Анкара встала на сторону Москвы в украинском вопросе
Германия призвала к новому договору с Россией о контроле над вооружениями. Как считает глава МИД ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер, это позволит избежать эскалации напряженности в Европе, где активизировались учения России и НАТО, и снова заговорили о возможном развязывании войны. Такое мнение Штайнмайер высказал в своей статье в немецком издании Frankfurter Allgemeine Zeitung.
В публикации Штайнмайер привычно заявил, подразумевая присоединение Крыма к России, что Москва «нарушила основные, не подлежащие обсуждению принципы мира». Но тут же уверил, что несмотря ни на что «мы все должны быть едины в стремлении избежать дальнейшего раскручивания спирали эскалации».
По его словам, новый договор контроля над вооружениями должен включать следующие элементы:
— проверенные возможности для обеспечения прозрачности, предотвращения рисков и повышения доверия;
— структурированный диалог со всеми партнерами, которые несут ответственность за безопасность Европейского континента;
— площадкой для переговоров может стать Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Надо сказать, подобные идеи высказывает не один Штайнмайер. Так, в минувшую среду группа бывших министров иностранных дел и обороны заявила, что Россия и НАТО должны согласовать общие правила, чтобы справляться с внезапными военными столкновениями, и снизить риск случайного возникновения войны между Москвой и Западом.
Анкара встала на сторону Москвы в украинском вопросе
Ранее, в июне, Штайнмайер подверг критике международные учения НАТО Saber Strike. В интервью Bild am Sonntag он заявил, что «мы не должны накалять ситуацию громким бряцанием оружия и военными криками». «Кто думает, что символические танковые парады на восточной границе альянса усиливают безопасность, тот ошибается», — добавил глава немецкого МИДа.
По словам Штайнмайера, «смертельно опасно суживать взгляд лишь на военном аспекте и искать спасение в политике устрашения» — наряду с готовностью к защите Европа должна демонстрировать и готовность к диалогу.
Каким может быть новый договор о контроле над вооружениями, нужен ли он России?
— Германию не устраивает, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) приказал долго жить, — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Напомню, что в 2007 году Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ, а в марте 2015-го заявила, что никоим образом не будет выполнять условия этого договора.
Других серьезных договоров по безопасности на Европейском континенте на сегодня не существует. Есть лишь ряд соглашений по мерам доверия в рамках ОБСЕ. Например, договор об открытом небе — о взаимных инспекциях с помощью легальных разведывательных самолетов по заранее согласованным маршрутам следования. Есть, кроме того, договор, по которому стороны обмениваются данными о численности и дислокации своих вооружений и армий, а также об учениях. Это же соглашение устанавливает нормы по перемещению вооруженных сил в новые места дислокации. Но всеобъемлющего договора по безопасности в Европе, повторюсь, нет.
Если говорить о более узких договорах, есть соглашение Россия-НАТО, но оно сегодня фактически не выполняется и не работает.
«СП»: — Почему мы не идем на заключение всеобъемлющего договора по безопасности с европейцами?
— Потому что в рамках одной Европы этот всеобъемлющий вопрос все равно не решить. Поскольку во многом военно-политическую обстановку в Европе определяют Соединенные Штаты. Это ярко показывает пример с развертыванием американской системы ПРО Aegis Ashore в Румынии (в следующем году очередь дойдет и до Польши).
Такие шаги категорически неприемлемы с точки зрения военной безопасности России, и Москва об этом прямо заявляет. Но даже те европейцы-члены НАТО, которые согласны с позицией РФ, не могут «выйти из строя» альянса и заявить свое мнение.
Поэтому призыв Штайнмайера относится, скорее, к идеальным пожеланиям: дескать, хорошо бы заключить новый договор. Действительно, хорошо бы. Но на практике, думаю, инициатива главы МИД ФРГ реализована не будет — по крайней мере, в обозримой перспективе.
«СП»: — Накануне выхода статьи Штайнмайера группа бывших министров иностранных дел и обороны заявляла, что Россия и НАТО должны согласовать общие правила, чтобы снизит риск взаимного столкновения. Такое соглашение возможно?
— Такое соглашение уже работает, о нем я упомянул: стороны информируют друг друга об изменении численности вооружений, о передислокации существенных контингентов, и об учениях, начиная с определенной численности.
Другое дело, что в период острого противостояния в холодной войне, когда советские войска находились в Восточной Германии, а американские, британские, французские и немецкие — в Западной Германии, существовали прямые линии связи между главкомами советской армии и НАТО на территории ФРГ. Существовали, кроме того, так называемые миссии связи, состоящие из групп офицеров — соответственно, французско-британско-американской группы при главкоме советских войск в Германии, и советской группы при главкоме НАТО в ФРГ.
Эти каналы оперативной связи позволяли во многих случаях нивелировать последствия острых инцидентов. Таких инцидентов за десятилетия «холодного» противостояние было немало. Но они, как мы знаем, не привели ни к военным конфликтам, ни тем более к полномасштабной войне.
Сейчас таких каналов связи нет, и это — одна из серьезных проблем. Стороны начинают интерпретировать действия друг друга в соответствии со своим пониманием, а поговорить и обсудить обстановку им не с кем.
«СП»: — Почему, если соглашение работает, Пентагон то и дело выражает «глубокую озабоченность» нашими внезапными проверками Вооруженных сил?
— Стороны используют, так сказать, букву соглашения. В нем сказано, что о внезапных учениях стороны могут уведомлять друг друга по факту, после их начала. Пентагон считает, что мы этот пункт используем на полную катушку, и привлекаем для внезапных учений чрезвычайно крупные контингенты войск.
Россия, со своей стороны, указывает на размещение дополнительных сил НАТО в Прибалтике и Польше, и на развертывание элементов системы ПРО в Европе: по букве соглашения эти шаги допустимы, а по духу — нет.
По сути, эти взаимные нападки идут в рамках пропагандистско-информационной войны.
«СП»: — Какие меры правильно предпринять, чтобы снизить напряженность в Европе?
— Нужно вернуться к опыту, который себя хорошо зарекомендовал: создать представительства ответственных военных органов при российском Минобороны и при главном командовании НАТО в Европе. Эти представительства можно назвать как угодно, но лучше всего, наверное, вернуться к традиционному названию — миссии связи. Это напомнит и о взаимодействии в годы Второй мировой, и о налаживании нормальных контактов в годы холодной войны.
Нужно вернуться именно к прямым контактам между оперативными управлениями РФ и НАТО — между теми, кто реально управляет войсками и отдает им команды, а не пытаться поддерживать связь через цепочки невоенных чиновников и дипломатов: такие цепочки не работают…
— Германия пытается взять на себя функции политического лидера ЕС, — отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Неслучайно ФРГ в последние годы чрезвычайно активна на внешнеполитическом поприще. В этом смысле, инициатива Штайнмайера укладывается в долгосрочную стратегию Берлина.
Сейчас, видимо, немцы хотят реанимировать ДОВСЕ, поскольку все остальные механизмы обеспечения безопасности Европы имеются и работают. Так, по стратегическим вооружениям мы взаимодействуем с Соединенными Штатами, соблюдается и договор об открытом небе. Получается, имеется лишь пробел по ограничению группировок в Европе.
«СП»: — Германия хочет возобновить ДОВСЕ, или ей нужен какой-то новый его вариант?
— Думаю, возвращение к ДОВСЕ — это для Берлина программа-минимум. Это позволило бы предотвратить развитие российское военной активности на границе с Украиной. Если бы мы сейчас соблюдали ДОВСЕ, то не могли бы активно действовать не только возле украинской границы, но и на юге — я имею в виду формат Пятидневной войны.
Напомню, что ДОВСЕ был подписан в ноябре 1990 года в Париже полномочными представителями 16 государств-членов НАТО и шести государств-членов Организации Варшавского договора. Договор ограничивал число основных ударных систем — боевых кораблей, танков, самолетов, артиллерийских орудий, — которые могли находиться на территории Европы и в европейской части СССР. Это было сделано, чтобы уравновесить группировки сторон, и избежать гонки вооружений.
Зачем Джозеф Байден слетал в Анкару
Когда Варшавский договор распался, за странами Европы остались предусмотренные ДОВСЕ квоты. А квота СССР была поделена между новыми государствами СНГ. В итоге к 2007 году ДОВСЕ стал России невыгоден: квоты стран НАТО значительно перекрывали квоту РФ.
«СП»: — Получается, сейчас и речи не может идти, чтобы нам вернуться к этим ограничениям?
— Россия могла бы вернуться в ДОВСЕ, если бы в НАТО пошли на сокращение своей группировки, в первую очередь, в странах бывшего соцлагеря — республиках Прибалтики, Польше, Румынии. Но на такой шаг, думаю, альянс вряд ли пойдет.
«СП»: — Если ситуация патовая, зачем Штайнмайер выдвигает такую инициативу?
— Ситуация в Европе непростая, и в Германии тоже — к канцлеру Ангеле Меркель много претензий. Поэтому Берлин создает видимость, что ищет устраивающие всех решения. И не важно, примет ли Россия инициативу по контролю над вооружениями. За спрос, как известно, не бьют в нос. Поэтому Штайнмайер может эффектно демонстрировать, что борется за мир во всем мире…