Канцлер ФРГ Ангела Меркель за 11 лет своего правления порядком утомила немецких избирателей. Сегодня уже каждый второй немец выступает против того, чтобы она в четвертый раз возглавила правительство в 2017 году. Об этом свидетельствуют данные опроса компании Emnid для издания Bild am Sonntag, опубликованные в субботу, 27 августа.
Согласно исследованию общественного мнения, 42% немцев поддерживают назначение Меркель. Таким образом, непопулярность канцлера растет: в ноябре ее кандидатуру поддерживали 45% опрошенных, 48% выступали против.
Между тем, в Германии неуклонно приближаются федеральные выборы (они состоятся весной 2017 года). И если Ангела Меркель планирует снова выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера, об этом следует объявить заранее. Предполагалось, что такое заявление будет сделано еще весной 2016 года. Однако из-за проблем, связанных с наплывом беженцев в страны ЕС и в Германию в частности, канцлер не стала говорить о своих планах.
Напомним: в мае немецкие СМИ сообщали, что популярность блока Меркель снизилась до самого низкого с 2012 года уровня. А 7 мая в Берлине прошел митинг против проводимой канцлером политики в отношении беженцев, на котором собравшиеся выступали за отставку главы правительства и за восстановление пограничного контроля в Европе.
Положение Меркель усугубляется разногласиями с лидером партии «Христианско-социальный союз» (ХСС) Хорстом Зеехофером (ХСС, наряду с «Христианско-демократическим союзом» (ХДС), входит в правящую коалицию). Политика Меркель в отношении мигрантов многократно подвергалась критике с его стороны, а вступать в борьбу за пост канцлера Германии без его поддержки Меркель совершенно не с руки.
Вместе с тем, по мнению экспертов, мало кто может составить ей реальную конкуренцию. За последние 10 лет Меркель уничтожила в политическом смысле всех опасных противников в руководстве христианских демократов.
В ФРГ многие считают возможным кандидатом на пост канцлера министра обороны Урсулу фон дер Ляйен. Ей 57 лет, она — дочь бывшего известного лидера христианских демократов из Нижней Саксонии. Глава военного ведомства — третий ее министерский пост, и она намекает, что готова заняться более ответственной работой.
Другой возможный кандидат — нынешний глава МИД ФРГ, член Социал-демократической партии Франк-Вальтер Штайнмайер. Правда, восемь лет назад он уже баллотировался на пост канцлера, и с треском проиграл Меркель.
Есть, наконец, министр финансов Вольфганг Шойбле. Однако он находится в инвалидной коляске после покушения, и ему далеко за 70.
Кто станет новым канцлером ФРГ, какие последствия это будет иметь для России?
— На рейтинге Меркель сказывается психологический эффект усталости от нее в немецком обществе, — считает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
— Тем более, дела Германии обстоят не блестяще, и идут явно не в том направлении, в котором большинству немцев хотелось бы.
Надо сказать, России пребывание Меркель на посту канцлера совершенно не на руку: с самого начала своего правления — с осени 2005 года — она придерживается последовательной антироссийской позиции.
Дело в том, что Ангела Меркель сторонница идеи, что естественная задача Германии — стать лидером стран Восточной Европы (в первую очередь Польши, стран Балтии, Украины), и начать хозяйственное освоение этих стран. А поскольку эти страны настроены антироссийски, Меркель делает Германию лидером антироссийского блока.
«СП»: — Кто из немецких политиков может составить Меркель конкуренцию?
— На мой взгляд, наиболее вероятные фигуры на сегодня — это Хорст Зеехофер и Франк-Вальтер Штайнмайер. С точки зрения Москвы, это неидеальные кандидаты: к сожалению, сейчас в Германии нет такого политика, каким был Герхард Шредер, — который бы проводил жесткую антиатлантическую линию. Но Зеехофер и Штайнмайер хороши хотя бы тем, что занимают более умеренные позиции, чем Меркель.
Да, и они евроатлантисты: они считают, что американское присутствие в ФРГ и ЕС — это хорошо. Но вместе с тем, они считают, что нужно выстраивать конструктивные отношения с Россией. А Меркель считает, что главное — это следовать в фарватере политики США.
«СП»: — Насколько для нас важны отношения с Германией?
— Германия для нас категорически важна: хорошие отношения с ней жизненно необходимы России. Во-первых, потому, что американцы сейчас активно выстраивают из ФРГ оплот антироссийского влияния. Вашингтон всерьез стремится развернуть Берлин против Москвы. Это значит, что нам придется иметь дело с Германией, которая будет крепнуть не только в экономическом и политическом отношении, но и, возможно, в военном. Причем, эта Германия будет подкреплена еще Польшей, Прибалтикой и Украиной. Для нас это довольно опасная ситуация.
Кроме того, Германия всегда была нам важна как мост и контактный центр между РФ, США и остальным Западом. Если мы полностью теряем ФРГ — мы теряем влиятельного международного посредника.
Я уже не беру чисто экономические потери: ФРГ нам важна еще и как приоритетный торговый партнер.
«СП»: — Как выглядят перспективы укрепления ФРГ в военной сфере?
— Ганноверский мини-саммит НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция и Италия), который состоялся в апреле текущего года, убедительно показал, что американцы тянут Германию именно по этому пути — стратегически ведут дело к тому, чтобы немецкие войска стали основой сдерживания России в Прибалтике, Польше, и даже на Украине.
По сути, Вашингтон реанимирует стратегию сталкивания РФ и Германии. Причем есть шансы, что эта стратегия приведет к успеху — если Германией по-прежнему будут управлять такие политики, как Ангела Меркель.
Речь не идет о столкновении масштаба Второй мировой. Но столкнуть Москву и Берлин в локальном конфликте типа приднестровского или украинского, — заветная мечта американских политиков. Причем, эта линия будет подаваться под соусом необходимости воссоединения Калининграда с Германией, и восстановления «исторического» патронажа ФРГ над Украиной.
«СП»: — Каковы шансы, что Меркель удержится на посту канцлера?
— К сожалению, шансы есть. Пока, несмотря на недовольство немцев, я не вижу серьезной политической борьбы против Меркель…
— В своей политике Меркель совершила две ошибки, за которые сейчас расплачивается падением популярности, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
— Прежде всего, в отношении беженцев она неверно оценила возможности и эффективность немецких государственных правовых и социальных институтов. Масштабный поток мигрантов оказался для этих институтов слишком жесткой задачей, и они не смогли с ней справиться.
Второй крупной ошибкой стала искусственная экономическая война с Россией. Все же Москва является стратегическим партнером Берлина, и немецкий бизнес всегда высказывался в том духе, что разрыв торговых отношений с РФ неминуемо приведет Германию к катастрофе. В целом, немецкое общественное мнение не считает правильной политику ФРГ на Украине, и считает противостояние с Россией надуманным.
Однако на руках Меркель имеются и сильные козыри. Прежде всего, Германия является одной из немногих стран мира, которая демонстрирует устойчивый экономический рост, что особенно заметно на фоне падения других европейских экономик. Именно при Меркель ФРГ значительно укрепила свои позиции в ЕС — настолько, что политологи стали называть нынешнюю Европу «Четвертым рейхом».
Думаю, делая ставку на этот позитив, Меркель не только выдвинет свою кандидатуру на пост канцлера в четвертый раз, но и имеет неслабые шансы победить.
Для России это плохо: потому, что Германия является мощной экономикой, лидером ЕС, и весьма влиятельным игроком в Восточной Европе. Хорошие отношения с Берлином позволили бы Москве улучшить отношения с добрым десятком европейских стран.
Отдельный вопрос, почему Меркель активно настроена против России. Ряд европейских экспертов озвучивали версию, согласно которой Меркель во времена Варшавского договора являлась агентом спецслужб США, и якобы с тех пор взаимодействие с Вашингтоном, — закрытое и тайное, — у нее осталось.
Вторая версия заключается в том, что Меркель сознательно нацелена на экспансию в Восточную Европу, и на построение полноценного Четвертого рейха.
Третье объяснение — что Меркель заключила тайное соглашение с влиятельными международными кругами: они позволили прогерманским политикам занять ряд ключевых постов в Еврокомиссии, а взамен Берлин отошел от хороших отношений с Россией, и занял выраженную антироссийскую позицию.
Какая бы из этих версий ни была истинной, расклада сил в отношениях Москва-Берлин это, к сожалению, не меняет…