13 апреля в Сирии пройдут парламентские выборы. Указ об этом президент Башар Асад подписал еще 22 февраля 2016-го. Голосование должно состояться в соответствии с принятой в 2012 году Конституцией страны на многопартийной основе.
Заметим, что эти парламентские выборы станут вторыми с начала вооруженного конфликта в Сирии — первые состоялись в мае 2012 года. Тогда в них даже приняли участие представители оппозиционных политических сил, явка избирателей составила 51%.
Однако с решением сирийских властей провести выборы в условиях Женевского процесса политического урегулирования согласны не все. Так, от участия в них отказались сирийские курды и ведущая фракция оппозиции — Национальный координационный комитет (НКК). Они указывают на то, что решение властей Сирии проводить выборы идет вразрез с утвержденной в Вене 14 ноября «дорожной картой». Напомним, она предполагает следующие шаги: в ходе межсирийских переговоров в Женеве должно быть сформировано коалиционное правительство, которое подготовит новую Конституцию. На её основе в дальнейшем будут проводиться парламентские и президентские выборы — после завершения 18-месячного переходного периода, который начался 1 января 2016 года.
Стоит ли в Сирии проводить парламентские выборы, которые Запад гарантированно поставит под сомнения? Как такое голосование отразится на процессе политического урегулирования?
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов говорит, что «дорожная карта» по сирийскому урегулированию, которая предполагает создание переходного органа с представителями от оппозиции, будет оформляться еще очень долго
— В рядах оппозиции пока нет единства, и когда ее представители между собой договорятся (и договорятся ли) — вопрос. А ведь им еще нужно выработать общую позицию с сирийскими властями, согласовать новую редакцию Конституции. Я напомню, что только первый пункт общей декларации для всей оппозиции они обсуждали два дня, а уж сколько уйдет времени на обсуждение и поиск компромисса по Конституции — неизвестно. Все это время сирийское государство должно функционировать, чтобы поддерживать, так сказать, нормальное течение жизни, поэтому я уверен, что проводить очередные парламентские выборы, даже при том, что многие территории не контролируются Дамаском — правильное решение.
Бывший 1-й секретарь посольства СССР в Ливане, советник посольства России в Вашингтоне, а ныне президент Российского общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов считает, что парламентские выборы 13 апреля не противоречат процессу политического урегулирования. Другое дело, что те силы, которые опираются на США в политических переговорах, будут пытаться укрепить свои позиции путем дискредитации законных властей.
— Если выборы 13 апреля будут проведены, то Асада обвинят в отходе от договорённостей, если нет, то появиться аргумент противоположного качества, мол, полномочия власти истекли, с кем мы тут разговариваем — сами не понимаем, законной власти сегодня в Сирии нет.
Поэтому, на мой взгляд, сирийское правительство абсолютно правильно делает, что законодательно укрепляет свои позиции и собирается подтвердить полномочия на переговорах путем голосования. Несмотря на всю критику, Западу и оппозиции все равно надо будет садиться за стол переговоров с правительством Башара Асада, договариваться о государственном устройстве Сирии, а также о новых парламентских выборах, которые предусмотрены «дорожной картой» и одобрены Совбезом ООН.
Кстати, если посмотреть публикации СМИ персидских монархий, то можно заметить довольно раздраженную реакцию со стороны руководителей сирийской оппозиции в адрес США. Американцев обвиняют, что их позиция туманна, что они не поддерживают оппозицию в полном объеме. Налицо свидетельство того, что США меняют свои подходы к сирийскому процессу, а следующие в их фарватере союзники просто не успевают повернуть в нужную сторону и находятся в растерянности. Поэтому я думаю, что, в конце концов, разум и принципы, утверждённые Совбезом ООН, победят и «дорожная карта» по сирийскому урегулированию будет идти свои ходом. А парламентские выборы необходимо проводить так же, как это было в 2012 году — несмотря на боевые действия.
Однако есть и другие мнения. Арабист, старший преподаватель кафедры департамента политических наук НИУ ВШЭ Леонид Исаев обращает внимание на тот факт, что Башар Асад заявил также о желании провести досрочные президентские выборы.
— Логика Асада понятна: чем раньше пройдут парламентские и президентские выборы, тем победа Дамаска будет более очевидной. Голосование будет проводиться на территориях, подконтрольных правительственным силам, и его результат известен заранее. В этом плане отказ оппозиции и курдов от участия в парламентских выборах был предсказуем. И не только потому, что все знают, кто на них победит. На переговорах в Женеве обсуждается мысль о создании коалиционного временного правительства САР, после чего и логично проводить выборы, которые, безусловно, будут признаны более широким кругом лиц.
Таким образом, сирийская сторона будет пытаться использовать результаты парламентских выборов в качестве козыря на переговорах, чтобы лишний раз подчеркнуть легитимность власти и радикальность оппозиции, однако никто к этому прислушиваться не будет. Думаю, и в России все прекрасно понимают, что выборы, которые проводятся в условиях гражданской войны такого масштаба, — это некая профанация.
Политолог Станислав Тарасов также не видит логики в решении Асада проводить выборы.
— Это то же самое, если бы мы заявили о проведении выборов по всей России, но голосование проходило только на территории Московской области. Конечно, официально все стороны говорят о единстве Сирии, но той страны, что существовала до 2011 года, больше не будет. Например, курды довольно сильно расширили свои территории, поэтому неудивительно, что они отказались от участия в парламентских выборах — им нужен реальный механизм по выработке соглашений.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров и вовсе называет проведение выборов 13 апрелем абсурдным шагом.
— Какие могут быть выборы в условиях, когда только по данным ООН число беженцев из Сирии превысило четыре миллиона, а внутренне перемещенных лиц — 10 млн. человек? Не будем забывать, что различные группировки до сих пор контролируют значительную часть страны, в том числе такие огромные провинции, как Алеппо и Идлиб.
Да и вообще: какие партии, какой парламент? Да, в 2012 году в стране прошли первые за последние полвека демократические выборы в Народный совет (парламент), которые официальные органы назвали «политическим рождением обновленной Сирии». Тогда же партия «Баас» в рамках принятой новой Конституции была лишена привилегии быть «руководящей и направляющей силой». И она участвовала в парламентских выборах вроде как на равной основе с другими партиями, которые были созданы в последнее время. Но ведь понятно, что все эти решения «на основе принципа политического плюрализма» — только декорации. Реально всем в стране заправляет президент и его аппарат.
В общем, Асад продолжат пребывать в каких-то иллюзиях, гнуть свою линию и слушать иранцев. Тегеран, напомню, постоянно твердит о том, что нужно провести досрочные президентские выборы, на которых снова победит он, Асад, а также выступает против федерализации и предоставления любой формы автономии курдам.
Да, заканчивается срок нынешнего состава парламента, но сирийцы запросто могут продлить его полномочия еще на год-два. А выборы — это совсем не то, чем надо сейчас заниматься. Соединенные Штаты и Россия призвали разработать проект новой сирийской Конституции к августу этого года — вот над этим и надо работать, обсуждать условия, идти на компромисс. А Башар Асад создает проблему на пустом месте, ведь понятно, что этот шаг негативно отразится на политических переговорах. Я уже не говорю о том, что выделенные на проведение выборов деньги будут потрачены совершенно впустую.