В Сирии формируется оппозиция, которая может стать более опасной для президента страны Башара Асада, чем повстанцы, которые воюют против него последние пять лет. Об этом сообщают такие западные СМИ, как итальянская газета La Repubblica, французская Le Figaro, немецкие издания Die Welt и Welt am Sonntag, британский канал BBC.
Отмечается, что алавиты якобы составили декларацию из 35 пунктов, где некие влиятельные семьи общины заявляют о своем дистанцировании от Башара Асада и призывают к диалогу с суннитской оппозицией. Имена авторов инициативы не разглашаются в целях обеспечения их безопасности, поскольку они живут на территориях, подконтрольных правительственным силам. Однако с некоторыми из них журналисты названных СМИ уже якобы встречались, и ими оказались представители духовенства, политики и даже военные. Сообщается, что к инициативе присоединилось «от трети до 40 процентов от всей общины алавитов».
В документе также говорится, что алавизм — третья модель ислама. Как пишут зарубежные СМИ, это было сделано специально «для поиска путей примирения с суннитами». Представители новой оппозиции также якобы заявили о своей готовности к переговорам со всеми представителями суннитской общины страны.
Действительно ли в Сирии формируется новая серьезная оппозиционная сила, но уже в алавитской общине, к которой, напомним, принадлежит сам Башар Асад?
Судя по всему, мы имеем дело с определенной интерпретацией ситуации частью западного экспертного сообщества, которая ищет рецепт по устранению Асада от власти, говорит старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
— Конечно, среди некоторой части алавитов, в основном — интеллигенции, есть некое недовольство президентом. Впрочем, как и в любой элите. В САР такие процессы связаны в том числе с переделом постов, ресурсов, которые идут из Ирана. Но говорить о том, что против Асада в среде алавитов вызрела серьезная оппозиция и завтра возможен переворот — сильное преувеличение. Для алавитов такой сценарий равносилен самоубийству. Отмечу, что и среди друзов есть некие антиасадовские силы (среди которых может быть и наберется рота настоящих друзов). В общем, ставка на раскол опоры Асад идет, но пока она не достигла серьезного влияния.
У алавитов как у людей, которые сотни лет живут во враждебном окружении, уже давно выработался определенный иммунитет к подобного рода вбросам со стороны Запада. А идеи вбрасываются разные, в том числе и такие, мол, под нашим патронажем вы снова подружитесь с суннитами
Вопрос — а с какими вообще суннитами сейчас могут договориться алавиты? Из «Исламского государства» * или «ан-Нусры» **? Сейчас ни о каких умеренных суннитах в САР речи не идет. Те, с кем приходится взаимодействовать — это силы, которые на самом деле настроены на уничтожение и порабощение алавитов. Основная часть суннитов вообще не признает их мусульманами, а тем более салафиты и ваххабиты.
Красной чертой, после которой возможно серьезное недовольство Асадом вплоть до серьезных выступлений, была бы потеря контроля над Алеппо и Дамаском, но этого нет. Более того, последние месяца при поддержке союзников сирийскому президенту удалось достичь некоторых результатов. Другое дело, что Башар Асад демонстрирует прежнюю упрямость в деле «спасения единой и неделимой Сирии», я имею в виду его нежелание соглашаться на курдскую автономию, которая отчасти могла бы стать спасением для страны. К сожалению, он на это не идет, и здесь мы видим залог для продолжения конфликта.
Проработавший в Сирии больше 10 лет востоковед, заместитель руководителя отдела канала «Русия аль-яум», автор книги «Вся Сирия» Сергей Медведко замечает, что некоторое недовольство Асадом среди алавитов действительно существует.
— Династия Асада правит Сирией с 1970 года. И как бы себя искусно не вели лидеры, в любом случае всегда есть запрос на сменяемость власти. Так что такие идеи действительно витают в воздухе, в том числе и среди алавитской общины. Другое дело, что в условиях войны уход Асада привел бы к трагическим последствиям — истреблению не только алавитов как части сирийского общества, но и христиан.
Башар Асад говорит о том, что готов к проведению досрочных президентских выборов. И насколько я могу судить из личных впечатлений, он действительно не держится за власть и привилегии. Он много времени провел на Западе и понимает ценность преобразований. Помню, как он, приехав из Англии и став президентом, разрешил в стране частные газеты, кабельные телеканалы и FM-радиостанции без цензуры, легализовал НКО и правозащитные группы. Этот период известен как «Дамасская весна»… Но Башар Асад также понимает, что уйти с поста в условиях гражданской войны — значит, отдать страну на уничтожение.
По моему мнению, Башар Асад — это довольно трагическая фигура. Он не смог перемолоть доставшуюся ему по наследству неповоротливую партийно-бюрократическую систему и справиться с засильем спецслужб, которых в Сирии насчитывается более 10. Не Асад отдавал приказы расстреливать демонстрации — во многом эта была инициатива генералов, которые пытались на месте задавить волнения.
Сирийский журналист-международник Аббас Джума говорит, что обсуждаемая декларация неких влиятельных алавитских семей — это откровенная деза со стороны Запада.
— Сообщения о том, что алавиты якобы начинают отдаляться от Асада, начали появляться в конце марта-начале апреля. Что неслучайно, поскольку на 13 апреля в стране назначены парламентские выборы. Данная декларация — это попытка игры на религиозных чувствах сирийцев. По моему глубокому убеждению, вражда между алавитами и суннитами — это не какая-либо фундаментальная особенность, а именно отголоски сирийской войны. Надо сказать, что Башар Асад никогда не ставил алавитскую общину во главу угла. Кстати, многие из алавитов - это бедные и малообразованные люди.
Также интересно, как западным журналистам удалось подсчитать, что к т.н. декларации присоединилось 40 процентов от всей общины, учитывая, что сейчас большинство мужчин-алавитов находится в армии и, кстати, воюет с исламистами под лозунгом: «За Асада!». Конечно, в Сирии среди алавитов есть люди, которых не устраивает Асад как президент (некоторых я лично знаю), но это не говорит об их готовности к немедленному свержению режима. Они просто высказывают альтернативную точку зрения.
И, наконец, скажу о главном аргументе, который говорит в пользу того, что декларация — это намеренная дезинформация, устроенная западными провокаторами. В Сети существует арабоязычное открытое письмо-опровержение. В нем влиятельные алавитские духовные лидеры прямо говорят, что обсуждаемая в западных СМИ декларация — откровенное вранье, пропаганда накануне парламентских выборов. В письме отмечается, что алавиты не могут выступать против Асада, поскольку он не сбежал из страны, продолжает защищать общину и бороться с терроризмом.
* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** - «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.