Накануне объявления о прекращении огня 1 сентября глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что установить перемирие в Донбассе сможет только смена власти на Украине.
— Никакое давление — ни с запада, ни с востока, ни с севера или юга — не способно заставить Киев надолго прекратить огонь… Установить прочный мир в Донбассе могут только полный демонтаж нынешнего режима в Киеве и глубокая программа по денацификации Украины, как это было в Германии в 1945 году. Чем скорее Запад это поймет, тем меньше средств и времени это займет, — сказал Плотницкий.
О том, что для разрешения кризиса на востоке Украины необходимы смена власти в Киеве и создание конфедерации на всей территории страны заявил и заместитель командующего оперативным командованием Донецкой Народной Республики Эдуард Басурин.
— Лучше всего в качестве формы государственного устройства Украине подходит конфедерация, — сказал Басурин.
При этом он подчеркнул, что еще одним необходимым условием для разрешения конфликта в Донбассе является смена власти в Киеве.
— Я всегда об этом говорил — пока власть в Киеве не поменяется, решить проблему Донбасса мирным путем не получится. Решение кризиса — в смене украинской власти, — заявил Эдуард Басурин.
В последнее время много говорится о том, что Запад разочаровался в нынешнем киевском режиме и всё меньше выказывает желания давать очередные кредиты Украине, поскольку большая часть денег всё равно разворовывается. Может быть, действительно, Запад постепенно дозреет до мысли, что необходимо разделить Украину на зоны влияния, примерно, как это было с Германией после Второй мировой войны?
— Нынешний киевский режим, конечно, не до конца устраивает Запад — и деньги разворовываются, и Донбасс задавить не смог, — говорит член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заместитель Богдан Безпалько.
— Однако он делает главное — насаждает русофобскую идеологию, и поэтому Запад его терпит и будет терпеть. А Украина в виде конфедерации ни в коем случае Запад не устраивает. Ведь это будет означать, что регионы, где пророссийское население составляет большинство, будут обладать полнотой экономической и политической свободы. И тогда Украина действительно станет похожей на Германию после Второй мировой войны. А это будет означать, что Россия получит влияние на часть регионов Украины. Этого Запад допускать ни в коем случае не хочет. Его задача — полностью вытеснить Россию из этого пространства. Собственно, поэтому даже Минские соглашения никак не могут быть выполнены. Притом что эти соглашение — куда более устраивающий Запад вариант решения украинского конфликта. Превращение Украины в конфедерацию будет фактически означать прекращение существования украинского государства в нынешнем виде.
Заявление Плотницкого — это, прежде всего, демонстрация позиции, согласно которой республики Донбасса, готовы интегрироваться в украинское государство. Но не такое, как сейчас. При этом глава ЛНР, я думаю, прекрасно осознаёт, что в обозримой перспективе Запад, и, главным образом, США даже не рассматривают варианта превращения страны в конфедерацию, а уж тем более раздела её по типу послевоенной Германии.
«СП»: — С другой стороны, в том же Евросоюзе, наверно, не могут не понимать, что дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в «незалежной», может привести к хаосу в этой стране и к миллионам беженцев, в том числе на территории Европы?
— Европейцы всё-таки не самостоятельны во внешней политике. Да и превращение Украины в конфедерацию может означать, что какой-то из «кусков» этой страны им придётся в той или иной степени содержать. А этого очень не хочется делать, учитывая собственные проблемы в экономике. Европейцам выгодно развивать экономические отношения с Россией, но этого не дают делать США. Если на минуту предположить, что американцы завтра разрешат Европе расширить экономическое сотрудничество с Россией, они тут же с удовольствием это сделают. А Украина их мало интересует, она где-то там, на обочине их интересов.
— Действительно, сегодня говорить об Украинской Федерации уже поздно, — считает политолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН Антон Бредихин.
— Эта идея умерла вместе с улетающим с Бальбека самолетом Януковича. Ждет ли Украину конфедеративное будущее? Вполне может быть, смотря в каких границах. Минские соглашения навязывают ДНР и ЛНР возвращение в состав Украины. Но сами республики горячего желания идти под власть Киева не испытывают. Да и восстанавливать их пострадавшую за годы войны инфраструктуру Киев не собирается. В случае смены власти на Украине и заключения союзнического соглашения между странами-соседями о разделе сфер влияния бремя восстановления Донбасса, да и вообще всей социалки Юго-Востока ляжет на Москву. Готова ли Россия к такому варианту? Пример с Крымом показывает ряд успехов в подобных делах. Но не помешало бы и изрядное финансирование от новых украинских властей. Польша радостно «оттяпает» Галичину, Венгрия — Закарпатье, Румыния — Буковину и Буджак. Но останутся недовольные крымские татары в Херсонщине, которые будут требовать вхождения в союзническое соглашение с Турцией, что никак не устроит Россию.
Децентрализованная и разделённая на сферы влияния Украина все равно останется дестабилизированной территорией. Её окончательный раздел лишь способен утихомирить радикалов и задушить неонацистскую угрозу. Готова ли к этому Европа? Скорее всего, нет. Так как делить её будут, в том числе, и страны-участницы ЕС, а притока украинских легальных мигрантов Брюссель просто не выдержит.