
В 2010 году у РЕН ТВ и «Пятого канала» не будет собственных новостей, а их производителем станет одно из подразделений государственной телекомпании Russia Today, пишет «Коммерсантъ». Новый гендиректор РЕН ТВ Михаил Концерев не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что новости для канала будут заказаны у структур RT. По словам Концерева, «новая концепция и связанные с ней изменения пока являются непубличной информацией».
Что происходит на российском телевидении, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.
«СП»: — Дмитрий Борисович, как можно расценить новации на каналах?
— Совершенно очевидно, что происходит переформатирование каналов. У них отбирается главное — служба новостей. Если новости будут делаться командой Russia Today, то, естественно, новостные команды обоих каналов перестанут существовать. А новости — лицо канала.
Поэтому речь, конечно, идет о приручении — или о кастрации, если угодно — двух последних независимых, в новостном отношении, каналов.
«СП»: — Можно ли здесь провести аналогии с разгоном НТВ?
— Это пройдет гораздо тише. На РЕН-ТВ и «Пятом канале» уже несколько раз менялся собственник. Если НТВ мучительно отбирали, потому что была проблема смены собственника, то сейчас собственник вполне вправе обеспечивать нужную редакционную политику. Поэтому он скажет, что из-за соображений коммерческой целесообразности удобнее делать новости в одном месте, с одной командой. Это, что называется, чисто бизнес.
«СП»: — Для общества это значимое событие, сопоставимое с событиями вокруг НТВ? И почему, кстати, после разгона НТВ двум этим каналам позволили подняться и нести отсебятину?
— Отсебятина весьма относительна, оба этих канала достаточно корректны. Потом, есть такая логика: фрондерствующей интеллигенции нужна какая-то отдушина, вроде «Эха Москвы». Наконец, в элитах нет в этом вопросе явного совпадения мнений. Поэтому, чтобы создать приличные внешние очертания, когда разгоняли НТВ, часть элит, в том числе либеральных, вполне успешно убедили в том, что это полезно, поскольку Гусинский — человек нехороший. И многие люди, которые до того пользовались репутацией демократически мыслящих, в разгоне участвовали. Достаточно вспомнить г-на Коха. Думаю, сейчас он об этом сильно жалеет. Сегодня в элитах вряд ли кто-то сможет противостоять переформатированию двух каналов. Здесь, действительно, трудно спорить: начальник, хозяин хочет сэкономить деньги и сделать новости другими. Что тут скажешь? Это его право.
«СП»: — А общественное мнение?
— Люди прекрасно понимают, что это значит. Но если люди так же спокойно принимают результаты выборов, также прекрасно понимая, что они значат — никаких протестных явлений ожидать не приходится.
«СП»: — Почему для ликвидации каналов выбран именно этот момент?
— Это правильно, потому что до выборов остается минимум год — если они будут досрочными. И оттягивать дольше не следует, надо заранее все информационное поле сделать подчиненным.
«СП»: — То есть речь идет о планомерной предвыборной зачистке?
— Не только предвыборной. Она долгосрочная — сужение независимых, или частично независимых информационных источников. Наверное, потом будет что-то похожее и с интернетом.
«СП»: — До того же «Эха Москвы» или «Новой газеты» дойдут руки в этой зачистке?
— Не знаю. Надеюсь, что нет, это довольно трудно. Но если сильно припрет — дойдут. А, видимо, припрет сильно, потому что раздражение нарастает. И внизу, и в элитах тоже, кстати говоря. Но поздно — раньше надо было думать элитам.
«СП»: — Почему?
— Сейчас они в лучшем случае способны к бунту на коленях. Примерно к такому, который произошел в Думе. Все же понимают, какие это были выборы. Элиты продемонстрировали некоторое неудовольство. Попрыгали-попрыгали — и вернулись обратно в стойло.
Другое мнение
А вот как трактуют ситуацию официальные представители РЕН-ТВ. Своим мнением делится пресс-секретарь телеканала Антон Назаров.
«СП»: — Антон, вам уже известно, что службу новостей у вас ликвидируют?
— На канале новый генеральный директор — Михаил Концерев, который выходит на работу 23 октября. После этой даты станут понятны основные контуры изменений на канале, и будут ли эти изменения вообще.
«СП»: — Но источники уверенно говорят, что новостей на РЕН-ТВ не будет. Один из собственных источников «Свободной прессы» выдвинул такую версию: после ухода некоторых людей их новостной команды, качество новостей стало низким. Это так?
— У нас было несколько смен руководителей новостей. Была Елена Федорова, потом Илья Кузьменков. Когда Илья покинул канал, все тоже говорили, что новости наши поменяются, и станут более прокремлевскими. Особенно после того, как Алексей Абакумов возглавил наше информационное вещание. Через некоторое время стало понятно, что ничего не поменялось, и разговоры поутихли. Теперь эти разговоры снова вернулись. Но, повторюсь, для нас они — регулярная история.
«СП»: — Наш источник говорит, якобы, новости у вас делаются «на коленке», малыми силами…
— Ну почему на коленке? У нас достаточно профессиональные новости, большое количество людей в них занято, работают одни из лучших корреспондентов в стране. Не говоря о том, что «Неделя с Марианной Максимовской» тоже является частью нашего информационного вещания, а сама Марианна является заместителем главного редактора телекомпании. Я бы не сказал, что это делается на коленке.
«СП»: — С другой стороны, есть версия, что закрытие новостей на РЕН-ТВ — это конец свободного телевидения. Вы сами как считаете?
— Я думаю, новости существуют не только на нашем телеканале — по большому счету. Я не имею в виду федеральные каналы, с совершенно понятными новостями. Есть новости, например, на телеканале «Звезда». Я, единственное, не могу понять, откуда такая уверенность, что похороны демократии уже состоялись? Я работал здесь, когда компанию покидал Илья Кузьменков — было абсолютно то же самое. Мне звонили в совершенной уверенности, поскольку Абакумов пришел к нам с ВГТРК, то теперь наши новости перестанут иметь какое-либо лицо.
«СП»: — То есть вас эти слухи не тревожат?
— Похороны демократии на нашем канале пытаются устроить с завидной регулярностью. Давайте дождемся нового гендиректора, и узнаем, что будет происходить на самом деле, а не слухи и домыслы. Все будет нормально, и никаких предпосылок для того, чтобы наши новости меняли формат, пока не существует.