В понедельник, 29 августа, президент Украины Петр Порошенко уволил главу своей администрации Бориса Ложкина и назначил на этот пост председателя Харьковской областной государственной администрации Игоря Райнина. По сообщениям украинских СМИ, Ложкин сам попросился в отставку, потому что «устал» и хочет показывать результат, которого «никто от него не ждет». Слухи об отставке Ложкина ходили давно. Но администрация президента упорно их опровергала.
Стоит отметить, что данная перестановка сразу же вызвала нешуточные споры среди экспертов. Разные версии выдвигаются как относительно ее причин, так и последствий для внутренней и внешней политики Порошенко. Некоторые считают, что назначение Райнина не приведет к серьезным изменениям в политике Киева. Другие уверены, что это начало перезагрузки украинской власти.
Обращают на себя внимание два фактора. Во-первых, Райнин — выходец из Харькова, бывший при Игоре Балуте его первым заместителем и, собственно, его на этом посту сменивший. Некоторые называют Райнина человеком, близким к другому экс-губернатору, а ныне министру внутренних дел Арсену Авакову. Отмечают также, что Райнин мог умело находить подход не только к Авакову, но и к его давнему оппоненту — мэру Харькова Геннадию Кернесу.
Как пишет на своей странице в «Фейсбуке» тележурналист принадлежащего Игорю Коломойскому телеканала «1+1» Александр Дубинский, смена Ложкина на Райнина на посту главы администрации президента свидетельствует о выходе на финальную стадию проекта по объединению в единую политическую силу «Народного фронта» и пропрезидентской «Солидарности».
Целью такого объединения, по мнению журналиста, является погашение президентских амбиций львовского мэра Андрея Садового и Юлии Тимошенко, а также формирование условий для выполнения Минских соглашений — без которых не будет кредитов от США и МВФ.
«Новый проект может получить название „Народная солидарность“ и 223 депутатских голоса, к которым прибавятся 23 голоса фракции „Возрождение“ — и вуаля, готова новая коалиция, без „Батькивщины“ и „Самопомощи“, в 246 голосов», — убежден Дубинский. По его мнению, в дальнейшем произойдет постепенное переформатирование «Стратегической семерки» в «Великолепную двойку» Аваков-Порошенко, но уже без исторической параллели с двойкой Ющенко-Тимошенко. В этом случае объединение НФ-БПП — это не столько борьба за власть, сколько борьба за контроль над сферами экономики и вытеснение «из-за стола» лишних ртов под гарантии безопасности тем, кто два года занимался формированием действующей системы власти и набиванием карманов.
Кроме того, эксперты напоминают, что новый глава администрации президента известен тем, что подавлял в Харькове сопротивление тех, кто выступает за диалог с Россией. «Что касается самого Райнина, то он известен как эффективный управленец, который довольно успешно себя проявил в должности губернатора Харьковской области. Причем не только как успешный человек в части экономики, социальной сферы, строительства и прочего, но также и успешный в том смысле, что он выступил в роли „держиморды“, который сделал все возможное, чтобы там ничего не дышало „антибандеровское“. По слухам, у него важная роль в подавлении любого свободного голоса тех людей, которые хотели бы наладить отношения с Россией», — рассказал РИА «Новости» директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Мне трудно представить себе, что Райнин может так же, как раньше Ложкин поехать и пообщаться с главой АП РФ. Уже слишком он себя проявил как рьяный защитник идеалов украинского национализма и известен как человек, который зачищал Харьков от любых нелояльных Киеву акций… Ходили даже слухи, что к репрессиям по отношению к Александровской (лидер харьковских коммунистов — ред.) он имел непосредственное отношение», — отметил Погребинский в интервью «Политнавигатору».
Напомним также, что Райнин активно давил на Харьковский горсовет, чтобы тот признал Россию агрессором, и таки добился своего.
Тем не менее, большинство экспертов сходится в том, что назначение Райнина и уход Ложкина никак не повлияют на отношения Украины с Россией и на внешнюю политику Киева в целом.
— Чем на самом деле вызвано это кадровое решение точно ответить смогут те люди, которые располагают инсайдом из окружения Порошенко, — говорит харьковский политолог, директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.
— Но достаточно очевидно, что ни к какой перезагрузке смена главы администрации не приведёт. Видимо, увольнение Ложкина, действительно, связано не с тем, что Порошенко был не доволен его работой, а с тем что, что он сам пожелал уйти (об этом писалось в официозных украинских изданиях) или же потому, что в будущем у него будет какая-то роль в команде, ради которой сейчас надо было оставить этот традиционно одиозный на Украине пост.
В любом случае, увольнение прошло весьма «благодушно», об этом говорит и в целом тональность заявлений Порошенко в адрес ушедшего главы администрации, и то, что Ложкин останется его советником и, собственно, тот факт, что пост теперь занял Игорь Райнин — по крайней мере, отчасти — креатура Ложкина. Вряд ли, если бы между Порошенко и Ложкиным пробежала черная кошка, это бы произошло.
Так что, думаю, никаких значительных содержательных перемен ждать не стоит. Стилистические, да, могут быть, но связаны они будут с разницей в управленческом стиле старого и нового главы администрации, не более.
«СП»: — Новый глава администрации Игорь Райнин известен тем, что подавлял в Харькове голос тех, кто выступает за диалог с Россией. Означает ли его назначение осложнение диалога с Москвой?
— Повторю, каких-то серьезных изменений в политике Киева вряд ли стоит ждать. Другое дело, что Райнин в Харькове проявил себя лояльным и последовательным проводником политики Порошенко, причем достаточно эффективным, и, видимо, именно за это и был выбран. Осложнить же диалог с Москвой сегодня достаточно сложно, потому что публично он и так практически заморожен, а не публично ведется другими людьми. Сейчас, кто бы ни занял этот пост, это в любом случае будет человек, «который так или иначе, подавлял голос, выступающих за диалог с Россией».
«СП»: — Журналист Александр Дубинский считает, что замена Ложкина на Райнина на посту главы администрации президента означает завершение объединения в единую политическую силу «Народного фронта» и пропрезидентской «Солидарности». Как бы вы прокомментировали подобное предположение?
— Наверное, оно имеет право на жизнь. Интересно было посмотреть социологию по этому гипотетическому проекту, мне такая пока не попадалась. Но вряд ли такое объединение поможет повысить рейтинг ориентированной на Порошенко политсилы. «Народный фронт» популярностью в последнее время совсем не пользуется и такое объединение голосов скорее не прибавит, а убавит. Более того, исходя из тех опросов, которые есть на сегодняшний день, даже если изберутся много лояльных мажоритарщиков, версия о том, что такое объединение проведет в парламент 223 человека, мне представляется совершенно нереальной.
«СП»: — Насколько подобные перестановки согласованы с Вашингтоном? Это с его подачи или инициатива Порошенко? Устраивает ли Вашингтон текущая политическая конфигурация в Киеве?
— С чьей подачи это произошло, пытаться угадать — дело неблагодарное. Но то, что каким-то образом было согласовано — нет никаких сомнений. Если бы Соединенные Штаты что-то не устроило, уверен, они бы молчать не стали. Американские официальные лица неоднократно высказывались, отбросив какой бы то ни было политес, если им не нравилось то или иное кадровое решение, и жестко продавливали свою позицию. Ситуация с генпрокурором тому просто хрестоматийный пример, который обязательно войдет в учебники по политологии.
Должность же главы администрации, действительно, значимая, так что без внимания такое решение бы точно не осталось. Напомню: существует точка зрения, не лишенная смысла, что и Януковичу его бессменный глава администрации был навязан Вашингтоном, что уж говорить о Порошенко?
— Возможно, причина этой перестановки в том, что Борису Ложкину не только не удалось создать прочную пропрезидентскую коалицию в Верховной Раде, но администрация вообще потеряла контроль над парламентом, — полагает политический обозреватель Виктор Шапинов.
— Особенно это не нравится американским «страшим братьям» Порошенко, которые вынуждены продавливать какие-то решения через Верховную Раду в «ручном режиме», при личном участии Нуланд.
«СП»: — Некоторые считают Райнина близким к Авакову. Так ли это? Можно ли, если это так, считать, что это назначение приведет к объединению Порошенко и «Народного фронта»?
— Такое объединение возможно и вероятно. Однако я не думаю, что Порошенко отдаст пост главы собственной администрации представителю другого клана. Скорее будет торг вокруг каких-то постов в правительстве или губернаторских позиций. Если такое назначение все же случится, это будет свидетельством того, что у Порошенко все очень плохо.
«СП»: — Какие, по-вашему, ещё изменения могут произойти в политической конфигурации Украины? Повлияет ли на неё исход выборов в США?
— Пока кардинальных изменений не предвидится. Общественное мнение медленно сдвигается в сторону умеренных политических сил, но пока это не повлияло на расклады внутри власти. Возможно, какие-то подвижки произойдут осенью, когда массовое недовольство социально-экономической политикой станет невозможно игнорировать. Что касается выборов в США, то новая администрация, скорее всего, продолжит ту же линию, что проводится сегодня. Конечно, Клинтон больший «ястреб», чем Обама, но у США сейчас слишком много первоочередных международных проблем, чтобы всерьез помогать украинскому режиму.
«СП»: — Райнина называют человеком, занимавшим жесткую позицию по отношению к Москве. Стоит ли ожидать еще большего охлаждения между странами?
— Давайте посмотрим, к чему привела ситуация с неназначением послов. К тому, что единственным каналом связи с Москвой остался Виктор Медведчук. Стало ли Порошенко легче от этого? Думаю, нет. Украинская власть под давлением радикалов усложняет для себя ситуацию. Отказываясь от диалога с Москвой, она фактически делегирует свой суверенитет США, которые этот диалог ведут. Видимо, украинские элиты считают для себя более удобным передать политические полномочия «внешнему управляющему», а самим заниматься «экономикой».