Американцы просят Россию провести повторный референдум в Крыму. Об этом в интервью МК рассказал министр иностранных дел Сергей Лавров. Разного рода технические, юридические моменты могут вызывать нарекания, однако «сам референдум трудно отрицать», — убежден министр.
«Даже американцы говорят нам на ухо: „Проведите его повторно, уже со всеми атрибутами и виньеточками! Все равно результат будет такой же, и все вздохнут спокойно!“. Это же чистой воды лицемерие! Придираясь к этим юридическим или квазиюридическим моментам, эти же люди, откровенно игнорируя нарушение законов при передаче Крыма Украине в 1954 году, предлагают об этом не вспоминать. Историческая справедливость — это величайший двигатель истории развития событий», — отметил глава МИД.
«Референдум, наверное, можно было бы дольше готовить и нагнать туда больше наблюдателей. Они спрашивают, почему мы его провели за одну неделю. Мы отвечаем, что была прямая военная угроза: бандиты неслись на поездах с оружием в руках с намерением выкорчевать оттуда русских. Сейчас можно цепляться за какие-то юридические, технические аспекты по поводу произошедшего, хотя результаты референдума трудно отрицать».
—Американцы не просто предлагают провести референдум по дипломатическим каналам, эту идею уже ретранслируют в Крыму разные представители российского истеблишмента, для которых Крым — камень в ботинке, — говорит директор экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Они уже открыто призывают местных чиновников искать способ договариваться со странами, которые ввели санкции. Повторный референдум — один из таких способов. Американцы просто прощупывают поляну, ищут слабые места. Одно из таких слабых мест — позиция тех российских компаний, которые из-за угрозы санкций не пришли в Крым.
«СП»: — Некоторые деятели на Западе и в Киеве предлагают отдать Крым под совместное российско-украинское управление…
— Прежде чем Киеву что-либо предлагать России, необходимо признать новый статус Крыма. Это очередные проекты «гуляй-поля», свойственные Украине в её нынешнем состоянии.
«СП»: — О том, что Крым необходимо вернуть, говорят сегодня и многие оппозиционные политики в России. Но ведь это электоральный «отстрел» собственных политических проектов накануне выборов.
— Оппозиционные политики в России знают тысячу способов, как отвернуть от себя электорат. Предложение вернуть Крым — один из таких способов. Аудитория таких предложений находится на Западе. Это все для внешнего потребления. Под это можно организовать неплохой «фандрайзинг».
«СП»: — Недавно евродепутаты увязали вопрос снятия санкций с вопросом возврата Крыма. Выходит, санкции не снимут никогда. Как долго Крым может существовать в таком режиме?
— У части евродепутатов по вопросу, связанному с отношениями с Россией, давно нет собственной позиции. Есть конкретное лобби, которое отрабатывает заказ на постоянный конфликт с Россией вопреки стратегическим интересам европейских стран. В ситуации экономического конфликта с Россией Европа протянет меньше, чем Крым с его проблемами. Россия Крыму поможет — Америка Европе вряд ли. Уж точно не компенсирует ей экономические потери от сворачивания сотрудничества с Россией.
—На сегодняшний день нет никаких оснований для проведения повторного референдума в Крыму? — считает президент крымского Регионального института политических коммуникаций Иван Мезюхо.
— Референдум 2014 года проводился крымчанами и для крымчан, а не для мирового сообщества, США и ЕС в частности. Недавний опрос Федерального агентства по делам национальностей показал, что вдвое больше крымских татар готовы были бы проголосовать за присоединение Крыма к России, чем на референдуме 2014 года. Все антикрымские действия Украины только укрепили единство крымчан и подтвердили выбор жителей полуострова на воссоединение с Россией.
«СП»: — Сегодня в украинских СМИ все чаще звучат сценарии «реинтеграции», в том числе, совместное управление Киевом и Москвой — эдакого «российско-украинского «Гонконга», демилитаризованная зона под управлением ООН, свободная экономическая зона по примеру Гонконга на 50 лет, управление ОБСЕ и так далее. Эти сценарии — креатив Киева или тоже инициативы, нашептываемые Западом?
— Все разговоры о совместном российско-украинском управлении Крымом являются фантазией некоторых киевских «экспертов», которыми можно пичкать украинского обывателя через СМИ. Крым — неотъемлемая часть РФ. Большинство стран могут официально этого не признавать, но с мыслью, что Крым российский уже все смирились. Скажу больше, нынешнее руководство Украины очень бы не хотело, чтобы Крым вернулся на Украину. Во-первых, в Крым придётся вкладывать деньги. Во-вторых, в случае такого фантастического сценария крымчане дадут отпор, а, следовательно, для Киева начнётся война по второму фронту. А, в-третьих, Киеву не нужны пророссийские избиратели Крыма, также, как не нужны пророссийские избиратели Донбасса. Украинская политическая элита смирилась с тем, что Крым не их, но публично сказать этого не может. Тем более, Украина не станет начинать войну с Россией за полуостров, потому что если бы она попыталась это сделать, то русские танки стояли бы уже в районе Закарпатья
«СП»: — Многие как украинские, так и российские оппозиционный СМИ увязывают вопрос Крыма исключительно с фигурой президента России. Может ли другой президент поступить иначе?
— Действительно, если бы не решительная позиция президента Владимира Путина, поддержанная россиянами, то Крым бы вряд ли бы сейчас находился в составе России. Думаю, что при следующих президентах вопрос Крыма в части его принадлежности к России подниматься не будет. Представьте себе, если бы завтра президентом стал тот же Касьянов и отдал бы Крым Украине, то тогда бы сразу же встал вопрос по Калининградской области, Курильским островам, началась бы гражданская война… Этого не будет.
«СП»: — Нам дали понять, что если не отдать Крым — не снимут санкции…
— Я убеждён в том, что санкции будут сняты, но, увы, не в ближайшее время. Более того, думаю, что «западные партнёры» ещё могут предпринять какие-нибудь попытки усложнить жизнь крымчан. Россия и Крым выстоят в условиях санкций. Было бы сложнее, если бы Крым был независимым отдельным государством. Ведь можно не признавать Крым российским, но нельзя не признавать Россию, а признавая Россию, невольно и признаёшь Крым.
Полуостров заставляет всю страну меняться, становится более самостоятельнее. Например, независимость и суверенность России сейчас отстаивается в банковском бизнесе. Необходимость такой борьбы стала очевидной, когда украинские банки покинули Крым, и надо было срочно открывать российские банки, которым могли бы работать на полуострове, чтобы избежать банковской катастрофы в новых субъектах федерации. Напомню, что Советский Союз тоже долгое время не признавали, но кто бы, что ни говорил, наши деды построили сверхдержаву в условиях внешнеполитического давления.
«СП»: — Во время своего визита в Киев Джо Байден заявил, что Вашингтон никогда не признает «аннексию» Крыма. Может ли что-то поменяться в этой позиции у следующих администраций?
— Думаю, что накал противоречий между США и Россией обязательно закончится хоть каким-то потеплением в межгосударственных отношениях. Этому будет способствовать ряд факторов: и нестабильность в Европе, и внутренние проблемы в Штатах, и вялотекущее разрушение украинского государства. В США есть политики, понимающие необходимость диалога между Москвой и Вашингтоном. Со временем, позиция США по поводу Крыма может смягчиться. Они могут официально и не признавать суверенитет России в Крыму, но умерить свою агрессивную риторику и уменьшить действие санкций вполне могут. Если следующим президентом США станет Хиллари Клинтон, то наводить мосты между Москвой и Вашингтоном будет сложно, соответственно, ожидать уменьшения давления на Крым тоже не придётся.
«СП»: — Каковы перспективы Крыма разделить судьбу Северного Кипра? Насколько возможны параллели с Косово, которое признано половиной мира, но так и не стало полноценным государством или с Тайванем, который также признан половиной мира, но, напротив — сумел стать успешным государством?
— Абсолютно неправильно сравнивать Крым с Косово, Тайванем, Абхазией или Северным Кипром. Эти частично признанные государства не входят в состав других государств, в то время как Крым входит в состав России — государства-члена Совбеза ООН. У Крыма есть все шансы стать успешным местом для ведения бизнеса, даже при условиях международных санкций, однако, для этого полуострову необходимо пройти существенный процесс модернизации экономики. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, Крым приобрёл энергетическую независимость от Украины, и в текущем году будет введена вторая очередь энергомоста.
—Результат нового референдума может быть практически тот же самый, плюс-минус полтора процента. Только какая в нем необходимость, если Запад все равно его не признает?— говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Ведь, если референдум будут проводить по действующему российскому законодательству, то киевские марионетки и наши заокеанские «партнеры» снова будут голосить о его незаконности. А на референдум по законодательству соседней страны крымчане не согласятся. Ведь его организацией, в таком случае, должны заниматься украинские органы власти. Получается, мы должны добровольно капитулировать и пустить в свои города администрации, подконтрольные киевскому режиму, его силовые структуры, которые занимались бы проведением такого референдума?
«СП»: — Представим себе, что референдума в марте 2014 не было, и «вежливых людей не было бы». Как бы развивались события? И как бы они развивались сейчас, если гипотетически представить себе, что в России победила оппозиция и решала «вернуть» Крым Украине"?"
—В таком случае полуостров ждала бы резня. Был бы большой, общекрымский «Дом профсоюзов», осложненный крайне жестким межэтническим и межконфессиональным конфликтом. Стоит вспомнить, что в «домайданные» времена на полуострове вольготно себя чувствовали члены различных экстремистских организаций. Исламисты открыто проводили свои митинги в Симферополе, устраивали автопробеги и даже международные форумы. Здесь же вербовались боевики. По оценкам российского Генштаба, сразу после «Майдана», к маю 2014-го на Украину вернулись три сотни ее граждан, воевавших в Сирии, и присоединились к отрядам украинских националистических движений. Тогда же, сразу после свержения Януковича, в сети появилось открытое обращение Абдуль-Карима Крымского, «наиба» одной из воюющих в Сирии террористических группировок, в котором этот отморозок открыто призвал к «джихаду» против «кяфиров, топчущих землю Крыма».
«СП»: — Насколько жителей Крыма сегодня пугает перспектива разделить участь Северного Кипра или Косово, которое, несмотря на признание Западом, остается «черной дырой» Европы?
— Мы больше склонны считать «черной дырой» Европы не Крым, а Украину, где силовики работают бандитами, а бандиты — силовиками, и право подменено произволом. В будущее крымчане смотрят с оптимизмом, несмотря на некоторые трудности, которые рано или поздно закончатся. «Все проходит, пройдет и это». Советский Союз большую часть своей истории находился под санкциями — и ничего: жили, растили детей, радовались своим маленьким и большим радостям, да еще полмира смогли освободить от фашизма.
«СП»: — Почему во времена «домайданной» Украины не было столь мощных движений за отделение, как в апреле 2014-го?
—Вся история Крыма за два десятилетия нахождения в составе самостийной Украины — это история борьбы. Борьбы за свою республику, за право обучаться на родном русском языке, смотреть российское телевидение, изучать в школах свою, а не придуманную бандеровскими пропагандистами историю. Идеи о присоединении к России временами витали в воздухе (например, при президентстве Мешкова), но не были настолько актуальными, как в апреле 2014-го, поскольку еще была надежда на создание общего союзного государства, которое включало бы в себя Россию, Беларусь и Украину.
Эти надежды стали разрушаться в 2004-м, когда произошла «оранжевая революция», и нам дали ясно понять: ваше мнение на выборах нам не интересно, президентом все равно станет кандидат от Галичины. Вскоре, правда, избиратель Юго-Востока взял реванш. Но украинские элиты всегда предавали своего избирателя на следующий же день после выборов. «Регионалы» шли в политику отстаивать интересы не избирателя, а бизнес-групп, которые они представляли. Лозунги об интеграции с Россией были сложены в чулан до следующих выборов. А потом оказалось, что демократия, свободное волеизъявление, выборы — вообще ненужная вещь. Можно просто взять в руки «коктейль Молотова», захватить склады с оружием и прогнать «неправильного» президента. И тогда крымчане поняли, что больше нет никакого смысла продолжать находиться в государстве, где политиканы каждый раз их обманывают, а гопники в масках будут учить их как жить дальше. Тем более, что эти гопники собирались растолковать нам свою «правду» при помощи дубинок и кастетов.
«СП»: — Представим себе, что все те факторы, из-за которых крымчане не захотели быть в составе Украины, устранены, ив Киеве адекватное правительство. Возможно ли возвращение Крыма в состав Украины в этом случае? Ведь между Крымом и Украиной нет кровавой пропасти, как между Донбассом и Украиной…
—Я обратил внимание, что в последнее время промайданные крымские журналисты, после референдума бежавшие в Киев, начали продвигать этот тезис: полуостров проще переживет смену флагов, потому что здесь не было крови. Не было, верно, но будет, как только сюда вступит нога украинского солдата. Потому что киевскому режиму в Крыму нужна территория, а не люди ее населяющие. Поэтому у нас нет никаких иллюзий относительно своей судьбы на Украине.