Отказавшись от размещения противоракетных систем в Восточной Европе, США объявили, что они будут расположены ближе к Кавказу. Заявивший об этом в Пентагоне генерал Джеймс Картрайт не стал уточнять, где именно. Это за него сделал постоянный представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин.
В интервью грузинскому телеканалу «Рустави-2» Рогозин сообщил, что, по его мнению, «американцы разместят противоракетный щит в Грузии». «Для этого необходима открытая местность. Противоракетная система США нужна для контроля Ирана. Поэтому переносят ее южней. Штаты переходят на более гибкую систему безопасности», — сказал он.
Заявление информированного человека, позицию которого в Тбилиси не считают дружелюбной к Грузии, большого восторга не вызвало только в России, но не в Тбилиси. По той причине, что едва Картрайт в Вашингтоне объявил об изменении планов, местные политики, обгоняя друг друга, заговорили, что система ПРО будет размещена именно в Грузии, потому что… ну, а как иначе — ведь Грузия главный партнер США в регионе.
Главный ли? Есть ведь многолетний партнер по НАТО — Турция. Есть Азербайджан, который в свое время предлагал к услугам Америки наряду с Россией пользоваться существующей Габалинской РЛС, или модернизировать ее до необходимого уровня. В импровизациях, выдающихся за доказательство правоты, недостатка нет.
Турция, говорят они, поставила под вопрос свою надежность как партнера, затеяв не так давно неуместный торг по вопросу пропуска через свои проливы кораблей НАТО. И неизвестно еще, что затребует взамен на размещение систем ПРО на своей территории. Азербайджаном США рисковать не станут — здесь берут начало и проходят через всю страну значительные для мирового рынка нефте- и газопроводы. А случись что, первый удар Иран, против которого и будут размещены системы, попытается нанести именно по трубам и месторождениям. С Арменией все еще проще — она стратегический партнер России, отношениями с ней не будет рисковать никогда ни в малейшей степени. Во всяком случае до тех пор, пока в подвешенном состоянии остается проблема Нагорно-Карабахской Республики, в поисках решения которой Еревану в той или иной степени покровительствует Москва. И таким образом, для систем ПРО остается Грузия.
«Это повысит нашу безопасность и оградит от российских провокаций», — считает политолог Сосо Цинцадзе. Возможно, так оно и есть, но решила ли Америка именно таким образом — размещать свои силы ПРО в Грузии? Уж если Турцию можно обвинить в своенравности и поставить под сомнение ее надежность в качестве партнера, то как, если не своенравием назвать действия Грузии в августе 2008 года?! Ведь, несмотря на многократные, как теперь известно, предостережения Вашингтона и лично государственного секретаря Кондолизы Райс, Тбилиси все-таки… ну, скажем так, как говорят сами грузинские власти, оказался втянутым в провокационную войну! А до того, несмотря на многократные предупреждения и рекомендации, ни за что не отказывался от воинственной и угрожающей риторики в адрес неподконтрольных автономий — Абхазии и Южной Осетии.
Тезис же о том, что Америка не станет рисковать энергетическими трубопроводами Азербайджана, выглядит детским лепетом. Эти трубопроводы проходят ведь и по грузинской территории. И если системы ПРО будут находиться в Грузии, то случись опять же что, какая разница Ирану где их выводить из строя в Азербайджане или в Грузии?! И, если грузинские политики допускают возможность применения силы Ираном против государств, вступивших в военный союз с США, то как понять ту легкость, с какой они подставляют Грузию под гипотетический иранский удар?
Наконец, сама ситуация, в которой находится Грузия сегодня. Это, если вкратце:
- ни войны ни мира с Россией и бывшими грузинскими автономиями, суверенитет которых, как ни крути, и как ни обзывай, а признан уже несколькими странами, и, очевидно, в скором времени будет признан еще рядом других;
— опасная напряженность на границах с северокавказскими республиками;
— портящиеся на глазах по различным причинам отношения с Арменией;
— не самая лучшая фаза отношений с Азербайджаном, которому поперек горла становится потребительская позиция Тбилиси, занятая в отношении к Баку, при определенном ущемлении прав азербайджанцев, живущих в Грузии;
— раздражение Турции ничем неподкрепленными амбициями тбилисского режима на региональное лидерство и соответствующими громогласными заявлениями его лидеров.
Отношения Тбилиси и Тегерана можно назвать как нейтрально соседские. Они моли быть куда теплее, если бы не США. Против Вашингтона Тбилиси в вопросе сотрудничества с Ираном пойти не смог. Даже, когда испытывал острую потребность в газе, и реабилитация ирано-грузинского газопровода не требовала ни много времени, ни солидных средств. Насколько целесообразно нейтральные отношения превращать во враждебные, и окончательно оказаться в полном окружении косящихся на тебя государств признанных и частично признанных?
Депутат Пата Давитая теорию размещения американских систем ПРО развил до морской. По его предположению, они могут размещаться на кораблях, которые будут базироваться в грузинской акватории Черного моря. Специалисты, конечно, профессионально скажут о стоимости такого «проекта», я же на дилетантском уровне поставлю несколько вопросов.
Если Вашингтон, в числе прочего, решил не идти на повышение напряженности отношений с Москвой и отказался от размещения систем ПРО в Чехии и Польше, то будет ли он это делать в Черном море, в непосредственной близи Абхазии, где находятся российские войска и военно-морские силы, и гарантом безопасности которой является Россия?
Если Вашингтон отказывает в доверии Турции, не может договориться с ней о размещении систем ПРО на ее территории, то сможет ли убедить Анкару, все больше проводящей самостоятельную линию, в необходимости присутствия американских систем ПРО в общем-то классифицирующемся как внутреннее Черном море? При том, что Турция очень ревностно и капризно относится к своим Босфорскому и Дарданельскому проливам. И вдобавок вообще не горит никаким желанием еще больше ухудшать отношения с Ираном.
И зачем США системы ПРО в Черном море, когда их, кажется, с меньшими хлопотами можно разместить в еще большей близости от Ирана со стороны Персидского залива, где и так находятся американские военно-морские силы?
В мощном эйфорическом хоре, звучащем из Тбилиси, все-таки раздались и несколько иных голосов. Вице-спикер парламента от оппозиционной фракции христианских демократов Леван Вепхвадзе заявил, что инициатива Пентагона расположить системы ПРО «вблизи Кавказа» не соответствует интересам региона. «Она не должна устраивать ни Грузию, ни Азербайджан, ни Турцию. Противоракетная система направлена против Ирана, который является нашим соседним государством. Исходя из этого, их размещение не стоит обострения отношений с Ираном, тем более что с одним соседом, Россией, мы уже находимся в состоянии войны», — отметил Вепхвадзе. По его мнению, осуществить этот проект будет очень сложно и для Азербайджана, ибо и он соседствует с Ираном. Обострение отношений с Тегераном не устраивает и Анкару, считает вице-спикер.
Эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили в свою очередь заявил «СП», что, по его данным, США привлекают антирадарные системы, которые уже существуют в Азербайджане и которые Россия предложила США в свое время взамен на размещение систем ПРО в Чехии и Польше, и Грузия вообще не фигурирует в планах Вашингтона. «Радарная система Азербайджана покрывает 800-километровый радиус. Если осуществится модернизация указанной радарной системы, мусульманский мир и Иран попадут в зону наблюдения. Не думаю, чтобы местом размещения радаров рассматривалась Грузия», — заявил Сесиашвили.
По его мнению эти планы согласованы с Россией, и если бы там что-то говорилось о Грузии, Москва уже бы «громко выступила против». Как говорит Сесиашвили, проблематичен и морской вариант — для этого необходимо согласие Турции, которая регулирует вход кораблей других стран в Черное море. Однако полностью исключать этот сценарий не стоит, так как Анкара не так давно получила от США помощь в 70 млрд. долларов.
Эксперт по вопросам внешней политики, бывший посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе указал и на то, что одного согласия Турции по морскому размещению систем ПРО мало — нужно еще и согласие России. Ее реакцию можно предположить. Тем не менее, Абашидзе советует не торопиться с прогнозами-выводами и дождаться полного обнародования планов Пентагона, которое, очевидно, не за горами.
Тбилиси