ФСИН бьет тревогу: СИЗО страны переполнены
Главная задача внешних и внутренних врагов России — возродить сепаратистские настроения в регионах, расшатать Федерацию и создать предпосылки для развала страны. Такое умозаключение озвучил в ходе пленарного заседания Госдумы во вторник, 17 мая, член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, экс-глава ФСБ Николай Ковалев.
По его мнению, сегодня тактические цели тех, кто открыто действует против России за рубежом, и тех, кто активизирует прорывную работу внутри страны, практически полностью совпали.
Ковалев отметил, что нельзя «полагаться на судьбу». И в этом свете, по его мнению, создание Национальной гвардии — хорошая мера против роста сепаратизма и даже против приближения НАТО к границам России.
— Ясно, что уже наступил большой электоральный цикл, который продлится до 2018 года, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
— Это время, когда власть в любой стране наиболее уязвима. Внешние игроки, то есть Запад, недовольны нынешней российской властью, в первую очередь в связи с нашей позицией по Крыму и Донбассу. Да и внутри российской политической элиты есть те, кто хотел бы, чтобы всё вернулось к «дружбе с Западом» за счёт наших уступок. Эти силы попытаются использовать нестабильную предвыборную ситуацию в своих интересах. Именно поэтому у нас происходит консолидация рычагов управления в руках президента и тех лиц, которым он лично доверяет. Именно поэтому во главе Национальной гвардии поставили Виктора Золотова. И в целом появление Нацгвардии в контексте ответов на существующие вызовы вполне логично.
«СП»: — Почему вообще время от времени выплывает тема сепаратизма в стране, которая по нормам ООН близка к мононациональной?
— В Советском Союзе, что ни говори, удалось создать общность, условно говоря, «человек советский». То есть национальные отличия у большинства людей отступали на задний план. Сейчас же пока нет наднациональной идеи, которая бы объединяла разные этносы. Есть отдельные фигуры, объединяющие нацию. В первую очередь — это Владимир Путин. Кроме того, большинство населения всё же действительно ощущает себя русскими.
Тем не менее, именно отсутствие наднациональной идеи делает ситуацию уязвимой. Сибиряки, например, охотно верят, когда им говорят, что их обирает федеральный центр, получая большую часть прибылей от продажи природных богатств. Проблема существует даже в тех регионах, где, как я сказал, русские составляют большинство.
«СП»: — Можно ли решить эту проблему силовым путём, с помощью той же Нацгвардии?
— Нет, Нацгвардия, это структура, которая создаётся больше для пресечения внутриэлитного переворота. А проблема сепаратизма в России в ближайшее время будет носить не столько этнический, сколько социальный характер. Определёнными силами будет раздуваться тема: регионы против столицы. Дескать, Москва жирует, обирает. Эта же тема эксплуатировалась и в девяностые годы.
В данной ситуации этот вид сепаратизма ещё опаснее, чем прежде. Если рецессия и экономические проблемы затянутся ещё лет на память, дело может дойти до отделения некоторых регионов. Год-два люди еще готовы терпеть экономические трудности. А вот потом их недовольство будет искать выхода в протестах и поддержке порой деструктивных сил. Чтобы этого не случилось, россиянам надо дать ощущение справедливости. Сейчас же многие уверены, что элита у нас жирует, а реальные трудности испытывают обычные граждане.
— Силовые методы должны применяться в крайних случаях. Сами по себе они ничего не решат, — считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
— Наоборот, злоупотребление ими может привести к тому, что недовольство центральной властью в регионах будет усиливаться. Надо начинать с решения социальных проблем. Дайте, наконец, людям возможность зарабатывать там, где они живут. Создайте для этого хотя бы минимально необходимые условия, дальше они сами справятся.
В стране у нас около двух тысяч административных районов. В среднем лишь 30 процентов рабочих мест в регионах можно назвать качественными, достойными. А реальная безработица на местах достигает 50 процентов. Да, люди вынуждены, чтобы хоть как-то прокормить себя и семьи выезжать в мегаполисы, работать.
ФСИН бьет тревогу: СИЗО страны переполнены
На мой взгляд, основной рецепт борьбы с сепаратизмом и недовольством федеральным центром — создание рабочих мест достойной занятости (есть в научном мире такой термин). И чем дальше правительство пассивно ведёт себя в борьбе с экономическим кризисом, откладывает создание новой экономики страны с опорой на развитие собственной промышленности, тем ситуация больше раскачивается. Поэтому промышленный прорыв как раз мог бы сконцентрировать энергию людей на созидании.
«СП»: — С того момента, когда два года назад в стране начались первые серьёзные экономические трудности, выросли ли сепаратистские настроения среди жителей регионов?
— Я бы сказал, что растут пока настроения, которые при определённой политтехнологической «доработке» могут стать сепаратистскими. На самом деле определённые группы людей с сепаратистскими настроениями есть в большинстве субъектов федерации России. Их мало, но они в нужный момент всегда получают финансовую и не только поддержку из-за рубежа. Они начинают муссировать идеи разных региональных республик, которые должны получить прав не меньше чем Чечня