Александр Захарченко планирует «прямую линию» с жителями несостоявшейся народной республики
На будущей неделе, 28 апреля, в нижней палате парламента Франции — Национальном собрании — пройдет обсуждение резолюции об отмене антироссийских санкций. Документ, как сообщали ранее французские СМИ, был внесен от Республиканской партии Николя Саркози и «Национального фронта» Марин Ле Пен, представителям которых удалось собрать необходимое для начала дискуссии количество подписей парламентариев.
Автор резолюции — республиканец Тьерри Мариани. Тот, что летом прошлого года возглавлял делегацию французских депутатов, посетивших Крым вопреки воле Киева. И сравнил полуостров с югом Франции, где находится Лазурный берег.
По мнению Мариани, ограничительные меры противоречат «основам франко-российских отношений», вредят экономическим и политическим интересам самой Франции, а также нарушают некоторые пункты международного права. Он пишет, что разрыв контракта по «Мистралям» обошелся бюджету его страны в 1,2 млрд. евро. Кроме того, антироссийские санкции бумерангом ударили по французским фермерам — только на свиноводстве они потеряли 100 млн. евро за год, когда РФ в качестве ответных мер ввела запрет на экспорт живых свиней.
В том, что политика остракизма в отношении России «противоречит интересам ЕС как в геостратегическом, так и в экономическом плане» убеждена и лидер французских «правых» Марин Ле Пен. В недавнем своем интервью румынскому изданию Adevărul, на которое ссылается ИА ТАСС, она назвала санкции против России нелепостью и высказалась против их продления.
И надо сказать, что подобную позицию разделяют сегодня во многих странах — изначального единства относительно санкционного давления на нашу страну в Евросоюзе уже явно нет. Потому что эти меры оказались палкой о двух концах, больно ударившей не только по России, но и по тем, кто хотел ее таким образом «наказать».
На данный момент за пересмотр антироссийских санкций выступают представители Франции, Италии, Австрии, Греции, Кипра, Словакии, Чехии, Венгрии и еще ряда стран.
Другой вопрос: насколько им удастся убедить остальных членов ЕС — прежде всего, страны Прибалтики, Польшу и Великобританию — в бесперспективности политики ограничений в отношении нашей страны? Следующий «раунд» дебатов на этот счет запланирован на июнь 2016 года, когда пройдет очередной саммит Евросоюза.
Пока же оппоненты Саркози и Ле Пен в парламенте Франции заявили, что сделают все возможное, чтобы резолюция республиканцев была заблокирована на начальном этапе и не дошла до Сената.
Александр Захарченко планирует «прямую линию» с жителями несостоявшейся народной республики
— Расклад политических сил в Национальном собрании, к сожалению, не в пользу авторов документа, — считает ведущий сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. — Насколько мне известно, там только одна представительница партии Марин Ле Пен — это Марион Маришаль-Ле Пен, племянница председателя «Национального фронта». Еще есть один независимый депутат, который придерживается таких же взглядов. Больше никого нет. Хотя партию «Национальный фронт» поддерживает почти треть населения республики.
Эта резолюция была инициирована полностью фракцией республиканцев. Но они находятся в оппозиции. Большинство в парламенте принадлежит социалистам и коалиции левых сил.
Но в плане медийном, конечно, этот шаг имеет большое значение. Потому что показывает: часть депутатского корпуса Франции настроена если не пророссийски, то не так, как большинство европейцев и США. И выступает за то, чтобы пересмотреть санкции в отношении России.
Здесь стоит отметить и роль Сената Франции. Делегация во главе с его председателем Жераром Ларше, кстати, недавно побывала в Москве. Ее принимали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и президент России Владимир Путин.
Это тоже важно, что члены высшей палаты французского парламента с пониманием относятся к ситуации, к кризису в отношениях России и Запада, и стараются найти выход из тупика.
«СП»: — А какие возможности у Парижа в этом смысле повлиять на Брюссель?
— Что касается отмены санкций, то, я думаю, здесь — несмотря на то, что многие страны считают эти меры контрпродуктивными — играет роль круговая порука. И не удастся «продавить» решение о снятии санкций.
Значительная часть стран ЕС настроена по отношению к нашей стране крайне отрицательно — русофобски. Это, как известно, Польша, особенно с учетом своего нового правительства. Это страны Балтии, и некоторые скандинавские страны. Поэтому если потребуется коллегиальное согласие, то шансов на то, чтобы эти санкции отменили, нет.
Не будем забывать и о влиянии США, которые «прогибают» Европу и свою позицию не собираются менять.
Так что на беды французских фермеров (и не только фермеров, но и промышленников), я думаю, вряд ли кто-то обратит внимание.
А нам нужно свыкнуться с той мыслью, что это надолго. И не ждать, что скоро все отменят, и мы заживем хорошо. Даже если санкции снимут, наши проблемы останутся. Поэтому не надо ждать каких-то милостей от ЕС, надо самим работать и расшивать узкие места нашей экономики. Нам, если хотите, требуется экономический рывок. Новый курс. Или новая индустриализация.
«СП»: — Получается, политика побеждает экономическую выгоду. Непонятно, почему особенно яростно за сохранение санкций выступают страны Прибалтики, которые от ответных мер пострадали больше всего? Где тут логика?
— Это зависимые страны. Говорить о самостоятельной внешней политике малых государств вообще не стоит. Прозападная политическая элита, которая там доминирует, настроена русофобски. Она нормально живет, получая преференции от Запада. Но ее мало волнует, как живет население. А в Латвии к тому же четыреста тысяч русских вообще лишены права голоса. То есть, особого риска получить какие-то «черные шары» на парламентских выборах нет.
Запад называет это демократией. Но это двуличие и вопиющие двойные стандарты нас уже, конечно, не удивляют. Зато они, видимо, приемлемы для Запада.
Получается, что они действуют по принципу «назло маме отморожу уши». А значит, искать здесь какие-то экономические резоны и логику вообще не имеет смысла. Это чисто политические решения. Ну, за эти решения приходится им платить. Пусть платят.
Нам от этого, конечно, не лучше. Особенно бравировать, что у нас все хорошо в экономике, мы не можем. Наоборот, кризис — чего говорить. И жизненный уровень падает. Тем не менее, мы удар держим. И это очень важно для нас чисто психологически.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, д.и.н. Андрей Володин, в свою очередь, уверен, что санкции будут сняты:
— Но не в одночасье. Это процесс, а не единовременный акт. И, как мне кажется, очень правильно в этом смысле сказал директор нашего института Александр Дынкин — что санкции будут отменяться сами собой, о них постепенно забудут.
Но демарш, который предприняли французские депутаты, имеет очень важный демонстрационный эффект. Потому что санкциями недовольны не только французские фермеры, но и фермеры других стран.
Не будем забывать, что в настоящее время в Западной Европе это более организованная и политически консолидированная сила, чем рабочий класс. И они могут доставить очень большие неприятности тем партиям, которые выступают за сохранение санкций.
Кроме того, прямой материальный ущерб, видимо, действительно, перешел уже допустимые границы и активизировал не только республиканцев, но и другие силы в обществе.
Второй важный момент состоит в том, что Франция ориентируется не только на свою позицию, но также на позицию других стран, которые выступают за отмену санкций.
Это, в частности, Италия. Здесь ситуация еще более сложная для сторонников санкций. Потому что никаких убедительных аргументов в пользу продолжения политики ограничений они предъявить не могут. Минские соглашения не выполняются, прежде всего, — я имею в виду формальный момент — украинской стороной, что в недавнем телефонном разговоре с президентом США подчеркнул президент России. А каких-либо других причин — уже даже по формальным признакам — не существует.
«СП»: — А Крым?
— Никто всерьез не думает о возвращении Крыма в пространство Украины. Это вопрос решенный. И на Западе это все прекрасно понимают.
Поэтому демарш французских депутатов будет иметь не столько институциональное значение — т.е. последствия (отменят или не отменят) — он начинает создавать ту критическую массу, которая может заставить западные политические круги отменить свое решение.
«СП»: — Как себя поведет Германия?
— За санкции — Меркель. Но ей приходится сражаться на нескольких фронтах. Первый фронт — это противники бесконтрольной миграции, которые на недавних выборах в трех федеральных немецких землях получили очень существенную поддержку населения. Второй — это попытки отстоять свои позиции как федерального канцлера на фоне резкого падения рейтинга и возрастающей критики. И третий фронт — это как раз санкционная политика, поскольку сама Меркель выступает одним из наиболее активных ее сторонников.
При том, что Германия — страна, которая больше других стран Западной Европы зависит от внешнеэкономических связей, т.е. от экспорта.
Каковы последствия провала переговоров в Дохе для России и мира?
Поэтому, я думаю, что движение в сторону отмены будет. Но движение будет постепенным. Можно сказать, чем менее заметным оно будет, тем лучше и для Западной Европы, и для нас. Имеется в виду — без всяких политических крупных потрясений.
«СП»: — Примут ли такой сценарий, к примеру, страны Балтии, или Польша? Ведь больше других оказались в минусе, а отказываться от санкций не хотят…
— Это отдельная тема. Надо понимать, что с теми геополитическими сдвигами, которые произошли в последние десятилетия, бывшие социалистические страны и республики потеряли свой важный геополитический статус, и для бывшего Советского Союза, и для нынешнего Запада. Вернуть себе этот статус они не могут. Нет у них большого веса ни в европейской, ни, тем более, в мировой политике.
Что касается их внутриполитических мотивов, то это элементарная попытка консолидировать политический режим внутри страны с помощью надуманной угрозы — так называемой возможной «российской экспансии». Прием не новый. Вполне эффективный. Но вряд ли он может действовать эффективно на протяжении длительного времени.