Голосование за поправки в Конституцию в части децентрализации и с нормой об «особом статусе» Донбасса планируется на 2 февраля.
По сообщениям украинских СМИ со ссылкой на источники в президентской фракции БПП, голосование планируется провести на утреннем заседании 2 февраля, поскольку именно на этот день удается обеспечить явку депутатов, необходимую для принятия.
По мнению многих экспертов, в случае провала голосования по поводу принятия поправок в Конституцию, в стране может разразиться политический кризис.
Отметим, что проект поправок является прямым обязательством Украины согласно минскому пакету договоренностей. Однако, согласно тому же документу, эти поправки должны быть разработаны по согласованию с народными республиками.
Несмотря на то, что Донецк и Луганск еще прошлой весной направили в Киев свои предложения по реформе, они фактически были проигнорированы, взамен Киев предложил на утверждение парламента свой вариант поправок, которые, по сути, не предоставляют Донбассу никакого особого статуса, и прописаны не в самом теле Конституции, а в ее переходных статьях.
31 августа 2015 года Верховная рада поддержала в первом чтении законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти. За такое решение проголосовали 265 народных депутатов. Тем не менее, принятие даже такого документа проходило тяжело, с блокированием парламентской трибуны. А под зданием Верховной рады после голосования провокаторы взорвали гранату.
Отметим также, что для принятия проекта во втором чтении требуется уже не 226, а 300 +1 депутатский голос. Судя по всему, после того, как Порошенко на встрече лидеров «нормандской четверки» было жестко указано на необходимость исполнения минских договоренностей, а особенно после визита вице-президента Джо Байдена, который также призвал Киев к исполнению обязательств, администрация украинского президента активно занимается поиском необходимых голосов, и в этой работе достигнут определенный успех. Однако большинство экспертов уверены, что необходимого количества голосов пока не найдено.
Кроме того, несогласованность поправок с ДНР и ЛНР фактически делает их несоответствующими букве и духу минских соглашений, что дает право Москве, Донецку и Луганску заявлять о том, что Украина не выполняет своих обязательств. В то же время принятие даже таких имитационных изменений дает Киеву возможность говорить о том, что свою часть обязательств Украина выполнила, и требовать от Москвы передать границу, что, очевидно, будет поддержано Вашингтоном и Брюсселем, которые заинтересованы в скорейшем разрешении украинской проблемы на фоне роста внутренних проблем.
Стоит отметить, что планируемое голосование вызывает яростную критику радикалов. Так спикер «Правого сектора» Алексей Бык в эфире телеканала 112 заявил, что Запад, Россия и режим Петра Порошенко объединились в коалицию против народа Украины.
«Мы сегодня имеем противостояние тройной коалиции против украинского народа. В эту коалицию входят Россия, западные страны и действующая на Украине власть, режим внутренней оккупации, как мы его называем. Эта тройная коалиция украинский народ полным ходом подталкивает к тому, чтобы мы договаривались конкретно со всякими Гиви, Моторолами и другими Захарченками и признали их, таким образом, субъектом политики.
Только Украина продолжает вести с террористами какие-то переговоры. Это уникальный случай в истории, когда вследствие антитеррористической операции террористы получили в свою власть и территории, и заложников, и требуют изменений в законодательство, чтобы их легализовать", — возмутился радикал.
При этом ряд политиков и общественных деятелей считают, что Киеву надо и дальше затягивать процесс, чтобы обмануть Запад и выдать не имеющие ничего общего с минскими соглашениями поправки за реальное исполнение обязательств.
Украина должна продолжать имитировать выполнение «Минска-2». Затягивание времени выгодно Киеву, поскольку затрудняет положение России, находящейся под гнетом санкций Запада, считает поддержавший «Майдан» бывший российский журналист Иван Яковина, в последние годы живущий во Львове.
«Нужно этот процесс растянуть на как можно более долгое время. Можно даже принять какие-то изменения в Конституцию, которые не будут, по сути, давать особого статуса. Что, собственно, и случилось в первом чтении.
Да, можно попробовать еще раз поменять, еще и еще раз, потому что мы видим, что Россия сейчас будет все более склонна к компромиссам, поскольку ситуация экономическая все более ухудшается там.
Принимать особый статус Донбасса именно так, как он записан в Минских соглашениях — это было бы катастрофой, так как изначально вся эта война затевалась под лозунгом федерализации Украины. По-сути, это и означает особый статус Донбасса", — заявил Яковина в эфире «5 канала».
В то же время далеко не все эксперты разделяют такую точку зрения.
«Я уверен, что для того, чтобы достигнуть стабильного мира и найти политическое разрешение конфликта, тексты таких документов должны быть совместно написаны и согласованы. Если какая-то из сторон их не согласовала и не пишет — это прямой путь к будущему отказу от этих соглашений и срыву договоренностей. Только совместно согласование», — цитирует «Политнавигатор» слова директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника.
«Я уверен, что и тексты украинской Конституции, и тех документов, которые будут касаться урегулирования Донецка и Луганска, законов, все это желательно принимать на референдумах. В свое время разрешение североирландского конфликта как раз и предвидело, что эти тексты закреплялись на референдумах, в том числе и на референдумах в самой Ирландии, которая отказалась от территориальных претензий в отношении Северной Ирландии в конфликте с Великобританией. Это очень схоже с конфликтом на Украине.
Поэтому потенциально эти тексты должны не просто согласовываться и писаться совместно элитами, но и утверждаться референдумами, и на Украине, и на территории так называемых ДНР-ЛНР. Тогда это будет стабильный документ.
Сегодня это согласование является, по моему мнению, предметом торгов. Мне кажется, что Россия пока что держит это как запасной маневр, своеобразный стоп-кран. Даже если Украина начнет реализовывать конституционную реформу, Россия в любой момент может дернуть этот стоп-кран и сказать: «Ребята, стоп! Смотрим на Минские соглашения. Вы должны были с нами это согласовать, а вы ж не согласовали!» — предупреждает эксперт.
Напомним также, что 30 декабря 2015 года лидеры «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция) Владимир Путин, Петр Порошенко, Ангела Меркель и Франсуа Олланд в ходе телефонного разговора договорились продлить действие минских соглашений на 2016 год. Они также решили ускорить работу контактной группы по разработке закона о выборах в Донбассе.
Ближайшее заседание контактной группы запланировано на 20 января.
12 января украинские СМИ сообщили, что президент Украины Петр Порошенко встретился в Киеве с представителем России в контактной группе Борисом Грызловым. Целью встречи было обсуждение главных пунктов в отношениях Москвы с Киевом. 13 января между президентами России и США Владимиром Путиным и Бараком Обамой состоялся телефонный разговор, в ходе которого, в частности, обсуждалась ситуация на Украине. Лидеры двух стран подчеркнули необходимость реализации всеми сторонами минских соглашений.
Кроме того, 15 января под Калининградом состоялись многочасовые переговоры помощника президента России Владислава Суркова с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд. Стороны обсудили ход реализации минских соглашений. Сурков назвал прошедшие переговоры «конструктивными и полезными». «Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации минских соглашений», — подчеркнул он. В свою очередь руководитель пресс-службы Госдепартамента Джон Кирби также заявил, что консультации Суркова и Нуланд были конструктивными и предназначены для поддержки текущей работы в «нормандском формате».
— Пока не ясно, есть ли у них необходимые голоса, — убежден главный редактор журнала Liva.com.ua Андрей Манчук.
— После переговоров в Калининграде внешнее давление на киевское правительство возросло — однако, до сих пор есть сомнения в том, что у Порошенко уже собрано необходимое количество голосов для того, чтобы внести на следующей пленарной сессии парламента изменения в Конституцию, как этого требуют соглашения в рамках «мирного процесса». Риск провала достаточно велик, разные фракции коалиции ведут кулуарный торг, и поэтому голосование могут оттянуть по формальному поводу.
Как бы там ни было, парламент в итоге проголосует за эти изменения, которые носят косметический характер и не меняет существенным образом нынешнее государственное устройство на Украине. Однако неуправляемость парламента и полураспад правящей коалиции подталкивает Порошенко к роспуску Кабмина, который можно ожидать весной, и внеочередным выборам, проведение которых возможно осенью.
«СП»: — Некоторые эксперты считают, что единственный выход для Украины — начинать реформу с нуля и писать поправки уже вместе с Донецком и Луганском. Насколько реален такой сценарий?
— Конечно, это был бы самый логичный вариант, если бы украинские власти желали эффективного разрешения конфликта. Однако их волнует борьба за власть, в которой все активно используют фактор войны.
«СП»: — Сейчас много говорится о том, что Запад хотел бы уже закрыть «украинский вопрос»? Так ли это?
— Я не думаю, что в США хотели бы «закрыть украинский вопрос». Там все так же заинтересованы в зависимом, управляемом правительстве в Киеве, которое можно было бы использовать в своих политических и экономических интересах. Но растет понимание, что нынешнее правительство обрекает Украину на глубокий, катастрофический кризис, который полностью дискредитировал модель «страны победившего «евромайдана», делая ее непривлекательной для экспорта в туже Россиию или Беларусь, затратной для политического имиджа администрации демократов и для внешнеэкономической поддержки. Поэтому, сейчас в США полагают, что ситуация выгодна для торга с ослабленной рычагами экономического давления Москвой — а на российскую политику пока что выгоднее влиять посредством контактов с представителями либеральных российских элит.
— Уверенности в том, удастся ли собрать 300 голосов ко 2 февраля, ни у кого нет, — соглашается политический обозреватель Виктор Шапинов.
— Об это свидетельствует, с одной стороны, инициатива ряда депутатов по обращению в Конституционный суд о продлении сроков изменений в Конституцию. С другой стороны — Оланд и Меркель прислали в Киев своих специальных представителей. Не в последнюю очередь с этим связан как визит Грызлова в Киев, так и более важная встреча Суркова и Нуланд. Так что «все на нервах».
«СП»: — Некоторые считают, что Украина должна продолжать имитировать выполнение «Минска-2», что затягивание времени выгодно Киеву, поскольку затрудняет положение России, находящейся под гнетом санкций Запада. Насколько оправдана такая точка зрения?
— Мне она не кажется оправданной. На самом деле, чем больше Украина затягивает одобренный всеми сторонами вариант минских соглашений, тем больше она теряет поддержку Запада — прежде всего Германии и Франции, но также и США. У «западных партнеров» возникает все больший соблазн просто договориться с Россией о судьбе Украины, не оглядываясь на Киев. Россия же гораздо сильнее страдает от низких цен на энергоносители, а вовсе не от санкций, которые даже отчасти полезны, т.к. стимулируют импортозамещение.
«СП»: — Если представить себе, что поправки будут приняты, Киев будет пытаться представить это как выполнение им своей части обязательств и требовать от Москвы передачи границы? Какой будет реакция Москвы? Ведь она имеет законное право заявить, что поправки не согласованы с ЛДНР, значит, обязательства не выполнены. И вообще до передачи границы должны пройти выборы, а для этого еще нужно принять спецзакон…
— Совершенно верно. Внесенные Порошенко поправки не согласованы с народными республиками, поэтому Москва может говорить о том, что принятые изменения в Конституцию не являются выполнением Минских соглашений. Путин постоянно это подчеркивает в своих интервью. С другой стороны, любые изменения, действительно согласованные с ЛДНР, будут восприняты значительной частью политического класса Украины как «зрада» и уже точно не будут проголосованы этим составом Верховной Рады.
«СП»: — А как объяснить стремление Запада как можно скорее решить вопрос и принуждение Порошенко к принятию поправок? Почему из Госдепа уже доносятся голоса о том, что возможно снятие к лету 2016 года санкций с России? Насколько желание закрыть «украинский вопрос» перед выборами в США, а также разразивший миграционный кризис в Европе способны подтолкнуть Вашингтон и Брюссель к компромиссу?
— Очевидно, что Украина уже не номер один в международной повестке дня ни для США, ни для ЕС. И чем дольше киевское руководство будет затягивать процесс реализации минских соглашений, тем на меньшую поддержку со стороны Запада оно сможет рассчитывать. На самом деле прозрачные намеки на то, что нужно двигаться в сторону выполнения, звучали из Вашингтона еще летом. Потом Нуланд лично продавливала принятие поправок в первом чтении в ВР. Скорее всего, и теперь без «помощи» западных партнеров в Киеве дело не обойдется.
Что касается желания закрыть украинский вопрос перед выборами в США, то я бы не обольщался на этот счет. В предвыборной гонке в Соединенных Штатах вопрос Украины не является важным. Из внешнеполитических вопросов важна Сирия и Иран, борьба с ИГ, отношения с ЕС, усиление Китая, а не Украина. Да и вообще внешняя политика редко становится основной темой избирательной кампании в Штатах. Миграционный кризис в ЕС, напротив, отодвинул Украину на задний план. К компромиссу же Вашингтон и ЕС может склонить как раз занятость другими вопросами.
«СП»: — Как победа Трампа или Клинтон изменят позицию США по Украине?
До выборов пока далеко, еще много событий, которые могут изменить позицию США произойдут до вступления нового президента в должность. Клинтон, скорее всего, продолжит политику Обамы. Хотя она и говорит о «новой перезагрузке» в отношениях с Россией, может снова выйти «перегрузка». Что касается Тармпа, то я не разделяю восторгов части российской публики по его поводу. Трамп — крайне правый демагог, который может повернуть на 180 градусов практически в любом вопросе. Если он заигрывает с Россией и Путиным в ходе борьбы даже не за пост президента, а за выдвижение от Республиканской партии, то это не означает, что заняв пост в Белом Доме он не усилит нажим на Россию. Причем, ровно из тех же популистских соображений.
Также надо понимать, что президент США — это лидер, представляющий экономический и политический истеблишмент страны, он не независим в собственной политике, особенно внешней. А интерес правящего класса США сегодня состоит в том, чтобы сохранять миропорядок Pax Americana, и, соответственно, попытки России усилиться будут встречать сопротивление при любой администрации.