Оружие из зоны боевых действий в Донбассе не только расползается по всей Украине, но и нелегально поставляется в Европу, в Россию и даже на Ближний Восток. Об этом в понедельник, 25 июля пишет Reuters.
Авторы статьи под названием «Украина после войны становится сокровищницей для черного рынка оружейной торговли» утверждают, что пообщались с сотрудниками СБУ и ополченцами, а также изучили данные правоохранителей и судебные документы, которые показали, что оружие уходит из зоны конфликта на востоке Украины в огромном количестве, причем с обеих сторон конфликта. При этом речь идет как о частных случаях, так и об организованных поставках.
Оружие с Украины направляется не только в Европу, но и в такие страны, как Ирак, Сирия и Ливия, где есть потребность в больших объемах тяжелого вооружения, что привлекает торговцев-нелегалов. По словам эксперта Марка Галеотти, транспортировка может осуществляться через порт Одессы и далее через Балканы, а также через российский Северный Кавказ.
В статье также утверждается, что нерегулярные украинские формирования (скорее всего, речь идет о так называемых «добровольческих батальонах») часто не ведут должного учета оружия в своих арсеналах, а командиры не могут заставить солдат сдать оружие, когда те увольняются. Авторы отмечают, что для того, чтобы скрыть вывезенное из зоны боевых действий оружие, создаются частные склады и тайники. Такой тайник, в частности, обнаружили в марте этого года в одном из гаражей в Славянске. При этом демобилизованные военнослужащие часто прихватывая с собой оружие — «для охоты», «для друга в подарок»
Украинские спецслужбы признали проблему контрабанды оружия. «Конечно, любой, у кого есть желание и средства, может войти в этот бизнес — организованные преступные группировки всегда торговали оружием», — рассказала агентству пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. Она добавила, что «теперь канал покупки незаконного оружия расширился».
Кроме того, по ее словам, изменился и ассортимент нелегального оружия. По ее словам, если раньше силовики изымали «пистолеты и ружья, которые люди держали в коллекции или для охоты», то теперь «изымаются гранатометы и упаковки тротила».
Напомним, в сентябре 2015 года в СБУ заявили, что начальники одной из частей украинской нацгвардии вывозили из зоны боевых действий в Донбассе боеспособную военную технику, списывая ее как боевые потери. 22 июля текущего года Генпрокуратура Украины сообщила о том, что заместитель командира 53-й отдельной механизированной бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ) был задержан за продажу боеприпасов в Донбассе. 6 июля сотрудники надзорного ведомства обнаружили на базе полка особого назначения украинской полиции «Днепр-1» большое количество незаконно вывезенного из зоны конфликта в Донбассе оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В начале июня сообщалось о задержании на границе Украины с Польшей гражданина Франции с грузом контрабандного оружия (три гранатомета, несколько автоматов Калашникова и более 100 кг взрывчатки), которого украинские правоохранители назвали террористом, направлявшимся во Францию с целью совершения теракта во время чемпионата Европы по футболу. Однако, по мнению их французских коллег, речь шла именно о контрабанде.
Напомним также, что в ноябре 2015 года сообщалось, что в Кувейте группа террористов пыталась приобрести ПЗРК для боевиков ИГИЛ*. Руководитель группировки гражданин Ливана Усама Хаят признался, что он заключал сделки по приобретению оружия на Украине, которое позднее, также через Турцию, переправлялось в Сирию.
— Украина после победы «Майдана» стала перевалочным пунктом для террористов всех мастей, — говорит директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— А уж оружия теперь там можно приобрести любое, и в любых количествах. Украина и раньше была одним из лидеров по поставкам на черном рынке оружия, а когда началась бойня под названием «АТО» — и подавно.
«СП»: — Где Ближний Восток, а где Украина? Если Украина умудряется столько стран обеспечивать оружием, зачем она все время клянчит у Запада?
— Да для того и клянчит, чтобы находящиеся у корыта могли наживаться на перепродажах оружия и дальше. При этом журналисты Reuters явно домыслили тот факт, что украинское оружие в основном идет на Ближний Восток. Они сделали этот гипотетический вывод на том основании, что, мол, рынок оружия в Европе переполнен после войн в бывшей Югославии. Я же не сомневаюсь, что с Украины сейчас и в Европу немалый поток идет.
«СП»: — Насколько украинская власть вовлечена в процесс?
— Запомните, практически каждый, кто требует возобновления широкомасштабной военной операции в Донбассе, так или иначе замешан в этой схеме. Это и представители власти, и генералы, и боевики «добровольческих батальонов», которых помянул в своей статье журналист Reuters.
«СП»: — А власти республик насколько, по-вашему, способны справиться с этой проблемой? По словам Басурина, возможно, в какой-то момент такое и было, но то, что это делалось спланированным образом, это чепуха…
— С проблемой неконтролируемого распространения оружия в зонах конфликта справиться тяжело любой власти. Так было и будет всегда. Что является лишним доводом к скорейшему завершению этой безумной авантюры, которую начал Киев два года назад, бросив против городов Донбасса армию.
«СП»: — Судя по сводкам криминальной хроники, ситуация с безопасность внутри Украины очень сильно ухудшилась за эти два года. Есть ли предел? Что может в будущем ждать Украину при дальнейшем развитии подобных событий?
— Можно не сомневаться, что криминальная волна, которая уже накрыла Украину, будет нарастать. Чем дольше будет длиться война, тем сильнее. Но даже если она, дай бог, когда-нибудь закончится, ее последствия будут долго аукаться для населения. Без жестких мер по отношению к украинским боевикам, уже не умеющим жить без мародерства, грабежей и насилия, не обойтись. Пока же мы видим, как генпрокурор гладит по головке мародеров прямо в зале суда и заявляет о всепрощении.
— Как и в любой горячей точке, на Украине, разумеется, нелегально торгуют оружием, — не сомневается идеолог партии «Родина» Федор Бирюков.
— Так что сегодня эта территория является если не «сокровищницей», то точно — очередным региональным черным рынком вооружений, что просто неизбежно при любой войне. По моим данным, участники т.н. «АТО» выставляют на продажу около 20% имеющегося оружия. Причем среди покупателей есть и ополченцы Донбасса, которые прагматично пополняют свои запасы у своих же противников. В этом проявляется мрачная ирония гражданской войны. В условиях странного киевского «перемирия» оружие не падает в цене, спрос на него сохраняется, особенно в Донбассе, жители которого по-прежнему вынуждены обороняться от нападений бандеровцев. На рынке «АТО» есть разный товар: и современные западные образцы, и оставшиеся с советских еще времен «трофеи».
«СП»: — Способна ли украинская власть что-то изменить? Может ли она взять ситуацию под контроль?
— Нынешние киевские власти больше занимаются самопиаром, нежели контролируют ситуацию. Что они сделают? Арестуют каждого командира и каждого солдата, уличенного в нелегальной торговле оружием? А кто тогда останется на линии фронта? Кроме того, Киев уже неоднократно сталкивался с бунтами среди силовиков, и такие конфликты сегодня абсолютно не нужны этой власти. Она слишком слаба, чтобы противостоять своим же вооруженным подразделениям. Для Киева проще смотреть на черный рынок оружия в «зоне АТО» сквозь пальцы, реагируя лишь на отдельные эпизоды. Впрочем, это, повторю, типично для любой горячей точки и любой страны, расколотой гражданской войной. Порядок и в армии, и в целом в стране придется наводить уже совсем другой власти.
«СП»: — Действительно ли обе стороны могут быть причастны к этому? Можно ли говорить о вовлеченности неких глобальных игроков и их контроле над процессами?
— Я не сторонник теории заговоров и прочей конспирологии. В принципе, что на войне, что в торговле молоком присутствуют интересы тех или иных глобальных игроков — стран или производственных корпораций
«СП»: — Есть ли сегодня способ прикрыть эту «чёрную дыру»?
— Тут только один способ: по-настоящему прекратить войну между Киевом и республиками Донбасса, отвести все украинские войска от Новороссии, расформировать все карательные батальоны, добиться максимального разоружения гражданского населения и демилитаризации этой территории. Одновременно и Киеву, и Донецку, и Луганску навести порядок и на Украине, и в Донбассе. Но, полагаю, для этого сперва надо «разоружить» мозги киевских олигархов и чиновников, которые сегодня держат власть на Украине, а также радикально изменить политику США и ЕС в отношении киевского режима. Некоторые подвижки в этом направлении есть, о чем свидетельствует и эта статья в Reuters. Но до финала еще далеко. Напротив, военное противостояние между Киевом и Донбассом еще может разгореться вновь. Войну можно быстро развязать, а вот завоевать мир всегда непросто…
— Украина и ранее успешно торговала оружием, доставшимся ей в наследство от Советского Союза, — напоминает политолог Александр Дудчак.
— Оно успело «засветиться» и в бывшей Югославии, и на Ближнем Востоке в различных конфликтах, и значительные объемы поставлялись в Грузию с начала 2000-х до войны 2008 года. Даже во время войны в Донбассе, невзирая на потребность в обеспечении своей армии различными видами вооружений, Киев успешно продавал то, чего ему самому могло пригодиться.
«СП»: — Не этим ли обусловлен отказ Запада поставлять Киеву оружие и открыть границы?
— Поставка оружие воюющей стороне в таком конфликте, как нынешний в Донбассе — серьезный политический шаг, который не остался бы без последствий. Поэтому, США ограничиваются «помощью» в поставках не летального оружия. Кроме того, необходима подготовка личного состава, если речь идет об обращении со сложной техникой. И, конечно, Запад учитывал то, что ополчение Донбасса воевало, в значительной степени используя трофейное оружие. Но вряд ли бы Киев рискнул перепродавать оружие, поставленное на Украину Западом. Пока еще есть чем торговать со своих складов.
«СП»: — Осознают ли киевские власти масштабы ситуации? Предпринимают ли какие-нибудь действия?
— Пчелы против меда? Думаю, что лучше всех в курсе реального состояния вещей именно киевские власти. Скорее всего, действия предпринимаются — как сделать так, чтобы торговля оружием была не так заметна.
«СП»: — Насколько оружие из Украины влияет на ход мировых конфликтов? Какую роль оно может играть в той же Сирии и Ливии?
— На ход мировых конфликтов оружие влияет, но его происхождение — вовсе не тот фактор, который может оказывать существенное влияние на возникновение и ход конфликта. Если есть спрос, продавец всегда найдется. А, где сделано это оружие — не столь важно. Украина не та страна, которая может начать войну на другом конце света с целью сбыта своего оружия — это в компетенции единственной страны в мире.
Но украинское оружие действительно участвовало и участвует во многих конфликтах по всему миру. Иногда оно играет роль «улик».
Например, в Ливии, в начале войны, Западом были допущены ошибки, когда в СМИ появлялись фото- и видео материалы с изображением воевавших с законной властью боевиков, подписанные — «Повстанцы с оружием, захваченным на складах Каддафи». А в кадре были безоткатные американские орудия M40, крупнокалиберные пулеметы и бельгийскими винтовками FN-FAL — то оружие, которого не было на складах Каддафи. В Сирии, в начале конфликта, ошибки учли, и в кадре были показаны те образцы оружие, которые были у армии Асада. И по случайному совпадению, незадолго до того, на Украине были закуплены значительные партии стрелкового вооружения западными компаниями.
«СП»: — Кто стоит за расследованием Reuters? Кому выгодно обнародование этой информации? Можно ли ожидать реакции Запада на эти сведения? А реакции Москвы? Ведь, если верить Reuters, часть оружия уходит в Россию…
— Reuters — информагентство, известное своим участием в «цветных революциях» и вооруженных конфликтах, неоднократно было поймано на фейках, изобретенных им самим. Одни только фальшивки из Боснии во время войн первой половины 90-х годов чего стоят. И в нынешнем случае, Reuters пытается подменить понятия. Авторы статьи пытаются рассказать о том, что в зоне конфликта много неучтенного оружия, которое появляется на черном рынке. И, конечно же, они не могли не сказать, что часть его уходит на черный рынок в Россию. Да, при любом вооруженном конфликте, на нелегальном рынке оружия появляется дополнительное предложение. Но сколько можно вывести в багажнике личного авто или пронести мимо пограничников лесом? Речь может идти о десятках единиц стрелкового оружия. Да и контроль границы со стороны России более чем серьезный. А границу между зоной «АТО» и Украиной контролируют как раз те, кто приторговывает украинским оружием. Но и это не идет ни в какое сравнение с тем потоком оружия, которое поставляется в другие страны при покровительстве украинского государства, которое может оправдать появление оружие со своих складов в той или иной стране, где идет война. Все можно списать на «неподконтрольность» боевиков, на невозможность полностью контролировать границу. Теперь даже не нужно устраивать пожары на складах с оружием для сокрытия недостачи.
Тем не менее, вполне вероятно, что Украина будет использовать этот информационный повод для аргументации своих требований установить контроль над российско-донбасской границей.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.