Политика / Кризис на Украине

Каким быть Донбассу?

Платон Беседин о ЛДНР в формате договорной автономии

  
39116
Каким быть Донбассу?
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Разные версии озвучиваются относительно того, о чём всё-таки договорились в Калининграде Владислав Сурков и Виктория Нуланд. Меж тем, ряд экспертов склоняется к тому, что российский и американский кураторы Юго-Востока обсудили — и не без успеха — дальнейшее будущее Народных Республик в формате договорной автономии. Что ж, возможно, именно такой рецепт позволит стабилизировать ситуацию на Донбассе.

Сделать это в буквальном смысле жизненно необходимо, так как обстрелы и перестрелки в ЛДНР по-прежнему — пусть и в не столь активной форме, как раньше — продолжаются, и жизни сотен людей находятся под реальной угрозой. Ещё страшнее то, что нет полноценного возобновления нормальной (не только с точки зрения мира, но и с точки зрения общих социально-экономических благ) жизни в Республиках. Шаги для этого делаются, да, однако военные действия, неопределённость, отсутствие должной материальной базы и в некоторых аспектах безвластие порождают хаос, требующий непрерывного упорядочивания и преодоления.

Договорная автономия Донбасса может — и должна — способствовать данному преодолению, так как отчасти разгерметизирует положение Народных Республик, находящихся в замкнутом, изолированном состоянии. И у ЛНР, и у ДНР есть желание и в меньшей степени возможности участвовать в международном процессе, однако с нынешним своим статусом они неспособны на это, так как находятся в удушающей неопределённости.

В том числе и в экономической. ЛДНР сегодня, несомненно, обладают потенциалом для выпуска своей продукции (тут будет уместно вспомнить и инициативу ЛНР о маркировке товаров, произведённых на территории Республики), однако проблемным остаётся рынок сбыта. Украина держит Народные Республики в блокаде. Есть серьёзные проблемы и с российско-донбасским взаимодействием.

Тем уместнее выглядит свежая инициатива депутата Госдумы Владимира Сысоева, направившего главам Минпромторга Денису Мантурову и МИДа Сергею Лаврову обращение с просьбой рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии по изменениям законодательства относительно торговых взаимоотношений с ЛДНР. На выходе всё просто — отношения эти необходимо максимально упростить и дать Народным Республикам возможность нового рынка сбыта. Это крайне важно для будущего людей Донбасса, так как позволит создать рабочие места, а, значит, и улучшить общее положение.

Формат же договорной автономии позволил бы Народным Республикам заключать международные договора и в целом вести расширенную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность. В таком случае Донбасс стал бы менее зависим и более самостоятелен, что в свою очередь дало бы стимул для привлечения новых людей, новых инициатив и новых направлений деятельности в регионе.

По сути, это во многих аспектах компромисс для всех участников донбасского противостояния. Да, Минск-2 по-прежнему остаётся ключевым базисом, краеугольным камнем, на котором строится мир (во всех смыслах данного слова) в Донбассе. И на внешнеполитической стороне здесь достигнуты серьёзные успехи: вслед за Россией его поддержали и Франция, и Германия, и даже частично США — меж тем, есть серьёзные проблемы с внутриполитическим контекстом, когда Украина объяснимо препятствует выполнению Минских договорённостей.

В таком случае необходимые новые ходы, свежие решения, и Россия — именно она выдвинула предложение о договорной автономии — их ищет. Теперь главной является возможность конструктивного диалога всех участников переговорного процесса.

Прецеденты уже были. Говоря о договорной автономии, можно вспомнить ситуацию на Балканах: Югославию, раздираемую гражданской войной со значительным религиозным фактором и поддержкой могущественными игроками извне (Россия выступила за Сербию, США — за Боснию и Герцеговину, Германия — за Хорватию).

Собственно, именно в Боснии и Герцеговине выкристаллизовалась договорная автономия — Республика Сербская со столицей в городе Баня-Лука. И это отчасти сняло проблемы религиозные, идентичностные, языковые, имевшие доминирующее значение на Балканах и весьма важные сегодня на Юго-Востоке. Также это позволило иметь автономии свою Конституцию, свои государственные органы, что уже внедрено в Народных Республиках.

Меж тем, главным — в случае рассмотрения варианта с договорной автономией — для Донбасса, как уже говорилось, станет вопрос экономический. Ведь, прежде всего, необходимо раскупорить его блокаду. В формате более гибкого сотрудничества сделать это будет комфортнее, легче. И поддержка России тут окажется первостепенной. Поддержка уже на более прозрачной, официальной основе. Все мы, россияне, русские люди, должны помнить, что судьбы людей Донбасса лежат в сфере нашей личной ответственности, и помочь им - наша общероссийская задача, миссия.

Определить Донбасс, детерминировать его — вот ключевая цель на сегодня, потому что отринуть хаос, принеся порядок, значит остановить разрушение, нейтрализовать его, дав реальное спасение людям, прошедшим через убийственные, чудовищные испытания и беды. Прошедшим ради чего? Прежде всего, ради самой возможности справедливости на конкретно взятой земле, многострадальной земле. Собственно, справедливость и должна стать краеугольным камнем новых Народных Республик.

Здесь уже начата борьба с олигархами, ранее серьёзно влиявшими на ситуацию в Донбассе. Достаточно, например, вспомнить нейтрализацию «банкира Януковича» Сергея Курченко, хотевшего подмять под себя топливно-энергетический комплекс ЛДНР. Противодействие ему дало результат: падение (на 4−5 рублей за литр) цен на бензин. Вытеснение олигархов должно продолжаться. Так же, как и полноценная, обдуманная национализация ключевых промышленных объектов Донбасса. Народные Республики, действительно, должны стать народными в полном смысле этого слова.

Земли Донбасса вопреки всем злопыхателям должны стать территорией упорядоченной свободы, усовершенствованной советской республикой, где социалистические блага, основанные, меж тем, на христианских началах (когда не забрать всё у человека, но отдать всё человеку, как в своё время писал философ Владимир Соловьёв), будут органично существовать с капиталистическими достижениями: будь то максимальное привлечение инвестиций или освоение международного опыта. И ключевое здесь — открытость Донбасса как для своих людей внутри, так и для благотворных влияний извне. Земля возможностей, земля свобод, открытая для разных проектов, экспериментов даже — вот, чем могут стать Народные Республики в рамках договорной автономии.

Да, Донбасс, родивший новые смыслы (как отрицательного, так и положительного свойства), ныне ищет себя; прежде всего, в вопросах государственного устройства. Ищет эти формы и Россия. Предложенный формат договорной автономии, при всей своей неоднозначности, имеет ряд существенных плюсов, главные из которых — многовекторность и расширение полномочий Республик, большие для них свободы. И, возможно, данная инициатива России не станет абсолютным решением, но, как минимум, потребует вдумчивой, сознательной дискуссии, принеся рациональные зёрна и созидательные основы будущего донбасского мира, который в идеале должен стать зоной не вражды, но консолидации различных держав и организаций.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня