Можно ли доверять призывам Анкары к нормализации отношений

В понедельник, 8 августа, кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп обнародовал свою экономическую программу. Миллиардер специально выбрал для выступления Детройт (штат Мичиган), который из-за сокращения производства борется с депопуляцией, преступностью и бюджетными проблемами. Трамп обрисовал положение детройтцев в самых черных красках и заявил, что вернет городу и стране процветание.
Вот что, по мнению Трампа, для этого необходимо сделать:
— изменить прогрессивную шкалу подоходного налога, оставив три категории вместо семи и сократив максимальное налогообложение с 40% до 33%.
— избавиться от прогрессивного налога на наследование и освободить от сборов расходы, связанные с воспитанием детей;
— убрать ряд «лазеек», которые позволяют богатым платить намного более низкие налоги — например, оговорку о безналоговом статусе доходов с инвестиций;
— более чем вдвое сократить налог на прибыль компаний — с 35% до 15%;
— ввести льготный налог 10% на средства корпораций США, которые будут возвращены из-за рубежа и реинвестированы в американскую экономику;
— развивать США с опорой на собственную энергетику и рабочую силу, а также на промышленность, в том числе металлургию и автомобилестроение;
— снять ограничения на торговлю нефтью, направить часть средств от ее продажи на укрепление военной мощи;
— пересмотреть участие США в ряде международных торговых соглашений, в частности, соглашении о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA), а также Транстихоокеанском партнерстве (TPP);
— добиться от союзников «справедливой платы» за военную защиту, которую предоставляет США.
Можно ли доверять призывам Анкары к нормализации отношений
По мнению предвыборного штаба Трампа, снижение налогов позволит резко повысить их собираемость, увеличив за 40 лет доходы бюджета на всех уровнях на $6 трлн. Но оппоненты миллиардера с такой оценкой категорически не согласны.
Так, главный критик и конкурент Трампа — кандидат в президенты США от демократов Хиллари Клинтон — еще до выступления написала у себя в Twitter: «Экономический план Дональда Трампа — это более низкие зарплаты, меньше рабочих мест, больше долга, снижение налогов для 0,1% для самых богатых граждан».
Кроме того, эксперты указывают, что озвученные Трампом проблемы не находятся целиком в компетенции президента США. О налоговой реформе и «амнистии» для корпораций придется договариваться с конгрессом, который до сих пор не демонстрировал готовности идти на столь радикальные шаги. Конгресс также не станет увеличить расходы на оборону и инфраструктуру без ясных указаний на источники финансирования новых программ.
Наконец, открытым остается вопрос, сможет ли Америка преодолеть глобализацию в экономике, поскольку переговоры придется вести с неуступчивыми партнерами, а угроза торговых войн ударит по позициям самих США.
Что стоит за экономической программой Трампа, будет ли она реализована?
— Экономическая программа Трампа только на первый взгляд выглядит специфической, — отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— Идея о снижении налогов традиционна для республиканцев. Напомню, что за снижение налогов выступал еще Джордж Буш-младший в начале 2000-х, и частично эту идею реализовал.
Инвестиции в инфраструктуру, которые предлагает Трамп, тоже вполне возможны. Любая инфраструктурная облигация США всегда будет привлекательной для инвесторов. Это значит, что с появлением таких ценных бумаг возможен переток в инфраструктуру средств, которые сейчас консолидированы в финансовом секторе. Это было бы полезным экономике США, поскольку, несмотря на развитость, в американской инфраструктуре немало «узких мест», например, в авиасообщении. Плюс, инвестиции в инфраструктуру связаны с развитием энергетической составляющей.
В целом, идея Трампа, связанная с масштабным развитием внутренней экономики, может найти широкую поддержку. К тому же она решает проблему занятости, которую никак не может решить действующая администрация.
Правда, не совсем ясно, что собирается Трамп делать с дефицитом бюджета США — сам миллиардер об этом ничего не говорит. Но если будет соблюдаться жесткая бюджетная дисциплина, программа Трампа вполне имеет право на жизнь: налоговое стимулирование экономики всегда было эффективной мерой.
Кроме того, неясно, что Трамп предлагает высокотехнологичным сегментам экономики. Традиционно считается, что республиканцы слабо работают на этом направлении. Тем не менее, часть игроков в этом секторе готовы поддержать Трампа. Это значит, что вложения в инфраструктуру могут найти отклик у стратегических партнеров, которые могут стать хорошими спонсорами для республиканского кандидата.
«СП»: — Есть ли смысл США пересматривать участие в соглашении о Североамериканской зоне свободной торговли или Транстихоокеанском партнерстве, как предлагает Трамп?
— Североамериканская зона свободной торговли включает в себя Канаду и Мексику. Между тем, Трамп активно работает против нелегальной мексиканской миграции. Поэтому логика в предложении миллиардера есть. Тем более, идея не нова: одно время считалось, что зона доллара может сократиться до границ Северной Америки. К такому сокращению наверняка позитивно отнеслись бы в южных штатах, которые негативно воспринимают высокую концентрацию мигрантов.
Да, выход США из NAFTA в ближайшие три-четыре года маловероятен, но потом возможен. Шансы на такой выход повысил Brexit, тем более, что Канада и Мексика не являются главными американскими рынками, и США незачем за них держаться.
Тем не менее, на мой взгляд, Трамп говорит о возможности пересмотра членства в NAFTA и TPP, прежде всего, ради общественного резонанса. Все же ближняя задача республиканца — сконцентрироваться на внутренней экономике и на создании новых рабочих мест.
«СП»: — Трамп сможет договориться с конгрессом по налоговой реформе и «амнистии» капиталов корпораций?
— Конгресс США контролируют республиканцы. Поэтому, если Трамп правильно сформулирует вопрос, отбиваться конгрессменам будет очень сложно. Если, например, поставить вопрос о снижении налогов для малого и среднего бизнеса, ни один конгрессмен-республиканец не станет голосовать против. Прежде всего, потому, что должность конгрессмена выборная, а в США на малый и средний бизнес приходится до 50% экономических субъектов, и еще большая доля избирателей.
Если же конгресс заупрямится, Трамп всегда сможет разыграть чрезвычайно эффективную комбинацию: заявить, что конгресс поддерживает бешеные траты в пользу финансовых организаций, и отказывается поддержать простого американского предпринимателя. И конгрессмены сдадутся.
Но, скорее всего, до препирательств не дойдет. Придя к власти, Трамп попытается использовать инструменты взаимодействия с республиканцами. Если он выиграет, республиканским партийным функционерам в любом случае придется договариваться с новым президентом. И тогда у Трампа появится возможность использовать партийный ресурс для давления на конгрессменов.
Что касается преференций корпорациям для возврата капиталов, ситуация сложнее. С одной стороны, рядовые американцы корпорации не жалуют, с другой — Белому дому США будет сложно предоставить корпорациям настолько льготные условия, чтобы конкурировать с серьезными оффшорами.
Но важно понимать, что конечная цель Трампа — перенести в Америку рабочие места. На фоне сложностей в китайской экономике это может быть перспективным направлением. Если Трамп сможет создать, к примеру, миллион новых рабочих мест — этот показатель он может успешно политически «продавать», как индекс своей эффективности.
«СП»: — Другими словами, программа Трампа действительно способна «поднять» Америку?
— Чтобы «поднять» Америку, нужно ослабить доллар и стимулировать приток рабочих мест в США. И если не будет резкого изменения внешней конъюнктуры — например, взрывного роста в Индии или Латинской Америке, — Трамп может рассчитывать на успех своей программы.
«СП»: — Если Штаты начнут подниматься, России это на руку?
— Америка для России, с экономической точки зрения, не является конкурентом — мы в США почти ничего не поставляем. Однако экономическое усиление США означает и усиления противостояния американцев с Китаем. Как раз такой сценарий выгоден РФ.
Вашингтон в этом случае погрузится в решение собственных вопросов. Это значит, что НАТО, Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства станут менее активными.
Кроме того, Трамп будет пытаться найти союзников против Поднебесной, и Москва может на этом сыграть. Можно сказать, победа Трампа в президентской гонке открывает перед Москвой окно возможностей.
«СП»: — Как выглядят шансы Трампа на эту победу?
— Сейчас лидирует Клинтон, и разрыв между ней и Трампом составляет 8%. В принципе, такой разрыв считается большим. С другой стороны, основная часть избирательной кампании в США еще не началась, и вскоре борьба развернется за «неопределившиеся» штаты.
Поэтому многое будет зависеть от того, как Трамп поведет кампанию в сентябре. Ходят слухи, что он будет более умеренным кандидатом. Плюс к тому, любые ухудшения в экономике будут работать на Трампа.
На мой взгляд, шансы на победу у Трампа есть. Напомню, что в ходе президентской кампании 2000 года разрыв между республиканцем Джорджем Бушем-младшим и его соперником Альбертом Гором превышал 8% в пользу последнего, но это не помешало Бушу выиграть…
Запад просчитался в оценке нашей страны
— На американских тотализаторах на победу Клинтон и Трампа ставят как 70 против 30, — отмечает научный сотрудник Института США и Канады РАН Геворг Мирзаян.
— Это значит, что игроки оценивают шансы миллиардера не слишком высоко. Хиллари сейчас вырвалась в отрыв, во многом благодаря тому, что из двух зол — кандидатов в президенты США — американцы считают ее меньшим злом.
Думаю, Трамп будет терять позиции и дальше, если только Клинтон не совершит какую-то серьезную ошибку. Если же кампания будет идти без особых скандалов и потрясений, у Хиллари Клинтон, я считаю, есть хорошие шансы победить…