Первые сообщения СМИ о «Патриотических силах Донбасса» появились 2 марта 2014 года. В тот день участники движения водрузили российский триколор над зданием Донецкой облгосадминистрации, чем и привлекли к себе внимание прессы. Руководителем организации избрали Александра Ходаковского, впоследствии одного из наиболее известных и обсуждаемых командиров ополчения. Так зарождалось движение, заявившее о себе как об одной из главных сил «Русской весны» в Донбассе.
Боевым крылом «Патриотических сил Донбасса» стал батальон «Восток», который, начиная с мая 2014 года, прошел судьбоносный для Донецкой Республики боевой путь.
— Организация включает в себя большое количество идейных людей, — рассказывает журналист, блогер, волонтер «Патриотических сил Донбасса» Надежда Морозова.
— Они никогда не позиционировали себя как оппозиция. Оппозиционерами зачастую становятся бесполезные болтуны, а эти люди занимаются конкретными делами. И в социальной, и в военной сферах. При «Патриотических силах Донбасса» был создан благотворительный фонд, который помогал семьям погибших бойцов «Востока» и других подразделений. В него обращались многие люди, ведь закон об ополчении у нас до сих пор не принят. Получали помощь и обычные граждане. «Патриотические силы Донбасса» вообще были одной из первых организаций, которые взяли на себя эвакуацию людей из прифронтовых районов. Многие проекты были связаны с военно-патриотическим воспитанием, массовыми мероприятиями. В политику организация никогда не вмешивалась, ставя перед собой совсем иные цели. Она позиционировали себя как связующее звено между властью и народом, потому что власть не всегда успевает все ухватить. Это естественно.
С «Востоком» я столкнулась летом 2014 года, когда от обстрелов пострадала непосредственно моя семья. Это люди, которые не отказали в помощи никому, ни одному гражданскому.
В день запланированной встречи Надежда звонит и просит перенести интервью на завтра: «Патриотические силы Донбасса» покидают свой главный офис в центре Донецка. На «выселение» им отвели пять дней. Сроки поджимают, работы много. Но проблема с офисом — это лишь очередное звено в цепочке трудностей, с которыми сегодня сталкивается организация. Почему в опале оказалось одно из первых общественных движений «Русской весны» в Донбассе, а для расследования действий Ходаковского создана депутатская комиссия?
— Кампания против «Патриотических сил Донбасса» и лично Ходаковского ведется целенаправленно, — уверена Надежда.
— На время она приутихла, когда Александр Сергеевич нигде практически не появлялся в информационном поле в связи с намного более важными задачами, такими как защита рубежей нашей Республики от непосредственного врага. Он начал позволять себе определенную критику после того, как Захарченко объявил, что в ДНР нужно бороться с коррупцией. Власть восприняла замечания Ходаковского в штыки. «Патриотическим силам Донбасса» приписывают работу на Украину, связь с Ахметовым. Разумеется, это полнейший абсурд. Сегодня организация находится в «полуподпольном» состоянии.
В свое время «Патриотические силы Донбасса» развесили по Донецку бигборды с фотографиями павших бойцов «Востока». Их начали просто срывать. Я тогда недоумевала, что происходит. Что в этом плохого? Никто ведь не мешал другим организациям и подразделениям разместить фотографии своих бойцов вместо рекламы каких-то клубов. Кстати, бороться с клубами и наркоманией первыми начали как раз ополченцы из «Востока». Я помню это время. Раньше молодежь всегда знала, где и что можно достать. И вдруг оказалось, что город чист.
То, что «Патриотические силы Донбасса» выступали за единство Украины — это, отчасти, неправда. Я прекрасно помню события «Русской весны»: первое время люди требовали федерализацию. И только когда стало понятно, что ни о какой здоровой Украине речи быть не может, речь зашла об отделении. Не нахожу ничего предосудительного в том, что первое время наша организация стремились бороться за пророссийскую Украину без фашизма. Более того, сегодня «Патриотические силы Донбасса» чуть ли не единственные, кто активно и последовательно отстаивают интересы граждан, стремящихся видеть республику в составе РФ.
Каким бы ни было политическое давление, могу сказать одно: отступать мы не собираемся. Остается только вопрос, в какой форме осуществлять свою деятельность. Выступать против власти ДНР мы тоже не собираемся. Нельзя раскачивать лодку, в которой мы все сидим, особенно во время войны. Но и пускать происходящее на самотек тоже нельзя.
Я долго наблюдала за различными партиями и организациями. Могу сказать честно: достойнее этой я не встречала. Просто потому что лозунги, которые провозглашаются, соотносятся с действиями. И Александр Ходаковский, на мой взгляд, очень достойный человек. Я спрашивала его: «Вы не жалеете, что все так получилось?» Он ответил, что по-другому действовать не мог. И если кто-то надеется, что он сбежит, сдастся или продастся — этого не будет.
«СП»: — Батальон «Восток» продолжает существовать, или юридически он уже ликвидирован?
— Сейчас бойцы «Востока» находятся в составе армейского корпуса. Но они все равно называют себя «востоковцами», поскольку верны подразделению, в котором начинали свой боевой путь. «Восток» держал раньше и продолжает держать 56 километров линии фронта. Это очень большой участок. Тем не менее, продолжаются провокации, связанные с «Востоком». Недавний пример — Ясиноватая. Оттуда убрали роту «Креста», добровольца из Германии, который был здесь с самого начала войны. Его сняли с позиций, зная, что этот человек держит свою линию фронта почти два года и знает её идеально. И через два дня «укропы», которые раньше боялись подходить сюда, залезают к нам в окопы. Сейчас там ежедневные бои, ежедневные потери. И не только у «востоковцев», которых в итоге попросили вернуться. Считаю, что это неоправданные потери. Их можно было избежать.
«СП»: — Что произошло с вашими приемными?
— Все наши приемные, которые открывались в разных городах, сегодня закрыты. Мы их пытались открыть с целью оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Не столько обидно за организацию, сколько за людей, которым мы могли бы помочь. Многие ведь даже не понимают, кто есть кто. Когда в Октябрьском микрорайоне мы запустили первые бесплатные рейсы, женщина увидела на автобусах наклейки «Патриотических сил Донбасса» и сказала: «Вот, государство о нас заботится, Захарченко такой молодец!» Мы же не против. Главное, чтобы человек действительно чувствовал заботу. Кампания по запрету этих автобусов была долгой и, наконец, на днях их запретили официально. До этого просто срывали наклейки. Мы люди не гордые, сразу согласились снять символику, лишь бы работал транспорт. Не помогло. Все равно нашли каких-то обладателей автобусов, у которых они якобы были «отжаты».
Думаю, попытки открывать приемные еще будут предприниматься. У нас много активистов, волонтеров, которые останавливаться не собираются.
«СП»: — Каковы источники финансирования «Патриотических сил Донбасса»?
— Когда движение только начинало свою деятельность, неравнодушные люди помогали деньгами, транспортом, продуктами. Кто чем мог. Позже «Патриотические силы Донбасса» организовали работу автозаправок. Они были брошены и стояли абсолютно пустые, прошлые владельцы не оставили даже стекол. За свой счет бойцы «Востока» их восстановили, отреставрировали и отдали людям, которые готовы были вкладывать в них деньги. То есть, это не собственность «Патриотических сил Донбасса», но организация получает какой-то процент прибыли от работы этих заправок. Есть и благотворительные взносы. Если кто-то думает, что мы в золоте купаемся, то это далеко не так. Средства ограничены, куда-то помощи идет меньше, чем хотелось бы. Но глупо рассказывать, к примеру, что дорого и проблематично запустить автобусные рейсы. Это очень дешево — взять обычный автобус и купить бензин. Было бы желание.
Ходаковский когда-то демонстрировал финансовый отчет, в котором подробно расписано, откуда «Патриотические силы Донбасса» берут деньги. Суммы на самом деле не такие уж и большие.
«СП»: — Представители «Патриотических сил Донбасса» есть в Народном Совете ДНР?
— Их двое. Это Петр Савченко и Александр Семенов. Они давно занимаются общественной деятельностью. Насколько мне известно, скоро в Народном Совете будут пытаться лишить их депутатского мандата. Для нас это было бы ударом по следующей причине: не являясь депутатами, они не смогут принимать участие в работе комиссии по делу Ходаковского.
«Патриотическим силам Донбасса» создают амплуа партии, но это всего лишь общественная организация. Партий у нас две — «Донецкая Республика» и «Свободный Донбасс». Они выступают в роли партии власти и оппозиции, хотя эта грань практически стерта. Сейчас обе работают в слаженном тандеме.
«СП»: — Каковы, по-вашему, причины давления на «Патриотические силы Донбасса»?
— Видимо, некоторые люди решили, что «мы достигли своих целей» и потому отдельные лица в ДНР сфокусировали свое внимание сугубо на собственном обогащении, видимо считая, что имеют на это право. Это банальная борьба за власть. Многих из тех, кто сегодня стоит «у руля», не было с нами, когда начиналась «Русская весна» (говорю не о Захарченко, который своей борьбой заслужил право быть первым лицом республики). Есть среди них и переметнувшиеся «регионалы», имеющие здесь хороший бизнес. Сейчас часто апеллируют к тому, что для принятия законов нужна соответствующая финансовая база. Хочется сказать: «Ребята, если бы вы чуть-чуть меньше воровали и чуть-чуть больше делились с народом, то при нынешних финансовых вливаниях нам бы на все хватало». Такая проблема существует не только в ДНР, но и в России, и в Украине.
Александра Ходаковского провоцируют, зная, что за ним стоят определенные силы. Его бойцы не скрывают, что остаются ему верны. Провокациями пытаются спровоцировать вооруженный конфликт, чтобы иметь официальный повод разобраться и с лидером, и с организацией. Но из этого ничего не выйдет. Ходаковский не раз подчеркивал, что не станет проливать кровь своих ребят в междоусобных разборках. Все вопросы будут решаться мирным путем.