Футурологи уверены, что это произойдет в ближайшее время
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил новые данные «индекса страхов» россиян, который показывает, чего наши граждане боятся больше всего.
Как выясняется, в сравнении с прошлым годом значительно выросли опасения, связанные с международной обстановкой. Страх конфликтов, в том числе военных, сегодня занимает верхнюю строчку рейтинга тревог соотечественников с показателем 21 пункт. Год назад это значение было вдвое меньше.
В то же время социологи зафиксировали улучшение, так называемого «социального самочувствия» и существенное снижение остроты восприятия экономических проблем. Так, опасения по поводу подорожания товаров и обесценивания сбережений покинули первое место, снизившись с 21 до 17 пунктов. А индексы страхов сокращения реальных доходов и потери работы вообще вышли на уровень годовых минимумов.
С чем могут быть связаны такие перемены в «тревожных» приоритетах россиян?
— Прежде всего, с некоторыми сезонными колебаниями, — комментирует ситуацию старший научный сотрудник Института социологии РАН, член Научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов. — Летом люди, в определенном смысле, находятся в расслабленном состоянии, и опасений у них традиционно меньше, особенно связанных с теми проблемами, которые их окружают. Можно ожидать, что с началом осени социальные проблемы снова начнут выходить на первое место.
Футурологи уверены, что это произойдет в ближайшее время
В то же время результаты опроса говорят и о том, что происходит некоторая адаптация людей к кризису. Шок, который страна испытала в конце 2014-го и начале 2015 гг., после введения санкций, прошел. Самый негативный сценарий не получил своего развития.
Рубль стабилизировался. Уровень безработицы не очень высокий. И инфляция тоже, так сказать, относительно невысокая на фоне того, что можно было предположить год-полтора назад.
Поэтому произошло некоторое успокоение у людей, связанное с тем, что, так сказать, наверху какие-то меры предпринимаются. Что-то делается. В общем, катастрофы, которой многие ждали, не случилось.
То есть, в целом идет достаточно мягкое вхождение в кризис. И многие социальные группы успевают к этому процессу приспособиться.
Тем не менее, не думаю, что это приспособление будет долгим и прочным. Проблемы основные еще впереди. Соответственно, где-нибудь опять-таки глубокой осенью, ближе к зиме, эта структура страхов опять поменяется. И социально-экономические проблемы вновь выйдут на первое место.
«СП»: — Значит, к парламентским выборам картина, скорей всего, меняться не будет?
— Сейчас как раз идет успокоение людей. Особенно это касается работы центральных СМИ, которые стараются не нагнетать страхи, связанные с внутренней политикой. Но когда эти выборы пройдут, я думаю, многие проблемы, прежде всего, социально-экономического порядка, снова приобретут приоритет в общественном мнении.
То есть, нынешняя тенденция не является, генеральной. Ее надо рассматривать, как некую «боковую», связанную и с летним сезоном, и с предстоящими выборами.
«СП»: — С чем связано тогда первое место «международных» страхов сегодня?
— В какой-то мере это результат работы тех же СМИ, которые предпочитают часто не грузить людей внутренними проблемами и переносят «центр тяжести» на внешние. А на них много чего можно списать при желании, в том числе и просчеты самой власти.
«СП»: — Но есть в мире реальные предпосылки, чтобы наши люди чего-то боялись?
— Такие предпосылки есть всегда. И есть, конечно, серьезные опасения по очень важным вопросам.
Другое дело, что не стоит эти опасения раздувать искусственно. Ведь, по большому счету, ничего такого сейчас не происходит, что бы ни происходило, допустим, пять, десять, пятнадцать лет назад.
Общий вектор политики Соединенных Штатов, к примеру, нам достаточно хорошо известен. Он носит постоянный характер, и к нему можно приспособиться. Он, может, и неблагоприятен для нас. Но, по крайней мере, ясно, чего от них ожидать.
На мой взгляд, нужно не нагнетать страхи, а исходить из существующих реалий. И вести собственную линию, которая могла бы повысить уровень безопасности наших людей.
Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований, политолог Алексей Зудин, в свою очередь, обратил внимание на динамику смен приоритетов в общественном мнении с начала года:
— Напомню, что в сентябре пройдут выборы в Государственную думу. И это, собственно говоря, наше центральное внутреннее событие.
В начале года, когда эксперты высказывали предположения о том, какой может быть повестка у этой избирательной кампании — а повестка в значительной степени определяется массовыми предпочтениями, опасениями, страхами и надеждами, — было два наиболее убедительных тезиса.
Первый — в центр внимания общественного мнения становятся внутренние проблемы, прежде всего, экономические. Второй — центральной на выборах будет кризисная повестка.
Внешняя политика уходит. От внешней политики все устали… Люди беспокоятся о состоянии экономики. Людей волнует собственная жизненная ситуация — зарплаты, цены, тарифы ЖКХ, угроза безработицы…
Однако где-то в мае тот же самый ВЦИОМ по результатам своих исследований пришел к выводу, что кризисная повестка на выборах в Госдуму ушла. И на первый план выходит круг проблем, связанных с развитием российской экономики — но не ситуативных, а перспективных. Людей уже больше интересует, что будет. На что им надеяться. На что рассчитывать.
«СП»: — Иными словами, люди захотели жить не только сегодняшним днем, но и заглянуть в будущее. Так?
— Именно. Но приоритет внутриполитических вопросов над внешнеполитическими все еще оставался.
Сейчас — когда до выборов осталось чуть больше месяца — мы видим, что настроения в общественном мнении существенно изменились. В центре внимания снова оказались проблемы международные.
По крайней мере, об этом свидетельствует недавний опрос ВЦИОМ, который подтвердил, что беспокойство, связанное с социально-экономическими проблемами, заметно ослабело. То есть, за прошедшие восемь месяцев приоритеты в общественном мнении изменились на противоположные.
«СП»: — Но почему? С чем это связано?
— Это связано с ростом общей напряженности и нестабильности в мире. С миграционным кризисом и терактами в Европе. С эскалацией на Ближнем Востоке. С агрессивной политикой НАТО у наших границ.
И понятно, что в этой связи наших граждан беспокоит то, как развивается международная ситуация.
Некоторые социологи утверждают, что внешнеполитическое восприятие людей практически полностью определяется государственными СМИ. Но долговременное наблюдение за тем, как развивается общественное мнение в нашей стране, такого рода утверждение как раз не подтверждает. Россияне в значительной степени формируют свои мнения — и по вопросам внешней политики тоже — автономно. Хотя мера автономии здесь ниже, чем в вопросах, где люди могут руководствоваться здравым смыслом и жизненным опытом.
Как кадровые перестановки в компании скажутся на нашей промышленности
Кстати, согласно данным того же ВЦИОМ, примерно половина жителей нашей страны следит за избирательной кампанией в США. Более того, считают, что ее результат крайне важен для России. Это как раз показатель того, насколько обстановка в мире влияет на внутриполитические процессы, в том числе на состояние общественного мнения.
Понятно, что если бы ситуация в Европе, на Украине и в США развивалась бы менее драматическим образом, то причин для беспокойства было бы меньше. И наши страхи больше концентрировались на привычных вещах — экономической ситуации, судьбе близких, здоровье…