Когда, наконец, и до антироссийской эстонской элиты запоздало дошло, что следует как-то отреагировать на выпуск нашим Центральным банком серии пятирублевых памятных монет «Города — столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков», и она вставила и свои «пять копеек» после Литвы и Латвии, стало ясно: чего-то в странах Балтии побаиваются. Реакция оказалась какой-то обязывающе вялой, не исходила от лидеров государств или хотя бы от глав МИД.
Литва, обычно реагирующая на каждый российский чих, возмутилась первой. Мало того, что монета напомнила об освобождении Вильнюса от гитлеровцев, в то время как здесь считают, что нацистскую оккупацию просто сменила советская, так на ней изображена скульптурная композиция «На страже мира» — два советских воина со знаменем. А ее, стоявшую на «Зеленом мосту» в центре Вильнюса с 1952 года вместе со скульптурами «Промышленность и строительство», «Сельское хозяйство» и «Учащаяся молодежь», после долгих споров и административного давления на искусствоведов вычеркнули вместе с упомянутыми монументами из списка охраняемых государством и снесли, правда, под предлогом реставрации.
Об экспертном уровне местной элиты говорит такой факт: министр культуры Литвы Шарунас Бирутис и мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс называли эти изваяния «болванами». Казалось бы, демарш Литвы должен был быть очень громким. Но дело ограничилось телефонным разговором политического директора Министерства иностранных дел Литвы Роландаса Качинскаса с информационным агентством BNS. Директор произнес предугадываемую идеологическую ритуальную фразу: «МИД Литвы знает и обращает внимание на выпущенные Центральным банком России монеты. У нас не возникает никаких сомнений относительно роли Красной армии и ее места в истории Литвы». И подчеркнул, что в отличие от Москвы, которая считает это событие «освобождением советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков», литовцы уверены, будто нацистскую оккупацию сменила советская.
Затем тявкнула Латвия. Она известна требованием к России 300 миллиардов долларов за «советскую оккупацию» и документальным фильмом режиссера Эдвинса Шноре «Советская история», снятым на деньги европарламентского блока национал-консервативных партий «Союз за Европу наций» — это был их ответ на разоблачение поклонников эсэсовцев в Латвии и на возмущение парадами ветеранов СС в Риге.
Фильм переписывал историю в угоду своим эсэсовцам, приравнивал СССР к фашистской Германии. Директор фонда «Историческая память» Александр Дюков выпустил брошюру «The Soviet Story. Механизм лжи», в которой представил детальный анализ ложных утверждений, фальшивых документов и манипуляций видеорядом.
Так вот — о Шноре. В 2014 году он попытался стать депутатом Европарламента от националистического Национального объединения Латвии, но его антирусские выпады в ходе предвыборной кампании Европейская сеть против расизма расценила как «скрытое подстрекательство к ненависти, предубеждениям или дискриминации» против языковых меньшинств", и в конечном счете этот охранитель «европейских ценностей» возглавил государственную Комиссию по подсчету ущерба от «советской оккупации». Чуете, откуда растут ноги у этих 300 миллиардов?
Словом, реакция на памятную монету с изображением памятника освободителям Риги должна была соответствовать идеологическому уровню Шноре и его фильма, растранслированного на всю Европу. Латвия и выступила, правда, с безымянным заявлением МИД, напомнившем, будто разгром нацизма и окончание Второй мировой войны принесли республике не свободу и восстановление государственности, а репрессии и десятилетия оккупации. «Такой шаг России также свидетельствует об отчаянной решимости РФ продолжать тиражирование этого одностороннего видения, даже несмотря на то, что это оказывает неблагоприятное влияние на ее образ в соседних странах», — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства Латвии. Смотря в каких странах и среди кого, заметим мы…
Ну а Эстония спохватилась благодаря бывшему министру иностранных дел, европарламентарию Урмасу Паэту. Он назвал «государственной провокацией» выпуск пятирублевки, посвященной освобождению Таллина от немецко-фашистских захватчиков, с изображением «Бронзового солдата» — памятника воину-освободителю, который власти Эстонии в апреле 2007-го удалили из центра столицы, разрушив и братскую могилу солдат и офицеров, павших в боях с гитлеровцами. Эта акция вызвала массовый протест жителей Таллина, жестоко разогнанный полицией. Неизвестными был убит и постоянный житель республики — российский гражданин. Но экс-глава МИД заявил по поводу памятной монеты: «Увы, это вновь пример того, что чувства более маленьких соседних стран Россию не интересуют». И буквально по-детски обвинил нашу страну: «Также этим решением российские власти говорят, что самой России более нечем заняться, кроме как чеканить монеты». Такие у них министры, что ли?
И еще восстала Консервативная народная партия Эстонии. Депутат Хенн Пыллуаас назвал выпуск памятных монет попыткой… фальсификации истории и провокацией и заявил: «22 сентября 1944 года, когда Таллин был завоеван русскими, на башне „Длинный Герман“ развевался сине-черно-белый флаг». И как-то подзабыл добавить, что развевался там этот эстонский флаг рядом с гитлеровским. И сказал: «Легальная государственная власть Эстонии была восстановлена, а правительство Отто Тиффа потребовало все противоборствующие стороны немедленно покинуть территорию Эстонии». Ага, немедленно покинуть. И своим эсэсовцам тоже? И германским войскам? «Однако этого не произошло. Эстонский флаг был сброшен, и вместо освобождения Красная армия оккупировала Эстонию на 50 лет», — констатировал эстонский политик.
Короче, в странах Балтии демарши против памятных монет оказались почти копиями, идеологически одинаковыми. Но почему-то исходили от второстепенных персонажей.
В принципе, понимание ситуации содержится в ответе Банка России МИД Литвы: «Никакие геополитические изменения, которые происходили с момента окончания Второй мировой войны, не могут поставить под сомнение бесспорную важность победы над фашизмом для всех народов Европы и мира. И именно этой победе посвящена серия памятных монет Банка России». Правда в том, что освобождение было, и даже если его именовать «оккупацией», особенно под пристальным взором местных правоохранителей, ведь отрицание ведет к уголовному преследованию, все равно ясно: только в составе СССР страны советской Прибалтики, в конце концов, получили возможность обрести независимость, стать «странами Балтии», как бы они ни оценивали послевоенный период.
Победи в той страшной войне Гитлер, которому присягали на верность латышские и эстонские эсэсовцы (в Литве их не было), жить этим народам пришлось бы в Рейхскомиссариате Остланд с генеральными округами Estland, Lettland, Litauen (Эстония, Латвия, Литва). С концлагерями и хозяевами-немцами, которые забрали бы лучшие земли, фабрики и заводы. И неизвестно, сколько прибалтов осталось бы на собственной земле, доставшейся бы тогда арийцам.
Но есть, полагаю, еще одна серьезная причина таких полуофициальных вялых выпадов против памятных монет, посвященных освобождению от немецко-фашистских захватчиков Белграда, Берлина, Братиславы, Будапешта, Бухареста, Варшавы, Вены, Вильнюса, Киева, Кишинева, Минска, Праги, Риги и Таллина. Возможно, активными демаршами прибалтийские элиты опасаются простимулировать европейскую, а то и мировую дискуссию на эту тему, чреватую неприятными для них последствиями. Могут, например, им припомнить, что в Латвии первым президентом после распада СССР стал активный сторонник «советской оккупации» бывший секретарь ЦК Компартии республики по идеологии Анатолийс Горбуновс. В Литве — бывший первый секретарь ЦК местной Компартии Альгирдас Бразаускас. Да и сейчас главой республики является бывшая преподаватель вильнюсской высшей партийной школы, выпускница Академии общественных наук при ЦК КПСС Даля Грибаускайте. А один из главных хулителей России, требующий продления санкций, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс — бывший работник ЦК ЛКСМ республики. Недаром местные правые повякивают о необходимости тотальной люстрации: их потенциальные места занимают бывшие комсомольцы и члены КПСС.
Ну а президентом Эстонии в 2001—2006 гг. г. ухитрился стать еще один бывший пособник «советских оккупантов» — экс-член бюро ЦК Компартии республики, экс-секретарь ЦК КПЭ Арнольд Рюйтель!
Так что вялая реакция на выпуск памятных монет об освобождении столиц от гитлеровцев советскими войсками объяснима. Вообще без нее, вроде, нельзя, новые «старшие братья» не поймут. Но и не буди лихо пока тихо. Так действительно можно либо на люстрацию нарваться, либо на прозрение масс.