ООН опубликовала доклад, из которого следует, что полтора миллиона украинцев живут под угрозой голода. Как следует из документа, к таким последствиям привели два года конфликта на Востоке Украины. При этом, по подсчётам экспертов, 300 тысяч человек испытывают острую нехватку продовольствия и нуждаются в срочной помощи. Всемирная продовольственная программа ООН подразумевает, что ежемесячную помощь в первой половине этого года будут получать 270 тысяч человек из числа наиболее уязвимых категорий населения. Представитель ООН на Украине Джанкарло Стоппони подчеркнул, что организация призывает все стороны конфликта обеспечить полный и беспрепятственный гуманитарный доступ к людям, нуждающимся в продовольствии.
«Конфликт все еще продолжается, и мы должны сделать все для того, чтобы как можно быстрее добраться до этих людей», — цитирует Джанкарло Стоппони «Звезда».
По мнению экспертов ООН, наиболее остро нуждаются в продовольствии жители неподконтрольных правительству Украины районов Луганской области и населенных пунктов вдоль «линии конфликта».
Между тем, полтора-два года назад, когда в Донбассе по вине киевских властей имела место гуманитарная катастрофа, десятки одиноких стариков умирали от голода, ООН не делала столь громких заявлений. Неужели сейчас положение ещё хуже?
«Свободная пресса» обратилась к жителям Донбасса, чтобы разобраться в ситуации.
— Ситуация, по-прежнему, тяжёлая, — говорит житель Луганска Евгений. — Пенсии у большинства стариков 2−3 тысячи рублей. Притом, что цены на лекарства и продукты практически московские. Те, кто может выехать на территорию, подконтрольную киевским властям и получить вторую пенсию, ещё как-то перебиваются. Но таких немного.
Те, кто работают, живут немногим лучше. Из бюджетников редко, кто получает зарплату больше 4 тысяч рублей. На коммерческих предприятиях зарплата 6 тысяч считается неплохой. Чуть ли не самая престижная работа — водитель «скорой помощи». Они получают 9 тысяч рублей. Хотя, если вдуматься, на эти деньги тоже трудно прожить при таких ценах.
«СП»: — Продолжает ли поступать гуманитарная помощь из России? В последние месяцы стало очень трудно переправлять её через границу.
— Да, небольшие партии гуманитарной помощи часто «застревают», провозить их очень сложно. Столько бюрократических проволочек, что многие отказались от этой деятельности. Некоторые пытаются собирать помощь в России деньгами, а потом уже закупают товары здесь.
Однако централизованная гуманитарная помощь из России идёт регулярно и только благодаря ей удаётся кормить людей бесплатно в домах престарелых, в больницах, школах. В школах ребят даже лучше кормят, чем было до войны.
Именно благодаря помощи из России у нас где-то удаётся восстановить разрушенные во время войны дома или построить новые.
«СП»: — На что надеются люди? Есть ли перспективы улучшения экономической и социальной ситуации?
— Мы прекрасно осознаём, что стали разменной монетой в большой геополитической игре. В любой момент война может опять начаться, что называется, на полную катушку. В ДНР уже близко к тому. О каком развитии экономики может идти речь в такой ситуации? Правда, оживилось сельское хозяйство. Я так думаю, что опять же при помощи России, ЛНР смогла в основном обеспечить себя своей сельхозпродукцией, даже кое-что пошло на экспорт. И это при том, что 80% сельхозземель бывшей Луганской области сейчас контролируют киевские власти.
А промышленность так и остаётся в полузадушенном состоянии. Какие-то предприятия были вывезены, какие-то разрушены или разграблены. Конечно, можно было бы что-то построить заново, и я знаю, что есть люди, готовые вложить деньги, но только после того, как станет ясно, что война не начнётся снова. А этого никто обещать не может.
Если бы хотя открыли границу с Россией, стало бы полегче, отменились бы таможенные и прочие сборы. Ведь за всё это расплачивается конечный потребитель, то есть — мы.
— Ситуация непростая, но не катастрофическая, — считает член народного совета ДНР Мирослав Руденко. — Вообще удивительно, почему ООН бьёт тревогу сейчас, а в 2014 году, когда у нас тут реально была гуманитарная катастрофа из-за геноцида, проводимого Киевом в отношении жителей Донецкой народной республики, это организация вела себя крайне сдержанно. Тогда Украина прекратила выплаты заработанных нашими гражданами пенсий и прочих социальных пособий. А государственные структуры ДНР ещё не были сформированы, и гуманитарная помощь носила спорадический характер.
И до сих пор политика, проводимая Украиной в отношении жителей Донбасса, граничит с геноцидом. Киевские власти, по-прежнему, считают Донбасс своей территорией, но отказываются платить пенсии сотням тысяч живущих здесь пенсионеров. Об этом ООН почему-то не пишет в своих докладах. Создаётся впечатление, что цель подобных документов не столько помочь людям, сколько в очередной раз представить в невыгодном свете руководство ДНР и ЛНР.
Политика нашей республики в том, что мы платим здесь посильные выплаты и при этом не запрещаем тем, у кого есть возможность, выехать на территорию Украины, брать пенсии и там, поскольку люди заработали их за десятки лет работы в Советском Союзе и после его распада. Но Украина сейчас всё больше осложняет получение пенсий на своей территории жителям ДНР.
Я думаю, если бы ООН хотела помочь нам, она бы в первую очередь давила на киевский режим, чтобы он снял экономическую, политическую блокаду с республик, прекратил бы обстрелы наших городов и посёлков, реально выполнил Минские соглашения.
«СП»: — Сегодня сохранились какие-то экономические связи между ДНР и Украиной? Можно ли, например, увидеть в магазинах Донецка украинские товары?
— Украинские товары понемногу вытесняются товарами из России, Белоруссии, Абхазии. В частном порядке некоторые украинские предприниматели на свой страх и риск везут к нам свои товары, хоть это и может повлечь для них и их бизнеса серьёзные неприятности по месту регистрации.
«СП»: — С чем люди связывают свои надежды? Ведь одно дело, перетерпеть временные трудности ради идеи, а другое — больше двух лет жить в бедности и даже нищете.
— Как и прежде, большинство жителей Донбасса связывают свои надежды с более тесной интеграцией с Россией. Вот недавно в ДНР начали выдавать паспорта, которые признаются в России. Мало того, теперь наши граждане могут без временных ограничений оставаться в России. Это для нас большой плюс, поскольку многие получили возможность выезжать на заработки. Но главное, что мы видим за этим очередной признак сближения с Россией. Мы верим, что Донбасс восстановит свой промышленный потенциал и займёт свою достойную нишу в евразийском экономическом пространстве.