины американские политики озвучивали несколько раз, в разных вариантах. Но принципиально, что до выступления Байдена американцы о федерализации никогда не говорили. Напротив, они поддерживали украинский унитаризм.
Если теперь американцы выступают за федерализацию Украины, — значит, США делают шаг назад. Другими словами, они присоединяются к нашему пониманию Минского компромисса.
После выступления Байдена, и после высказываний американских политиков, Путин также сделал несколько заявлений. Все они сводились к одному: есть «Минск-2» — и его надо выполнять.
И вот теперь Сурков и Нуланд, по сути, выполняют распоряжения своих начальников. Думаю, они разговаривали именно об этом — о том, как же заставить Киев выполнять Минские соглашения.
Отмечу важный момент. После заявлений Путина о том, что Минские соглашения нужно выполнять, последовало заявление Порошенко. Глава украинского государства заверил, что никакого «Минска-3», о котором говорил в интервью «112 каналу» представитель Украины в политической подгруппе на переговорах в Минске Роман Бессмертный, нет и быть не может — нужно выполнять «Минск-2». Фактически Порошенко повторил слова российского лидера.
Это тем более симптоматично, что еще недавно Порошенко заявлял, что никто «Минск-2» выполнять не собирается. Кто же, спрашивается, посоветовал украинскому лидеру пересмотреть позицию, и вести себя конструктивно? Ответ очевиден: это могли сделать только назначившие Порошенко президентом американцы. Просто Порошенко никого, кроме представителей администрации США, не слушает.
Ели американцы добьются от Киева выполнения всех пунктов «Минска-2», они, конечно, провернутся к Москве и скажут: а теперь вы должны выполнить условия соглашений, вы займитесь ополчением.
Но это, подчеркиваю, будет потом. После того, как Киев заставят выполнить его обязательства.
«СП»: — У США это получится?
— Я считаю, Порошенко не заставят выполнять «Минск-2» — это в принципе невозможно. Минские соглашения изначально были невыполнимы для Украины. Дело в том, что в случае их выполнения нынешняя украинская власть теряет контроль над страной, и гарантированно уходит. А уйти она может только в тюрьму — это в лучшем случае.
России же такие рамки компромисса только на руку. Когда почва начнет уплывать из-под ног киевской власти, Порошенко пустит в ход последний козырь — начнет войну на Востоке. А начало такой войны будет означать быстрый разгром Украины…