В четверг, 7 апреля, стало известно, что Служба безопасности Украины (СБУ) обвинила уполномоченного при президенте страны по вопросам крымско-татарского народа, депутата Верховной Рады и бывшего лидера нелегального «меджлиса» Мустафу Джемилева в работе на спецслужбы Турции. Это стало известно благодаря утечке оперативных документов из архивов управления СБУ по АР Крым. Как сообщает РИА Новости, эти документы были опубликованы в сети, однако их источник остался неизвестным. При этом в силовых структурах России их подлинность подтвердили.
Из фотокопий документов под грифом «секретно» следует, что сотрудники СБУ на протяжении длительного времени вели наблюдение за деятельностью Джемилёва, тогда ещё главы «меджлиса», и выявили не только его связи с турецкой разведкой, но даже сделали вывод, что деятельность Джемилёва представляет угрозу национальной безопасности
Документы представляют собой донесения контрразведывательных подразделений СБУ в Крыму о контактах Джемилева и других представителей «меджлиса» с Турецким агентством международного сотрудничества и развития (TIKA), а также выделении средств Анкарой на деятельность меджлиса и связанных с ним структур. В одном из них сообщается о «наличии в действиях лидера меджлиса прямых признаков причастности к агентурной сети турецкой разведки (MIT — Национальной разведывательной организации Турции). Также указывается, что «Джемилев и другие активисты означенной структуры (меджлиса —ред.) осуществляют активную и целенаправленную дискредитацию руководства Украины на международной арене, а также пропаганду сепаратистский идей».
Действия работников TIKA оцениваются как «прямое вмешательство во внутренние дела страны» и называются «способствующими подрывной деятельности этнических политических деятелей». Отметим, что TIKA — организация, созданная для продвижения идей Великого Турана за рубежом. В зоне её пристального внимания находятся бывшие советские республики Средней Азии, Закавказья и Крым.
Кроме того, СБУ информировала Киев, что деятельность Джемилева координировалась турецкими дипломатами и спонсировалась TIKA, влившей в «меджлис» с 2008 по 2012 годы $3 млн. При этом деньги шли не только на задекларированные цели, а также переводились напрямую «близкому кругу» Джемилева.
Напомним, глава турецкого МИД Чавушоглу в середине марта сообщил о необходимости продолжения финансирования «меджлиса крымско-татарского народа» на прежнем уровне — $2.68 миллиона в год. Из них, на ежемесячную зарплату Джемилеву выделяется $50 тыс., что на $10 тыс. выше его предыдущей зарплаты.
Кроме зарплат, часть суммы должна пойти на повышение эффективности работы СМИ ($800 тыс.), а также, на дальнейшую блокаду Крыма ($250−300 тыс.). При этом МИД Турции требует повысить финансовую отчётность и согласовывать все траты с турецким посольством в Киеве.
В прошлом году Анкара выделила $2.7 миллиона на поддержку крымско-татарского телеканала ATR, принадлежащего координатору т.н. «блокады» Ленуру Ислямову. Сумма поддержки вызвала удивление даже в Киеве, робко упрекнувшего Анкару в избыточном финансировании телеканала, поскольку Киев в 2015 году уже выделил на поддержку ATR $1.7 миллиона.
Кстати, деятельность Джемилёва была отмечена Анкарой высшей наградой — «орденом Турецкой Республики». Джемилев также числится Почетным доктором политических и социальных наук турецкого Сельджукского университета и Почетным доктором права турецкого Технологического университета в Гебзе.
Кроме того, по некоторым данным, у Джемилева имеется турецкий паспорт и имущество в Турции.
Необходимо особо отметить, что разоблачающие Джемилева документы датированы 2012−2013 годами, когда Крым был еще в составе Украины, однако никаких действий, направленных на пресечение подрывной деятельности Джемилева, предпринято не было. При этом, стоит отметить, что даже во времена Януковича пророссийские активисты в Крыму и в других частях Украины подвергались давлению и преследованию.
Появление документов не прошло незамеченным и в Крыму. «Неужели СБУ прислушалось к словам российских коллег об агенте влияния турецкий спецслужб Джемилеве? Пора бы уже украинскому государству сделать выводы из его „нежной дружбы“ с террористами и беглыми преступниками», — прокомментировал компромат вице-премьер Крыма Руслан Бальбек.
«У всех предателей своего народа одинаковый финал. Вот и Джемилев, по всей видимости, вышел на финишную прямую. Сначала обвинят в связях с турецкой разведкой, а потом посадят как жирафа в клетку», — заявил губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
— В предыдущие годы сотрудники СБУ не испытывали никаких иллюзий в отношении «меджлиса» и близких ему радикальных структур, вроде запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир», понимая их опасность для Украины, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Однако руки сотрудников Службы безопасности были связаны политическими интригами, политической целесообразностью, как ее понимали те или иные группировки, находящиеся во властных структурах Украины. Националистические политиканы охотно использовали «меджлис» как фактор раскола крымского общества, так и в погоне за голосами крымскотатарского избирателя. Например, Мустафа Джемилев избирался народным депутатом Украины то от Народного Руха Украины, то от ющенковской «Нашей Украины», то по списку тимошенковской «Батькивщины». Разумеется, эти партии — находились ли они на вершине властной пирамиды или в жесткой оппозиции — не позволили бы тронуть своего партнера по коалиции.
Положение стало меняться во времена президентства Януковича, когда «меджлисовцев» стали изживать из органов власти в Крыму, заменяя их лояльными к Партии регионов и адекватными крымскотатарскими политиками. «Меджлисовцы» называли их «могилевскими татарами» — по имени тогдашнего премьер-министра АР Крым Анатолия Могилева. Но эти меры по усмирению радикалов были нерешительными, куцыми и половинчатыми.
Характерный пример: осенью 2013 года в Симферополе должен был состояться международный форум «Хизб ут-Тахрир» *. У киевских и крымских властей не хватило духу действовать решительно и запретить его проведение. Поступили просто — в последний момент, как я полагаю, под нажимом СБУ, администрация симферопольского театра, где предполагалось проведение форума, в одностороннем порядке разорвала договор на его проведение. Конференция не состоялась, превратившись в небольшой митинг на одной из площадей крымской столицы.
«СП»: — Почему сейчас произошла утечка? Джемилева будут «сливать»?
— Смею полагать, что и в политическом руководстве современной Украины, и даже в СБУ, несмотря на мрачную репутацию, которая закрепилась за этим ведомством в последние два года, остались вполне разумные и адекватные люди, которым крайне не нравится избранный нынешним киевским режимом курс. В частности, планы по созданию на территории Херсонской области, на границе с Крымом, своеобразного меджлисовского «пашалыка», который будут контролировать не столько Киев, сколько Анкара и Джемилев сотоварищи, и который грозит превратится в настоящую «черную дыру».
Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать: такая «черная дыра», наводненная турецкими «серыми волками», крымскотатарскими и украинскими экстремистами, исламистскими радикалами — не только очередной шаг к расчленению страны при попустительстве киевских властей, но и может втянуть Украину в полномасштабную войну с Россией. И такая ситуация не может не тревожить вменяемых украинских политиков и правоохранителей, с подачи которых, судя по всему, и произошел вброс этих документов.
«СП»: — Один ли Джемилев? Или можно говорить о том, что весь «меджлис» является органом влияния Турции?
— В «меджлисе» было много разных людей — как падких на деньги карьеристов, так и искренних патриотов, стремившихся помочь своему народу в реабилитации и обустройстве в Крыму. Однако все же первую скрипку в «меджлисовском оркестре» играли как раз такие люди, как Джемилев, обслуживающие внешнеполитические интересы Турецкой Республики. И таких людей немало.
«СП»: — Каковы планы «меджлисовцев» на Крым? Действительно ли они хотят вернуть его в состав Украины или на самом деле хотят независимое государство или даже стать частью Турции?
— Планы «меджлисовцев» зависят от планов турецкой разведки MIT и хозяина «Ак-Сарая» — президентского дворца в Анкаре. Главари «меджлиса» несамостоятельны в своих действиях, поскольку кто девушку кормит, то ее и танцует. Не думаю, что Реджеп Таип Эрдоган, подобно Ельцину, задается по вечерам вопросам: «А что я сегодня сделал для Украины?» Но использовать «крымский фактор» и все иные возможности для натравливания Украины против России в Анкаре будут.
«СП»: — Будут ли документы СБУ учтены российскими властями? Станет ли это еще одним поводом в пользу запрета «меджлиса»?
— Полагаю, что эту документы примут к сведению, хотя они, по большому счету, и не были таким уж «секретом Полишинеля». А доводов в пользу запрета джемилевской лавочки и без рапортов украинских контрразведчиков более чем достаточно.
— Джемилёв интересен Киеву как один из переговорщиков с Турцией и Западом по антироссийской повестке, связанной, в частности, с «крымскими» санкциями, — уверен политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— В этой связи утечка о его сотрудничестве с турецкими спецслужбами, которое само по себе было секретом Полишинеля, вряд ли скажется на деятельности, которую ведёт Джемилёв.
«СП»: — То есть для Киева это нормально, когда депутат парламента и советник президента оказывается агентом другого государства, тем более, что спецслужбам это известно?
— До недавнего времени СБУ возглавлял Валентин Наливайченко, который был плотно связан с ЦРУ. И никого в постмайданной Украине это обстоятельство особенно не тревожило. Так почему теперь следует возмущаться связям Джемилёва, который занимает существенно менее ответственную должность?
Что же касается информации о сотрудничестве экс-лидера «Междлиса» с турецкими спецслужбами, то очевидно, что руководству Украины было про них известно. Однако это ведь главная, пожалуй, дилемма любой контрразведки: следует ли задержать человека, причастного к шпионажу, или лучше, напротив, дать ему полную свободу действий и следить за его активностью, получая ценные разведданные. Здесь очевиден второй вариант.
«СП»: — Почему, если СБУ давно знала, никто не мешал Джемилеву работать на Турцию, в то время, как пророссийские организации активно «прессовались»?
— Наличия в Крыму 10% крымско-татарского населения, часть из которого с симпатией относится к Турции, было явно недостаточно, чтобы рассматривать протурецкий сепаратизм как значимую угрозу для Украины. Другое же дело — пророссийские симпатии подавляющего большинства крымчан. Здесь СБУ работала очень активно. Тот факт, что в итоге Крым вернулся в состав России, не умаляет серьёзной работы по противодействию русским организациям Крыма и материковой Украины, которую вели спецслужбы страны.
«СП»: — Недавно в СБУ заявили, что запрет российского кино вреден для страны, теперь этот слив. Что в СБУ появились искренние патриоты, обеспокоенные безопасностью Украины?
— СБУ — та структура, которая с момента обретения Украиной независимости плотно курировала или, более подходящее здесь слово, опекала украинских националистов. В построении Украины как антироссийского проекта СБУ сыграла существенную роль. После государственного переворота февраля 2014 года единственная государственная структура, которая не ослабла, но усилилась, была именно СБУ. Из-за работы СБУ, в частности, «Русская весна» ограничилась Донецком, Луганском и собственно Крымом. Поэтому заподозрить СБУ в пророссийских симпатиях вряд ли возможно.
СБУ плотно сотрудничала и сотрудничает с ЦРУ. В том числе, конечно, и в связи с вопросами безопасности. Так что, повторюсь, свои функции украинские спецслужбы выполняют хорошо. Если мы, конечно, не вкладываем в это понятие обязательную пророссийскую ориентацию.
«СП»: — Каковы, по-вашему, планы Турции на Украине? Только ли использование ее против России?
— Согласно долгосрочному прогнозу Джорджа Фридмана из Stratfor, вся южная Украина в перспективе двух десятилетий подпадёт под полный или частичный контроль Турции. Правда, прогноз этот писался до изменения статуса Крыма, однако в любом случае есть, о чём задуматься.
Противостояние России не является единственным или даже основным вектором турецкой внешней политики. Политика Турции действительно многовекторна в силу хотя бы географического положения этой страны. И векторы эти включают как те территории, которые когда-либо контролировала Османская империя, так и тюркоязычные государства Средней Азии.
Украина интересна Турции как возможная площадка для размещения своих военных баз, которые, однако, скорее будут инструментом давления на Балканы, чем на Россию. Несмотря на членство и Турции, и многих балканских стран в НАТО, наличие собственно турецких военных баз на территории, близкой к Балканам, изменит в пользу Анкары баланс сил в регионе.
* «Хизб ут-Тахрир» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена