Порошенко хочет, чтобы украинцы забыли о трагедиях в Иловайске и Дебальцево
Президент Украины Петр Порошенко 23 мая совершил рабочий визит в Турцию. Хотя официально Порошенко прибыл в Стамбул для участия во Всемирном гуманитарном саммите ООН, он провел и встречу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, а в официальную делегацию включил лидеров запрещенного в России крымско-татарского меджлиса Мустафу Джемилева, Ленура Ислямова и певицу Джамалу, которые к гуманитарному форуму ООН имеют весьма слабое отношение.
Как сообщила пресс-служба украинского президента, во время встречи с Эрдоганом было достигнуто соглашение о том, что в ближайшее время три тысячи полицейских из «незалежной» пройдут обучение в Турции. Порошенко отметил, что это «очень эффективная форма сотрудничества между полицейскими двух стран», и подчеркнул, что в рамках тренинговой программы «Обучи и оснасти» полицейским будет предоставлено соответствующее оборудование.
Помимо этого президенты согласовали ряд других документов — соглашение о взаимной защите инвестиций, соглашение об избежании двойного налогообложения, и договорились ускорить переговоры о создании зоны свободной торговли между странами.
Неделю назад, 16 мая между странами было заключено еще одно важное соглашение — подписан имплементационный план военного сотрудничества Вооруженных сил Украины и Турецкой Республики, «содержащий практические шаги, направленные на наращивание оперативных возможностей» ВСУ. План определяет направления военного сотрудничества между вооруженными силами двух государств вплоть до 2020 года, в том числе реформирование и оборонное планирование, образование и подготовку войск, консультативно-совещательную помощь, сотрудничество между видами вооруженных сил и так далее. Предполагается, что все это поможет Украине подготовиться к вступлению в НАТО к 2020 году.
Отношения между Турцией и Украиной резко активизировались после конфликта между Анкарой и Москвой из-за сбитого российского самолета. С осени 2015 года высокопоставленные лица Турции и Украины уже по нескольку раз успели совершить взаимные визиты. Порошенко был в Анкаре совсем недавно, в марте, и, как рассказывала «СП», тогда президенты стран тоже много говорили о военном сотрудничестве и зоне свободной торговли. Кроме того, 7 марта были проведены совместные тактические учения турецких и украинских ВМС в Мраморном море.
Порошенко хочет, чтобы украинцы забыли о трагедиях в Иловайске и Дебальцево
Как видим, контакты между странами нарастают. Более того, стороны выдвигают новые и вполне конкретные инициативы вроде обучения украинских полицейских турками и оснащение их всем необходимым. Вполне возможно, что следующим шагом станет обучение и экипировка уже украинских военных. Вот только это вряд ли положительно скажется на и без того шаткой ситуации внутри Украины, а, кроме того, вряд ли понравится западным спонсорам Киева. К чему же приведет крепнущий украинско-турецкий союз?
— Турция — член НАТО, — напоминает ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов. — Ни одна страна блока не может создавать самостоятельные военные альянсы без согласия вышестоящей структуры. Украина не входит в НАТО и даже не является кандидатом на вступление. Поэтому все эти планы — пустые разговоры, как и переговоры о зоне свободной торговли. Для того чтобы ее создать, нужны не только те, кто готов что-то продать, но и те, кто способен что-то купить. Что готова покупать Турция у Украины и что может покупать Украина у Турции? Это бумажные договоры, которые существуют только в речах чиновников.
А вот что касается полицейских сил — это существенно, это именно то, что нужно Украине. Это, конечно, ирония. Сейчас весь Евросоюз, США и другие страны обвиняют Турцию в чрезмерном применении силы, карательных акциях, удушении свободы слова и так далее. Как вы понимаете, на практике все это осуществляется не руками чиновников или депутатов парламента, а силами безопасности и спецслужбами, напрямую подконтрольными президенту Турции. И вот теперь турки будут готовить украинскую полицию. Такое соглашение еще больше закроет для Украины дорогу в Европу. В Брюсселе очень «порадуются», что зажимающая всех и вся турецкая полиция поучит этому украинскую.
«СП»: — Для чего Порошенко взял с собой лидеров так называемого меджлиса?
— Несомненно, и Турция, и Украина будут сейчас всеми силами раздувать крымско-татарскую проблему. Дошло даже до странных заявлений о том, что крымско-татарская автономия может быть создана на территории Херсонской области. И это при том, что именно Киев ликвидировал в свое время автономию Крыма. Это и политическое нагнетание, и козырь в рукаве.
Думаю, заявления о создании крымской автономии вне Крыма без согласования с турецкими братьями лидеры меджлиса вряд ли бы осмелились сделать. Это массовка и кордебалет, который должен создавать постоянный информационный повод. Анкара может поддержать все, что угодно, но вряд ли это обретет реальные черты. За такими декларациями не стоит реальный политический проект, но им нужно выдавать эти новости за реальность. Сегодня они говорят, что вот-вот вернут Крым, а завтра заявляют, что будут создавать автономию вне полуострова. Это прекрасно демонстрирует, насколько «серьезно» проработан и один, и другой проект. Это обычная информационная болтовня.
«СП»: — Кстати, ООН не смущает, что гуманитарный саммит используется некоторыми для решения своих задач?
— Всемирный гуманитарный саммит задумывался три года назад. И тогда это была очень хорошая и дельная идея. Но сейчас в силу внешних обстоятельств и происходящих событий он фактически провалился. Из лидеров влиятельных стран там присутствовала только Ангела Меркель, да и она, кажется, не совсем понимала, что там делает. У исполнителя роли Джеймса Бонда Дэниэла Крейга, который в качестве посланника ООН тоже принял участие в саммите, как оказалось, было больше чего сказать, чем у Меркель.
Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова полагает, что сближение Украины и Турции будет продолжаться.
— Что касается усиливающихся контактов между Киевом и Анкарой в целом, эта дружба построена на наличии общего врага в лице России и на том, что между собой сближаются два политических «лузера». От Эрдогана уже отворачивается Евросоюз, потому что его поведение и заявления, что Турция не намерена выполнять требования ЕС по приведению своего законодательства в соответствие с европейскими нормами, переполнило чашу терпения европейских лидеров. Они заявили, что соглашение по обмену мигрантов будет поставлено под вопрос, а введение безвизового режима с 1 июня, как это было оговорено ранее, невозможно. К Эрдогану крайне прохладно относится и американская администрация. К тому же, он давно уже испортил отношения с большинством стран Ближнего Востока, а теперь еще и вступил в конфронтацию с Россией.
Для Эрдогана крайне важно на фоне врагов, которые, как он считает, окружают Турцию, найти хотя бы одну страну, с которой можно развивать сотрудничество и говорить о позитиве. Такой страной стала Украина, которая, как и Турция, имеет огромные внешние и внутренние проблемы. Думаю, это сближение будет продолжаться и дальше, но ожидать от него прорывных решений в плане сотрудничества между странами вряд ли возможно. Хотя бы потому, что обе страны испытывают очень серьезный политический внутренний кризис. У Украины это проблема Донбасса, у Турции — курдов и внутренней оппозиции.
«СП»: — Могут ли стороны пытаться разыграть так называемую «крымскую карту»?
-Это действительно очень опасная тенденция. После того, как Турция испортила свои отношения с Россией, она активизировала действия в Крыму. Собственно, Анкара и не скрывает, что поддерживает крымских радикалов, которые выступают против присоединения полуострова к России. Это серьезная угроза, но, думаю, для того, чтобы остановить эту политику Турции, прежде всего, будут работать наши спецслужбы.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов не считает, что турецко-украинский альянс может представлять угрозу для России.
— Это альянс хромого со слепым. Ни одну войну турецкая армия не выиграла. Сейчас он воюют против курдов, и проигрывают это противостояние. В стране, тем временем, царит террор, полиция, разведка и силовые службы с ним не справляются. Чему они смогут научить украинцев?
На саммите НАТО в Варшаве будет представлен оборонный бюллетень Украины
Страны, обиженные на Россию, такие, как Грузия, Азербайджан, Украина, а теперь еще и Турция, действительно пытаются создать между собой некое подобие альянса. До этого они группировались в ГУАМе, в Восточном партнерстве. Но при этом процесс деградации самих этих государств усиливается. Турция сейчас, как и Украина, стоит на пороге потери контроля над частью своей территории. А вот их надежда на то, что Запад будет изолировать Россию, не оправдываются. Как бы плохо ни складывались наши отношения, у нас есть связи с США по сирийскому урегулированию и Карабаху. Кроме того, работает «нормандская четверка», которая только вчера договорилась о вводе полицейской миссии в Донбасс. Фактически это значит, что Украину принуждают признать потерю контроля над Луганском и Донецком. Вместе с тем, усиливаются центробежные тенденции в Днепропетровской, Харьковской, Одесской областях.
Поэтому я не думаю, что контакты между Турцией и Украиной представляют опасность для России. «Крымскую карту» разыгрывать надо было раньше, но Украина упустила этот момент. Они могут немного «побузить», но ничего серьезного им не светит, и турки это тоже понимают. Точно так же было с Грузией, которая утратила контроль над Осетией и Абхазией. Такая активность — это просто раздражающий фон, который носит антироссийский характер. Вот только Россию он особо не раздражает. При всех внутренних и внешних сложностях, это сегодня не представляет угрозу для нашей страны.