Угроза дестабилизации общественно-политической ситуации в Крымском федеральном округе пока сохраняется, сообщил в понедельник, 21 марта, в Ялте на выездное совещание Совета безопасности РФ его секретарь Николай Патрушев. На совещании в присутствии руководства Крыма и Севастополя, а также представителей федеральных органов власти обсуждались дополнительные меры по предотвращению угроз национальной безопасности России на территории полуострова.
«Это, прежде всего, связано с политическими вызовами и экономическим давлением со стороны наших западных оппонентов», — заявил Патрушев.
По его словам, этим вызовам необходимо противопоставить повышение уровня социально-экономического развития региона и общего благосостояния крымчан. Залогом этого является эффективная и слаженная работа органов власти на местах, уверен секретарь Совбеза.
Одним из источников угроз Патрушев назвал планы Киева.
«Не секрет, что киевские власти вынашивают планы по дестабилизации ситуации в Крыму, в том числе, с использованием национального фактора», — сказал он.
Патрушев добавил, что на приграничных территориях со стороны Украины «создаются экстремистские, националистические и военизированные формирования». Кроме того, он уверен, что Киев выстраивает отношения с турецким политическим руководством на антироссийской основе.
Как подчеркнул секретарь Совбеза, в этих условиях важно повысить оперативность и эффективность противодействия любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, попыткам фальсификации истории и этнического сепаратизма. Он призвал обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие и не допускать «вовлечения лиц, получивших религиозное образование за рубежом, в противоправную деятельность, в том числе в качестве проповедников радикальных идей».
В тот же день глава нелегального «меджлиса» Рефат Чубаров дал понять, что опасения секретаря Совбеза не беспочвенны. В своем интервью украинскому изданию «Крым.Реалии» он заявил, что украинские власти вернут Крым под свой контроль не дипломатическими, а военными методами.
По словам главы «меджлиса», первыми в Крым войдут военнослужащие Вооруженных сил Украины. «Россия будет оставлять Крым, с ней вместе побегут те, которых мы называем коллаборационистами…», — заявил Чубаров.
За ВСУ, по словам Чубарова, последуют боевики батальона «Крым», «которые знают полуостров, имеют там своих родственников». «Они будут брать под охрану административные здания, дороги, объекты стратегического назначения», — сказал Чубаров.
Напомним, что на прошлой неделе в эфире ток-шоу «Право голоса» депутат Бахчисарайского городского совета Константин Кнырик заявил о том, что в случае, если украинская Нацгвардия предпримет попытку войти в Крым, на полуострове тут же будет сформировано народное ополчение, которое осуществит наступление в Херсонскую область и освободит ее от националистического режима.
«Любая попытка провокаций в сторону Крыма закончится очень плохо. И, если даже Вооруженные Силы Российской Федерации отреагируют только в рамках защиты полуострова, то, поверьте мне, крымчане, как и два года назад, готовы создать ополчение и пойти освободить, в том числе, и часть Херсонской области», — заявил Кнырик.
— За два года нахождения Крыма в составе Российской Федерации, угроза дестабилизации общественно-политической обстановки на полуострове со стороны Киева никуда не исчезла, — соглашается с Патрушевывм политолог, президент Крымской республиканской научно-исследовательской общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций» Иван Мезюхо.
— Другое дело, что на все антикрымские действия Украины федеральные и республиканские власти всегда давали достойный ответ. Давайте вспомним про продовольственную и энергетическую «блокады» полуострова со стороны Украины — на эти вызовы последовали конкретнее действия: в Крым в большей мере зашли российские товаропроизводители, а уже совсем скоро будет запущена очередная ветка энергомоста «Кубань-Керчь».
«СП»: — Насколько реально использование Киевом «национального фактора»? Решен ли в Крыму «национальный вопрос? Можно ли говорить о заметных достижениях в этом по сравнению с тем, что было при Украине?
— На протяжении многих лет различные политические группировки пытались раскачать в Крыму межнациональный конфликт. К счастью, этого сделать не удалось. Сегодня можно смело утверждать, что в феврале 2014 года организаторы киевского «майдана» пытались раздуть межнациональный конфликт в Крыму. А на сегодняшний день Киев постоянно муссируют тему крымскотатарской автономии, искусственно отделяет крымских татар от крымчан другой национальности, чтобы спровоцировать обострение межнациональных отношений на полуострове.
В тоже самое время, в республике происходят заметные позитивные сдвиги в межнациональных и межконфессиональных отношениях. На сегодняшний день действует Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. N 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», который снимает с депортированных народов ярлыки «предателей». Этого не было сделано при Украине, хотя Киев обладал всеми инструментами для решения этого вопроса. Сегодня на полуострове активно развиваются национально-культурные автономии, создана государственная крымскотатарская телерадиокомпания, оказывается помощь национальным СМИ.
Благодаря твёрдой позиции Главы Республики Крым Сергея Аксёнова был решён давно назревший вопрос: караимам (одной из самых малочисленных наций на планете) было передано старинное здание бывшей кенассы в центре Симферополя, где долгие годы располагалось крымское радио. Два мусульманских праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам стали выходными днями в республике. В конце концов, по Конституции Республики Крым от 2014 года, на полуострове действует три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Межнациональные и межконфессиональные отношения в российском Крыму находятся на значительно более высоком уровне, чем в украинскую бытность полуострова.
«СП»: — Вчера стало известно, что в Керчи украинский националист напал на двух женщин. Насколько реальна политическая составляющая этого инцидента? Следует ли ожидать повторения подобных инцидентов, и что делается для их предотвращения?
— Убеждён, что после керченского инцидента, правоохранительные органы сделают всё возможное для задержания этого националиста и проведут все необходимые мероприятия для недопущения подобных инцидентов в будущем. Кстати, эта ситуация разрушила миф о том, что крымские татары враждебны России, так как одна из пострадавших девушек от украинского националиста является крымской татаркой.
«СП»: — Насколько велика угроза вторжения или обстрелов неконтролируемых Киевом банд с украинской территории? Какой будет реакция?
— Я бы не говорил об угрозе вторжения украинских военизированных банд в Крым, но, учитывая их бесконтрольность и наличие у них незарегистрированного по украинским законам оружия, я не исключаю отдельных провокаций со стороны этих «махновцев» в отношении Крыма и крымачан. Убеждён, что в случае этих провокаций, наши, российские военные дадут адекватный ответ. Я убеждён также в том, что официальный Киев ясно понимает, что в случае нападения украинской армии на российский Крым, Украина прекратит своё существования.
— Принимая во внимание ту колоссальную работу, которую проводит Российское государство, в том числе спецслужбы, на полуострове, я бы сказал, что угроза обострения обстановки в Крыму составляет три балла из десяти, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Патрушев снова поднял эту тему из-за известного ухудшения отношений с Турцией, которая имеет или, по крайней мере, имела свои интересы на полуострове. Учитывая, как минимум, неоднозначную роль, которую играла Турция в отношении запрещённой в России террористической группировки ИГИЛ*, нельзя исключить возможность поддержки руководством этой страны радикальных, экстремистских исламских групп и на территории РФ.
«СП»: — Насколько туркам выгодно враждовать с нами теперь, когда мы вывели свои войска из Сирии?
— Турции нужны союзники в Чёрном море безотносительно наличия российских войск в Сирии. Одним из таких союзников можно считать Азербайджан. Украина, раз она сама этого хочет, может стать вторым. Турции в ближайшей перспективе нужно будет восстанавливать отношения с РФ. Наличие союзников, пусть и формальных — хороший козырь на переговорах.
«СП»: — Насколько национальный вопрос в Крыму является «болевой точкой» России?
— Построить в Крыму «турецкий мир» Анкаре не получится, что бы ни говорили идеологи пантюркизма. На мой взгляд, крымско-татарская проблема сильно преувеличена и, собственно, не является проблемой. Численность этого этнического меньшинства в Крыму — около 10%, славянское население составляет не менее 80% крымчан. Таким образом, полуостров по своему этническому составу соответствует среднероссийскому показателю. Более того, существующие этнические квоты, о необходимости которых нужно спорить отдельно, выше, чем процент крымских татар на полуострове. Прибавьте к этому закон о реабилитации крымских татар в РФ.
«Междлис крымско-татарского народа» даже во время нахождения Крыма в состав Украины представлял не больше половины крымских татар. В настоящее время, когда его лидеры находятся вне пределов региона, его влияние снизилось до минимума.
«СП»: — Патрушев подчеркивает, что на приграничных территориях со стороны Украины «создаются экстремистские, националистические и военизированные формирования». На прошлой неделе депутат Кнырик заявил, что народное ополчение, Крыма готово не только дать отпор противнику в Крыму, но преследовать его на территории Украины. Насколько велика вероятность такого сценария?
— Это невероятный сценарий. Заниматься рэкетом на дорогах, ведущих в Крым — это не то же самое, что проникнуть на территорию российского полуострова, да ещё и с оружием. Это закончится очень быстро и, конечно, не силами народного ополчения Крыма.
«СП»: — Может ли Киев попытаться открыть «второй фронт» в случае возобновления активной фазы боевых действий в Донбассе?
— Киев не откроет «второй фронт» в Крыму. Задача Украины в рамках концепции сдерживания России, или создания «санитарного кордона» от Балтики до Чёрного моря — это именно сдерживание России, а не война с ней. Если нового наступления на Донбассе полностью исключать нельзя, хотя оно и перечеркнёт все международные мирные усилия, то Крым — вопрос закрытый. Это понимают все, хотя на уровне публичной риторики мы слышим совсем другую речь.
Украинские спецслужбы и в спокойные времена очень плотно следили за всеми пророссийскими политическими группами на территории страны. После «Евромайдана», Крыма, Одессы и Донбасса этот контроль ещё больше усилился. В этой связи провозглашение народной республики и начало вооружённых действий в той или иной области Украины я считаю маловероятным.
«СП»: — А заявление Чубарова о том, что Крым будет «возвращен» силами ВСУ, вы как могли бы прокомментировать?
— Во время нахождения Крыма в составе Украины функция Рефата Чубарова и «междлиса» в целом заключалась в создании противовеса русским, пророссийским организациям полуострова по причине отсутствия там достаточного количества радикальных украинских националистов. После ухода из Крыма Чубаров, чтобы поддержать свой статус и, так сказать, инвестиционную привлекательность, будет регулярно выступать с воинственными антироссийскими заявлениями, за которыми в реальности ничего не стоит. Реальным, однако, может стать уголовное преследование Рефата Чубарова за призывы к осуществлению террористической деятельности на территории РФ.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена