Если на Украине провести нормально организованный референдум под международным контролем, то придётся выполнять Минские соглашения.
Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил украинский политолог Искандер Хисамов. Таким образом он прокомментировал предложение украинского премьера Арсения Яценюка, указавшего на необходимость проведения референдума относительно закрепления в Конституции положений, предусмотренных Минскими соглашениями.
«До сих пор референдум был запретной темой. Все понимали, если провести нормально организованный референдум под международным контролем, то, конечно, сразу придется выполнять Минские соглашения, идти на компромисс с Донбассом и другими регионами. И тогда маховик закрутится в правильном для Украины, на мой взгляд, направлении, что категорически неприемлемо для нынешней власти, потому что большинство населения (все соцопросы показывают) будет выступать за восстановление мира», — цитирует Искандера Хисамова «Политнавигатор».
Политолог отметил, что в инициативе о референдуме есть элемент шантажа президента Украины Петра Порошенко со стороны премьера. Однако, он уверен, что подобные инициативы «будут проговариваться и дальше».
Действительно ли украинское общество созрело для мирного решения конфликта в Донбассе?
— Число исторических примеров, когда страна, пережившая внутренний кровавый конфликт, смогла выстроить новую государственность с учётом позиций враждовавших сторон, крайне мало, — говорит публицист и политолог, руководитель Центра координации и поддержки движения «Юго-Восток» Алексей Анпилогов.
— Примеры Великой французской революции, Великой Октябрьской революции, Гражданской войны в США показывают нам, что всегда победившая сторона не учитывала мнение проигравших.
Варианты сосуществования двух враждебных прежде лагерей в одной стране возможны только, когда вмешиваются внешние центры силы. Они выступают гарантами для обеих этих сторон. Тут мы можем вспомнить наиболее удачный пример — объединение двух Германий. И хотя получилось, что ГДР как бы «сдалась» ФРГ, серьёзных политических последствий для граждан Восточной Германии это не имело. Даже бывшие члены Коммунистической партии ГДР сегодня в большинстве своём интегрировались в истеблишмент единой Германии. Но это стало возможным лишь благодаря тому, что ни СССР, ни США не возражали против такого объединения и договорились о том, что оно должно пройти мирно. Да, часть чиновников из Восточной Германии прошли период люстрации, но в дальнейшем это не помешало им занять руководящие посты. Самый яркий пример — Ангела Меркель, которая была активнейшим членом «Свободной немецкой молодёжи» (аналог советского Комсомола).
«СП»: — А могут ли сегодня великие державы прийти к согласию относительно Украины?
— Что касается современной ситуации вокруг Украины, то тут видна положительная тенденция. Противоречий между Россией и Евросоюзом по будущему устройству «незалежной» почти нет. Российские и европейские политики единодушны в том, что Минские соглашения являются инструментом для выхода из украинского кризиса.
Единственная, но мощная страна, которая не хочет мирного решения конфликта — США. Она, к сожалению, по-прежнему, фактически управляет Украиной. А, по мнению американцев, Украина ещё не до конца исполнила ту роль, которая ей уготована. А именно — окончательно рассорить Россию и Евросоюз. Слабая, имеющая массу внутренних проблем Украина, устраивает США, как фактор нестабильности на Евразийском континенте. Не секрет, что США хотят реализовать Трансатлантический экономический Союз, как и Трансокеанский. В эти союзы на правах младших партнёров должны войти практически все страны Юго-Восточной Азии за исключением Китая и Евросоюз.
«СП»: — То есть позиция США окажется решающей и мир на Украине наступит ещё не скоро?
— Можно с уверенностью сказать, что позиция США приведёт к затягиванию минского процесса. Хотя внутриполитическая ситуация на Украине также начинает меняться. Яценюк обвиняет Порошенко во всех смертных грехах от диабета и алкоголизма до неправильной политической позиции. Но это связано главным образом с тем, что Яценюк хочет доказать украинским избирателям, что у него есть своя особая политическая позиция. Весь киевский бомонд, начиная с 2014 года, «уселся» на крайне правую русофобскую скамью и сидит на ней до сих пор. Но сейчас для того, чтобы свалить друг на друга проблемы в экономике и политике, надо разъединяться.
На последней встрече лидеров стран СНГ приводились результаты социологических исследований, проведённых в Киеве. Из них видно, что большая часть украинского общества устала от войны. Три четверти киевлян считают, что нынешнюю унитарную модель украинского государства надо переформатировать в федеративную. Поэтому Яценюк, заявляя о необходимости референдума, с одной стороны действительно шантажирует Порошенко, а с другой — использует общественный тренд в своих интересах.
Между тем, украинский политолог Михаил Погребинский, с которым я как раз общался в рамках этой встречи, заявил, что киевский бомонд пока пребывает в прежних иллюзиях, и реальной автономии Донбассу давать не хочет. Поэтому путь к реализации Минских соглашений будет долгим, и чем он закончится, сказать сейчас никто не может.
«СП»: — А каковы могут быть результаты референдума, условно говоря, по вопросу федерализации, если его всё же проведут на Украине?
— На фоне разочарования экономической политикой киевских властей, отсутствия реальной интеграции с Европой, разрыва многих экономических связей с Россией, а так же учитывая усталость от войны, большинство украинцев одобрит поправки в Конституцию. Кто сегодня выигрывает от того, что идёт бесконечная «АТО»? Выиграли функционеры украинского министерства обороны, выиграли члены так называемых территориальных батальонов, которые контролируют границу между Украиной и ЛДНР и получают от этого теневой доход, пропуская контрабанду. Остальные украинцы от того, что Донбасс продолжает оставаться в экономической блокаде и на полувоенном положении, только теряют. В том числе и своих близких по обе стороны фронта.
Конечно, отдельные отморозки станут кричать о концентрационных лагерях для ополченцев, о поражении в правах всех жителей Донбасса. Но большинство, повторяю, будет только приветствовать мирный вариант решения конфликта.