Визит госсекретаря США Джона Керри в Москву можно назвать экстренным. Буквально сразу, как Владимир Путин объявил о выводе российских войск из Сирии, из Вашингтона пришло сообщение, что Керри собирается к нам.
23 марта, в первый день визита, Керри встретился с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Даже состоялась трехсторонняя встреча с прибывшим в Москву главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. Переговоры между Керри и Лавровым продолжились в четверг, чтобы сообщить уже российскому президенту о возможных путях двустороннего сотрудничества.
Известно, что переговоры касаются двух основных тем: урегулированию сирийского конфликта и нормализации обстановки на Украине. По обоим вопросам есть не только серьезные разногласия между Москвой и Вашингтоном, но и сложная текущая обстановка. В Сирии продолжается война с террористами, контуры политической реформы лишь наметились в общих чертах.
На Украине киевские власти пока ничего не сделали для реального выполнения Минских соглашений. Более того, существует реальная угроза возобновления полномасштабных боевых действий. Украинская армия стягивает солдат и технику к линии разграничения в Донбассе, постоянно идут обстрелы позиций сил ДНР и ЛНР.
Известно также, что в Москве должна обсуждаться судьба осужденной в России украинской летчицы Надежды Савченко. Весь западный мир требует незамедлительного ее освобождения и даже грозит новыми санкциями. У нас же она признана виновной в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина и приговорена к 22 годам лишения свободы.
Надо отметить, что предыдущие визиты Керри в Россию в мае и декабре прошлого года тоже были несколько неожиданными. И все переговоры внешне проходили в дружеской обстановке. В мае Лавров угощал Керри краснодарскими помидорами. Сейчас переговоры начались с того, что Керри поздравил Лаврова с днем рождения, министры обменялись шутками. Керри даже привез с собой личную гитару. Правда, прежние визиты, хоть от них и ждали каких-то дипломатических прорывов, мало повлияли на ситуацию.
— На мой взгляд, после визита Керри в Москву не произойдут какие-то принципиальные изменения внешней политики Соединенных Штатов по отношению к нам, — считает руководитель Центра исследования внешнеполитических механизмов США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов.
— Джон Керри из всей американской внешнеполитической команды наиболее здравомыслящий и прагматичный политик в отношении России. В США это означает, что он меньший русофоб, чем остальные из команды Обамы.
Трудно судить, о чем договорятся в Москве. Можно посмотреть, что о визите пишет американская пресса. Она считает, что Керри договаривается о судьбе Башара Асада. Например, чтобы Россия приютила у себя Асада и всю его семью. Американцы и европейцы относительно Асада мыслят крайне догматично. Они вбили себе в голову, что его надо убрать, и тогда каким-то волшебным способом ситуация в Сирии резко улучшится. Понятно, что произойдет прямо противоположное. Как уже произошло в Ливии и Ираке, никакой стабильной демократии там нет. Но Керри, я думаю, договаривается о судьбе Асада и каком-то компромиссном варианте.
«СП»: — О чем можно договориться по Украине?
— Прорывов никаких не будет. У нас считают, что Порошенко и вообще вся политическая верхушка Украины — марионетки США и в целом Запада. На мой взгляд, это не совсем так. Для США и Европы было бы очень хорошо, чтобы Киев начал выполнять Минские соглашения. Но власти в Киеве на это просто неспособны. Прежде всего, из-за наличия на Украине националистических сил.
Для всех более-менее приемлемый вариант — замораживание конфликта в Донбассе. Скажем, так заморожен конфликт в Нагорном Карабахе, которому уже четверть столетия и о котором особо никто не вспоминает.
Что касается Надежды Савченко, то дело не в ее конкретной судьбе. В США обеспокоены другим. Россия создала прецедент, что виновные в массовых убийствах в Донбассе не уйдут от российского правосудия. Но если западные структуры типа Human Rights Watch и Amnesty International закрывают глаза на геноцид, то это вовсе не означает, что будет молчать Россия.
При этом американцы исходят из своего «принципа исключительности». Они воруют наших граждан в третьих странах, привозят их в Соединенные Штаты и там осуждают. Мы же, с точки зрения Вашингтона, не можем и не должны судить тех, кто создает непосредственную угрозу нашей национальной безопасности. Вот почему Запад давит из-за Савченко.
Но возможен и компромиссный вариант. Савченко осуждена и теперь может быть обменена. Скажем, на наших граждан, томящихся в украинских застенках.
«СП»: — Чем можно объяснить, что о визите Керри стало известно почти сразу после решения о выводе войск из Сирии?
— Я считаю, что мы ушли рано, надо было помочь взять столицу ИГИЛ* - Ракку. Это бы вдохновило к наступлению на террористов и иракскую армию. И вполне возможно, что США озабочены последствиями вывода наших войск. Террористов не добили, и теперь они могут опять пойти в наступление.
«СП»: — В переговорах участвовал и глава МИД Германии.
— Штайнмайер озабочен больше конфликтом на Украине. Франция и Германия не хотят, чтобы из-за Украины была какая-то серьезная война в Европе. А вот Киев к этому, похоже, и ведет дело. Париж и Берлин давят на украинское правительство, но оно не слишком-то давлению поддается. Опять перебрасывают войска, тяжелое вооружение к линии соприкосновения в Донбассе. Порошенко, чтобы политически выжить, может пойти на провокацию. Он понимает, что задавить Донбасс не получится, а Москве не останется другого выхода, как ввести войска. Тогда западный мир опять охватит антироссийская истерика. Киев пытается играть на этом. Штайнмайер, понимая это, пытается с Россией договориться.
— Вывод наших войск из Сирии, когда политически не зафиксирован результат каких-то военных достижений, могли воспринять как отступление, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов.
— Министры иностранных дел не сами генерируют внешнюю политику. Это чиновники высокого ранга, которые транслируют решения, передаваемые им сверху. Нынешнюю активность переговоров глав МИД России, США и ФРГ я считаю попыткой отвлечь внимание международного сообщества от ситуации. Конфликт в Сирии консервируется, и там надолго еще остается болевая точка, которая будет вспыхивать.
Такой же сценарий получился на Юго-Востоке Украины. После «котла» под Иловайском начались мирные переговоры, после «котла» у Дебальцево тоже начались переговоры. С точки зрения логики развития конфликта, это всё консервирование процесса.
Миру же объясняют, что стрелять в Сирии и на Украине стали меньше, найдено какое-то дипломатическое решение. То есть, сами переговоры — это демонстративная акция для мировой общественности.
«СП»: — Какие могут быть конкретные результаты встреч?
— Результаты уже наметились. Мы знаем, что изменился состав участников переговоров по урегулированию сирийского кризиса. Раньше была правительственная сторона и оппозиционная, но которая с правительственной армией не воевала. Теперь в переговорах участвуют оппозиционеры, которые вели вооруженную борьбу. И речь идет уже о трансформации политического устройства Сирии.
Скорее всего, сирийская проблема вообще будет отложена всеми в «долгий ящик». После вмешательства России добиться быстрой отставки Асада уже нельзя. Поэтому все будут говорить, что договорились прекратить огонь, начать какие-нибудь политические реформы. А по сути, конфликт будет просто заморожен.
По Украине схожая ситуация. Нет никакого желания решить конфликт так, как договорились в Минске. Изменений в законодательство Украины внесено не было. Не изменили закон о языке, который и спровоцировал войну. Наоборот, Украина всё больше отдаляется от России. Она перестала покупать газ, опять делает недружественные акции. И нет ни одного действия, которое было бы дружественным, свидетельствовало бы о желании наладить диалог, найти компромисс.
«СП»: — Может, после визита Керри в Москву на Украине задумаются об адекватном решении?
— Руководство Украины напрямую управляется Западом. Керри никого уговаривать не надо. Вопросы безопасности напрямую решает ЦРУ. Для его агентов, как говорят, в здании СБУ отведен четвертый этаж. Уговаривать государственных деятелей просто незачем. Тем более что Украина всем должна и только наращивает задолженность. Эта страна управляема извне. Встречи на высоком уровне нужны, чтобы показать работу дипломатов. Мол, достигнуты какие-то промежуточные результаты.
* - «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.