Середина августа предвыборного года. До выборов в Государственную Думу осталось чуть больше месяца. Казалось бы, должны быть самые ожесточенные политические схватки. Но ровным счетом ничего. Не удивлюсь, если к моменту даже и самого голосования большинство сограждан так и не будут знать, что в стране проходят какие-то еще и выборы…
Дату голосования, как известно, перенесли с начала зимы на самое начало осени. Это конец отпусков — начало учебного года. Значит, где концентрируются избиратели в период самой активной избирательной кампании? На отдыхе: на южных курортах, в аэропортах и на вокзалах, на автомагистралях, по которым двигаются на юг и обратно. А также на своих родных дачах и в садоводствах. Казалось бы, там и должен быть пик агитационной активности?
Понятно, что вести предвыборную агитацию в местах массового отдыха применительно к мажоритарным округам бессмысленно: дачи и, тем более, южные курорты никак к местам постоянной регистрации и голосования граждан не привязаны. То есть, важно понимать — это не случайность, а преднамеренное сочетание обстоятельств. А именно: введение одновременно и мажоритарных округов, и более раннего, сразу после периода отпусков, голосования. Это — целенаправленная диверсия против самого института свободных выборов органов государственной власти.
Кто это сделал и зачем? Казалось бы, ясность и очевидность ситуации, сама по себе, должна была бы породить мощный предвыборный лозунг у сил, альтернативных предвыборным манипуляторам — наказать своим голосованием тех, кто целенаправленно отодвигает граждан от формирования своего будущего. Вот было у них большинство, и, пользуясь им, они бессовестно манипулируют избирательным процессом — так лишим же их этого большинства! Но, к сожалению, пока ничто подобное на своих знаменах ни одна политическая сила не написала.
Далее, налицо явное манипулирование со стороны правящего в предшествующей Думе большинства избирательным механизмом. Подчеркиваю: не просто в свою пользу, но против избирателей. Казалось бы, в этих условиях, главный акцент в избирательной кампании должен быть сделан на общефедеральных агитационных компаниях участников гонки — на репутациях и программах партий и предложении голосовать не только за их списки, но и за их представителей в мажоритарных округах. Но и такой активности, с таким акцентом — тоже не наблюдается.
А что наблюдается? Как ни удивительно, вообще ничего.
Такое поведение альтернативных сил оказывается вполне в русле стратегии господствующих в стране СМИ, недвусмысленно зависимых от действующей власти. То есть, какие-то дозированные сообщения о предстоящих выборах периодически проходят, но по форме и содержанию они выдержаны так, чтобы ни в коем случае, не дай бог, ничем не заинтересовать зрителя-слушателя-читателя.
А что в сетевых СМИ?
Открываю сегодня «Яндекс-новости» — на первой странице никаких предвыборных новостей нет. В разделе же «новости политики» к числу предвыборных, да и то лишь весьма условно, можно отнести только сообщение об активности московской Общественной палаты, намеренной создать некий общественный штаб по наблюдению за выборами. О самой же предвыборной борьбе — ничего.
Открываю «Рамблер-новости»: аналогично — ничего.
Новости «Мэйл-ру»: тоже ничего. В разделе же именно политики, в подразделе «ранее» — уже что-то. А именно: целых две новости о выборах, правда, не у нас, а в США — о противостоянии Трампа и Клинтон…
Наконец, захожу на главную страницу своей (в которой постоянно публикуюсь) «Свободной прессы» *: лишь одна статья о предстоящих выборах, да и то не у нас, но в США — про очередной «наезд» конкурентов на Трампа…
Меня спросят: да какие тут предвыборные новости, если их реально нет? Отвечу: а какие такие предвыборные новости в США, да еще и чтобы писать о них не только в США, но и в России? Да элементарные: Клинтон заявила — Трамп ответил. Так неужто у нас таких новостей нет?
На самом деле, именно почти только такие новости у нас в господствующих СМИ и есть. Но только «заявили» в нашем случае не кандидаты на выборах, не представители конкурирующих политических партий, а «высшие носители истины» — руководители государства, причем, выступающие не как лидеры одной из конкурирующих сил, а как незыблемые венценосцы.
Возвращаясь же к сетевым СМИ, подчеркиваю: не имею никаких претензий к редакторам изданий. Но общий новостной контекст у нас всего за месяц до голосования очевиден: нет у нас никаких выборов и не ожидается. А если что-то и ожидается, то это явно не событие, достойное внимания СМИ.
Что в этой ситуации, казалось бы, надо делать альтернативным политическим силам? Не идти проторенной тропой, не рассчитывать на то, что люди на местах как-то поработают и добавят процентов пять-десять, а то и пятнадцать к прежним результатам — это совершенно ни на что не повлияет. Если хотим изменить социально-экономическую политику и всю ситуацию в стране (а именно за это отвечает избираемая ныне Дума), то нужно бы как-то менять предвыборную атмосферу, ломать чужой сценарий и недобросовестную игру, использовать реально имеющиеся возможности. Но этого пока не видно.
Привожу пример. Основная автотрасса, ведущая на юг, переполнена обоснованно раздраженными водителями и пассажирами. В зимнюю Олимпиаду в Сочи 60 млрд. долларов, как теперь выясняется, пусть косвенно, но все же государственных средств (невозвращаемые кредиты госбанков) вложили, а нормальную трассу на всю длину так и не построили. Многочасовые пробки даже еще на отделенных подступах — в Воронежской области, да еще и с «детской» хитростью: платишь за «скоростной» участок, после чего на всем его протяжении стоишь в многочасовой пробке, так как сразу за платным участком — сплошной нескончаемый ремонт с оставленной для движения лишь одной полосой …
Вот тут, казалось бы, и разместить предвыборный плакат альтернативной политической силы с ясным лозунгом в связи с нашей основной проблемой — разлагающейся коррумпированной системой власти. Но вместо этого — плакаты просто с названиями партий, максимум, с беззубым лозунгом, вроде того, что партия «Х» — за людей труда…
Оговорюсь: меня, разумеется, интересуют не любые альтернативные силы, в частности, не подзападно-либеральные (исчерпывающе представленные в нынешней власти, что подтверждается реально проводимой социально-экономической политикой), но подлинно альтернативные. В нынешнем всепродажно-олигархическом контексте — левые и национально ориентированные.
Конечно, можно предположить, что предвыборные штабы партий приняли тактику не распыления сил на период отпускной беззаботности и массового прекраснодушия, а концентрации всех средств и усилий именно на последних двух неделях гонки, когда от былого отпускного благодушия уже не остается и следа, а тиски очередных проблем напомнят о себе и вновь сожмут потенциальных избирателей.
Все возможно. Предвыборную тактику политические силы определяют для себя сами. Но пока, за месяц до предстоящих выборов, поведение конкурирующих сил представляется несколько странноватым и более похожим на поведение игроков некоего договорного матча, когда прилагать особые усилия, в общем-то, нет никакой необходимости. Дай бог, чтобы я ошибался, и последующие периоды кампании продемонстрировали мою неправоту.
* От редакции: В соответствии с действующим законодательством РФ (ч.2 ст. 49 Федерального закона