Предвыборная лихорадка в Соединенных Штатах может получить неожиданное развитие. Известный миллиардер, основатель информационного агентства Bloomberg и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг в интервью The Financial Times заявил, что рассматривает возможность побороться за пост президента страны.
Главная особенность нынешней гонки в том, что в лидеры пробились те, кто не относится к системным политикам. Изначально все предполагали, что от демократов на выборы пойдет жена бывшего президента Хиллари Клинтон, а от республиканцев — сын Джорджа Буша-старшего и брат Джорджа Буша-младшего Джеб Буш. Однако у Клинтон появился сильный конкурент в лице Берни Сандерса, который открыто называет себя социалистом. Джеб Буш и вовсе оказался в аутсайдерах, а наиболее вероятным кандидатом называют миллиардера Дональда Трампа. То есть, предвыборная кампания точно не будет обычной.
И вот новым фактором в и без того сложной гонке может стать Майкл Блумберг. Человек, который богаче Трампа на порядок. По оценке Forbes, его состояние равно 36,4 млрд. долларов, он занимает 14-ю строчку в списке самых богатых людей планеты и восьмую среди богатейших американцев. На избирательную кампанию, как заявил сам Блумберг, он готов потратить миллиард долларов.
Единственно, Блумберг собирается идти на выборы как независимый кандидат. Поэтому победить будет крайне сложно. Дело в избирательной системе США. Президента там избирают не напрямую, а выборщики от штатов. Причем в большинстве штатов все выборщики от него представляют того кандидата, который набрал в штате относительное большинство голосов. То есть, для победы на президентских выборах необходимо опередить конкурентов в большинстве штатов.
С другой стороны, Блумберг обладает колоссальным опытом политической игры вне устоявшихся правил. До 2001 года он состоял в Демократической партии, но запросто перешел в Республиканскую, когда баллотировался в мэры Нью-Йорка. И что самое интересное, смог победить, хотя Нью-Йорк традиционно голосует за демократов. В 2005-м Блумберг шел на выборы уже как независимый кандидат, но сумел опередить ближайшего соперника аж на 20%, что тоже нехарактерно для города. Еще интересней была его кампания в 2009-м. Он смог убедить городской совет Нью-Йорка принять поправки в закон, чтобы пребывание одного человека на посту не ограничивалось двумя сроками.
Сейчас в пользу Блумберга играет то, что он может стать объединяющей фигурой. Откровенно говоря, Демократическая партия расколота. Половина ее сторонников, поддерживающая Сандерса, вряд ли отдаст голоса за Клинтон. В Республиканской партии есть явные лидеры, но никто не имеет подавляющего большинства, а программы кандидатов отличаются сильно. Скажем, если Дональд Трамп обещает «поладить» с Владимиром Путиным, то Тед Круз — настоящий «ястреб». Да и сложно не согласиться с Блумбергом, что нынешний предвыборный «уровень рассуждений и дискуссий удручающе банален и возмутителен и оскорбителен для избирателей».
Так какие шансы имеет Майкл Блумберг? С этим вопросом «СП» обратилась к экспертам-американистам.
Соредактор издания «Терра Америка» политолог Дмитрий Дробницкий:
— Существуют разные точки зрения на то, что в действительности собирается делать Майкл Блумберг. От того, что он просто старается попугать Хиллари Клинтон, до реального участия в президентской гонке.
Есть еще опасения, что Клинтон окажется под расследованием ФБР и будет вынуждена сняться с гонки ввиду уголовного преследования. В этом случае у Демократической партии останется один Берни Сандерс, которого политический истеблишмент не хочет допустить до выборов. В этом случае Майкл Блумберг может оказаться кандидатом от демократов. Это сложно с формальной точки зрения, но процедура осуществима, если праймериз становятся безальтернативными.
Блумберг в большей степени нагнетает страсти, это фигура в стиле «а что если». Это больше пиар для самого Блумберга. Но появление такой кандидатуры и шум вокруг нее говорит в целом о нервозности в стане демократов. Если Блумберг пойдет как независимый кандидат, то по своим позициям будет ближе к демократам, нежели к республиканцам, причем ближе к Хиллари Клинтон. В любом случае, Блумберг — запасной игрок против любого кандидата от республиканцев.
На мой взгляд, шансов на победу у Блумберга не очень много. Популярность нью-йоркских мэров, как правило, бывает высока лишь в начале гонки. Вспомним Рудольфа Джулиани в 2008 году, который очень быстро сошел с дистанции. Блумберг похож на Джулиани своим темпераментом, только богаче.
Шансов было бы немного, даже если бы Блумберг начал кампанию пораньше. Ведь надо еще создавать партийные организации на местах, регистрироваться в каждом штате, если он идет как независимый кандидат. Это очень большая работа. Чисто теоретически ее можно проделать. В 1992 году такую работу проделал Росс Перо. Но на фоне уже разгоревшейся яркой предвыборной кампании Блумбергу будет трудно постоянно удерживать внимание. Да, он появился сейчас на два-три дня в газетных заголовках. За счет желания участвовать в гонке. Но ему будет очень сложно удерживать внимание, тем более есть такие яркие фигуры, как Берни Сандерс, Дональд Трамп. Поэтому заявление Блумберга расцениваю больше как тонкую игру демократов или как пиар.
«СП»: — С чем связано, что в предвыборной гонке много кандидатов, которые не относятся к политическому истеблишменту?
— Действительно, у американского общества есть запрос на свежие лица. Берни Сандерс и Дональд Трамп открыто выступают против истеблишмента. Трамп вообще говорит, что он не политик. Сандерс о себе такого сказать не может, он нигде не работал вне политической сферы, но он необычный политик.
Американский избиратель устал от истеблишмента. Да и сама система истеблишмента сломалась. Истеблишмент — это политический класс, который может сам себя воспроизводить в условиях демократических процедур. Эта система сломалась. Если в начале гонки думали, что между собой будут соревноваться жена Билла Клинтона и третий Буш, то это говорит о сломе системы. И вот вперед выходят несистемные игроки.
С этой точки зрения нынешние выборы будут очень интересными. Избиратели Трампа и Сандерса оказались неохваченными, как справа в Республиканской партии, так и слева в Демократической. И вот этот разгневанный избиратель нашел себе кандидатов. На праймериз в Огайо из всех избирателей 40% были те, кто ни разу не ходил на выборы. Мы видим ситуацию, когда существующий истеблишмент не удовлетворяет запросы тех, кто не доволен системой. Такие избиратели делают ставку на так называемых «аутсайдеров», не в смысле отстающих, но находящихся вне политической системы.
«СП»: — Блумберг имеет богатый опыт, причем как независимый политик.
— На самом деле Блумберг вполне системен. Его много что отличает от Дональда Трампа. Трамп часто ломал правила игры, даже в своей бизнес-карьере. Если общался с политиками, то, как говорит, продавал и покупал их «горстями». Блумберг по сравнению с Трампом человек крайне скучный. И кроме этого, у Блумберга много «скелетов в шкафу».
Блумберг очень давно что-то пытается сделать в политике. Он очень хочет попасть во «внутренний круг» Демократической партии, это его заветная мечта. Возможно, он пытается воспользоваться кризисом у демократов для достижения цели. Его риторика очень близка риторике Хиллари Клинтон. Просто его не пускали во «внутренний круг» Демократической партии. Видимо, Блумберг таким способом пытается этого добиться.
Совсем иначе шансы Блумберга видит ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Петров:
— Майкл Блумберг очень известный бизнесмен. В свое время даже был новатором, предложив использовать компьютеры для обработки информации и таким образом выдавать сообщения, опережая других. На посту мэра Нью-Йорка он тоже много сделал, на выборах со значительным перевесом опережал соперников. Он оставил о себе хорошее впечатление в городе. Сейчас он говорит о контроле над вредными выбросами, о проблемах экологии, и это популярно среди американских избирателей.
Что касается его участия в президентской гонке, то Блумберг очень хорошо рассчитывает момент. В XIX и XX веках президентская гонка состояла в соперничестве кандидатов от Демократической и Республиканской партий. За прошедшее время они сильно поменяли свои лозунги, но система сохранилась. Быть независимым кандидатом крайне сложно, и Блумберг это отлично понимает. Момент он выбрал удачно. 1 марта должны пройти праймериз во многих штатах, станут видны лидеры. Накал дискуссий такой, что кандидаты чуть ли не оскорбляют друг друга, Тед Круз и Дональд Трамп уже переходят на личности.
И вот тут может сыграть Блумберг. Центр и левое крыло Республиканской партии практически не охвачено. Не охвачен центр и у Демократической партии. Все думали, что Хиллари Клинтон будет единственным кандидатом от демократов, под нее постарались зачистить политическое поле. И вдруг появился Берни Сандерс, который охватил левое крыло. Блумберг вполне может взять центр как Демократической, так и Республиканской партии, а также голоса тех, кто еще не определился.
Окончательное решение Блумберг, наверное, примет после 1 марта. Когда будут ясны предпочтения у республиканцев и демократов. У Блумберга огромное агентство, отслеживающее информацию во всём мире. Поэтому Блумберг прекрасно знает, какая была история с независимыми кандидатами. Но он знает и то, что у него большие шансы на победу.
«СП»: — Но в избирательной системе США шансы независимых кандидатов сводятся к нулю.
— Так всегда и было. Это прекрасно знают представители Республиканской и Демократической партий. Дональд Трамп имел все шансы стать независимым кандидатом, но даже при всей своей эпатажности решил стать кандидатом от республиканцев. И ради этого даже готов поступиться какими-то принципами. Кандидаты, которых определят на съездах партий в июле, будут иметь все шансы стать президентом.
Но центр демократов и республиканцев не представлен в должной степени. Несмотря на особенности выборной системы, у Блумберга есть шанс.
«СП»: — Может ли Блумберг быть запасной фигурой какой-то партии?
— Несмотря на какие-то разоблачения Клинтон и позицию Сандерса, избиратель смотрит, насколько программа того или иного кандидата отвечает его насущным интересам. Обама шел на выборы с программой всеобщего медицинского страхования. Берни Сандерс говорит, что эту программу надо продолжать и вовлечь в нее еще 17 миллионов человек. Клинтон говорит о среднем классе и налогах. Именно эти вещи волнуют американцев. Республиканцы говорят про нелегальную миграцию, про соблюдение законности. Другой «козырь» — возврат к традиционным ценностям.
Клинтон, Сандерс и кандидаты от республиканцев уже собрали достаточное количество средств. Сейчас идет не столько финансовое противостояние, сколько соревнование программ. Думаю, что Блумберг сейчас думает над программой. И от того, что он сделает главным лозунгом, будет зависеть успех на выборах.